Почетные граждане города Озерска

На главную                                         О проекте                                         Персоналия


Персоналия


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

вернуться назад

А. Басов

ДЛЯ ОЗЕРСКА И РАДИ ЛЮДЕЙ

Жизнь Бориса Андреевича Зубко всегда была полна событий и приключений, горестей и радостей, встреч и расставаний. С самого детства он понял простую истину: человек славен не местом под солнцем, а своим трудом. Это и стало его жизненным принципом.

Родился в 1937 году в большой и дружной семье в небольшом селе под Харьковом. Мало сохранилось в памяти от того времени. Война, оккупация, голод.

Эту историю ему потом рассказала мать. В то время отец работал на железной дороге. Однажды состав не дошел до пункта назначения: пути перекрыли немецкие танки. Чтобы избежать плена, экипаж поезда выбирался из окружения. Когда показалось родное село, до которого немцы еще не добрались, оказалось, что все самое тяжелое позади. Однако ночью село заняли фашисты. А под утро партизаны совершили дерзкую вылазку: перебили вражеских постовых и сожгли склад с оружием. Ранним утром захватчики врывались в дома мирных жителей и выгоняли всех на площадь. Комендант зачитал приказ, согласно которому за смерть каждого из немецких солдат будут расстреляны десять мирных граждан. Тогда отца и несколько десятков односельчан расстреляли прямо на глазах родных.

- Эту сцену расстрела запомнил навсегда, - вспоминает Борис Андреевич. - Войну пережили. Казалось, что жизнь начнется совсем другая. В 44-ом году пошел в школу. Помню, какое счастье было на лицах у людей, когда объявили, что Германия капитулировала.

Удалось пережить и голод. В 1955 году Борис закончил школу с медалью и сразу же поступил учиться в Харьковский автотранспортный институт. Отличные знания помогли: набрал 25 баллов на пяти экзаменах. С самого детства мечтал стать шофером. Закончил институт с красным дипломом в I960 году.

- Тогда в институте была традиция, - вспоминает Борис Андреевич. - На мраморную доску наносились фамилии тех, кто окончил институт с отличием. Много лет спустя, в этом же институте учился племянник, который рассказал, что видел фамилию Зубко на доске почета.

На комиссии по распределению Борису объявили, что лучшие специалисты будут распределены по спецнабору. Куда и кем, не сказали. Вернулся домой. Его отчим увидел и спрашивает шепотом:

- Борька, что ты такое натворил? Тут люди приходили интересовались кто ты, откуда родом, кто родители...

Уже в начале осени получил, наконец, направление - Челябинск и адрес. Ничего не объяснили. Дескать, на месте расскажут. Пришел по нужному адресу. Небольшая контора. В этот же день Бориса направили в Кыштым. И снова ничего не объяснили. Поселился в маленькой гостинице. А через несколько дней, когда были готовы документы, Борис Зубко оказался в Озерске. Он был направлен инженером на промплощадку.

Потом была командировка в Казахстан, где пришлось работать на строительстве пусковых шахт для межконтинентальных ракет. Карьера Бориса Андреевича была стремительной - уже в 35 лет он возглавил Управление автомобильного транспорта.

Никогда не думал, что именно тогда нашел свое место. Но Зубко здесь проработал больше тридцати лет.

- Казалось бы, каждый день одни и те же проблемы, вопросы, не терпящие отлагательства. Но рутинной работа не была, - рассказывает Борис Андреевич. - Осваивали новые автомобили. Расширяли базу. Строили боксы и гаражи для машин. Обновляли станки и инструменты. Коллектив подобрался хороший - сплоченный, дружный, профессиональный.

В конце 70-х годов началось движение "экономика должна быть экономной". Тогда к 1300 автомобилям прибавилось множество различных прицепов самого различного назначения, чтобы один водитель мог вести целый автопоезд. Так удавалось повысить производительность труда.

Когда в Озерске начали строить первые жилые крупнопанельные дома, оказалось что прицепы-панелевозы, имеющиеся на предприятии, не приспособлены для перевозки таких крупных конструкций. В мастерских управления закипела работа по их переделке.

Лишь в прошлом году, когда Борису Андреевичу исполнилось 66 лет, решил Зубко подыскать занятие поспокойней: возраст уже не позволял работать по 12-14 часов в сутки. Тогда его и пригласил на работу начальником автотранспортного цеха генеральный директор ЗАО "Опытный завод энергоустановок" Дмитрий Алявдин.

В этом году Борис Андреевич вступил в партию "Родина".

- Я внимательно читал в газетах выступления Глазьева и Рогозина. Мне кажется, что именно их мысли наиболее точно совпадают моими и именно: четкую социальную направленность, - считает Борис Андреевич. - Что же касается нашего Озерска, то мне очень не нравится, что в городе нет политической стабильности. Более того, мэры у нас - "одноразовые". И сейчас, накануне выборов я не вижу ни одного кандидата, который мог бы вернуть городу былую славу.

Источник: Басов А. Для Озерска и ради людей [Б. А. Зубко] // Конкретная газета. - 2004. - 18 ноября. - С. 3.