Почетные граждане города Озерска

На главную                                         О проекте                                         Персоналия


Персоналия


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

вернуться назад

Г. Костенко

Встреча с первостроителем города

- Григории Иванович, Вы, бывший офицер, прошли всю войну с начала и до конца, а как попали на Урал?

- В 1940 году я закончил строительный техникум в городе Фрунзе и был призван в армию. Во время Великой Отечественной воины в звании старшего лейтенанта, командовал ротой, штурмовал Берлин и на стене рейхстага оставил свою подпись. Затем военную службу продолжал и Германии.

В конце сорок шестого года специалисты из всех воинских частей направлялись на строительство военных объектов. Лично я получил предписание выехать в город Кыштым в распоряжение генерал-майора Paппопорта.

Здесь интересно вспомнить один момент. Где находится город Кыштым, никто не знал даже в штабе дивизии, И в штабе оккупационных войск пожимали плечами и разводили руками. В то время наша дивизия стояла в городе Риза, между Берлином и Дрезденом. Я проживал в доме доктора медицинских наук. Ему и пожаловалея, что, мол, должен ехать в город Кыштым, а где он находится - не знаю. Желая помочь мне, доктор вспомнил о карте Европы и Азии, которая хранилась у него в чулане. Мы развернули ее на полу в гостиной и, передвигаясь ползком, начали искать Кыштым: он - с Запада, я - с Дальнего Востока. И вдруг доктор закричал: "Георг! Кыштым - Урал!" Так я узнал, куда мне предстоит командировка.

Урал оказался моей судьбой. В пункт назначения я прибыл 14 января 1947 года. К этому времени уже была построена железная дорога от Кыштыма до промплощадки, где шли работы на котловане для здания № 1 - под атомный реактор.

- Расскажите, как велось строительство на промышленной площадке, куда Вас назначили мастером?

- Когда я пришел на стройку, на здании управления красовался такой лозунг: "Закончим объект к 7 ноября 1947 года!". Здесь уместно заметить, что о назначении здания никто не знал. Проект был выдан только на котлован (в плане: площадь - 80 х 80 м, глубина - 10 м). Работали вручную, с помощью лопат и кирок: грунт вывозили на лошадях в грабарках.

Спустя некоторое время мы получили приказ углубить котлован до 20, а потом еще до 40 метров.

На строительство почти ежедневно прибывали рабочие, воинские строительные части и инженерно-технические кадры. К весне 1947 года на комплексе "А" насчитывалось до 3-х тысяч военных, большое количество заключенных и репатриированных советских граждан.

Здание начали возводить с отметками 43 метра, но когда основные работы были закончены и приступили к монтажу реактора, обнаружилась досадная ошибка в проекте. Необходимо было здание нарастить к низу до уровня 53 метра. Для решения этой задачи приехали лучшие эксперты. Многодневные совещания проводились под руководством министра Ванникова, назывался срок - полгода .

Но правительство шесть мeсяцев не устраивали. И начальником участка Богатовым был предложен рискованный вариант, намного сокративший время исправления ошибки.

Бетонная шахта не обеспечивала герметичность, и на десятиметровой глубине сочилась грунтовая вода. На самой глубине она превращалась в сплошной ливень. По этой шахте круглосуточно поднимали в бадьях грунт.

В нее спускались заключенные - добровольцы. Была установлена продолжительность смены - четыре часа, затем - два. Бригады комплектовались по 6-10 человек. За перевыполнение норм тут же, после окончания смены, выдавались денежные вознаграждения, колбаса и хлеб.

Углубить котлован удалось за 10 суток. Строительно-монтажные работы по возведению первого атомного реактора выполнены в течение полутора лет. Это ли не героизм, это ли не трудовое достижение?

- Григорий Иванович, среди Ваших наград - орден Трудового Красного Знамени...

- Я в составе большой группы рабочих и ИТР получил этот орден за возведение здания № 101 (комплекс "Б").

- И в заключение хочется спросить, как сложилась Ваша дальнейшая судьба?

- Заочно закончил строительный институт, работал в управлении строительства начальником ПТО, зам. главного инженера, а в 1973 году в звании полковника уволился в запас, но продолжал трудиться начальником технического отдела ЮУС.

За безупречный и долголетний труд Григорию Ивановичу Турову было присвоено звание "Почетный гражданин города". Выйдя на пенсию, он и сейчас не знает покоя - готовит в Южно-Уральском политехникуме подрастающее поколение строителей.

Источник: Костенко Г. Встреча с первостроителем // Озерский вестник. - 1990. - 7 ноября. - С. 3.