Почетные граждане города Озерска

На главную                                         О проекте                                         Персоналия


Персоналия


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

вернуться назад

К. Алексеев

МАСТЕР И МАРГАРИТА

Это была любовь с первого взгляда. Он шел с тренировки, заглянул во Дворец железнодорожников, на сцене которого она репетировала очередной танец, и вот уже сорок лет они идут по жизни сольной танцевальной парой.

Весной 1958 года в Пензу приехал на гастроли московский танцевальный ансамбль. Москвичей покорила сольная пара пензяков, и разлука попробовала эту пару на прочность. В далекое турне по Поволжью и Кавказу коллектив забрал Маргариту. Вячеслав остался заканчивать учебу.

Однако восходящая эстрадная звезда Маргариты не сумела снять тень тоски по дому в ее душе. Администратор ансамбля принимает решение прервать гастроли и заехать на три дня в Пензу.

За эти три дня Вячеслав и Маргарита успевают зарегистрироваться в ЗАГСе. Она продолжает гастроли, он защищает диплом. Получает распределение в Челябинск, отзывает домой жену и... исчезает.

Начинаются испытания чуть не по Булгакову.

Она теряется в догадках: где он, что с ним? Лишь получает регулярно телеграммы: "Повремени отъездом". Он крошит о пол общежития табуретки, лишенный возможности приехать за ней или хотя бы вразумительно все объяснить.

Наконец наступил осенний день пятьдесят восьмого, когда они, взявшись за руки, впервые ударили каблуками по сцене только что построенного Дворца культуры химкомбината "Маяк".

Нынче Дворцу культуры исполнилось сорок лет. Я беседую с Маргаритой Алексеевной о юбилее, поскольку она прошла все должностные ступеньки. Начинала как участница художественной самодеятельности, затем возглавляла танцевальный коллектив, отдел и вот уже три десятилетия возглавляет этот огромный коллектив.

О чем думается в такие минуты? За сорок лет новое гулкое здание наливалось эмоциями трудовых будней, праздничными звуками концертов и превратилось в живой организм, наполненный человеческими судьбами.

Дворцу присвоена первая категория, последние двадцать лет (пока существовала эта форма оценки) ему присваивалось звание "Дворца культуры отличной работы". Здесь раскрылось не одно дарование, а тринадцати коллективам присвоены почетные звания: взрослым - "народный", детским - "образцовый".

Важно отметить, что последнее присвоение звания "Народного коллектива" состоялось совсем недавно, в неподходящее, казалось бы, для развития культуры время.

С другой стороны, Маргарита Алексеевна отмечает, что, несмотря на оплату кружков (хотя и минимальную, по сравнению с другими городами), количество детей, которых приводят родители во Дворец, увеличилось за последние годы. Видимо, сказывается не только тяга к искусству, но страх перед неорганизованным досугом.

Самым болезненным периодом за все сорок лет можно считать передачу Дворца от химкомбината в муниципальную собственность. По мнению Маргариты Алексеевны, не только бережное отношение заводского и городского руководства, но и сплоченность всего коллектива помогли сохранить в городе этот заповедник культуры.

Участники художественной самодеятельности в большинстве своем – это фанатики. В нашем Дворце культуры, по мнению Маргариты Алексеевны, собрались фанатики из фанатиков.

Одна из знакомых как-то заметила: "Глядя на тебя, Маргарита, можно подумать, что у вас каждый день праздник!" Наивно, конечно, так думать. Главный подводный камень у человека искусства - непонимание в семье.

А вот с этим-то у Маргариты все в порядке. Муж, даже работая заместителем прокурора города, с удовольствием играл на сцене. И всегда с пониманием относился к ее проблемам. Без отрыва от работы оба получили высшее образование. У них два сына и четыре внучки.

Через сорок лет совместной жизни они продолжают оставаться сольной парой.

Нетрудно догадаться, о ком идет речь, потому что в истории нашего города есть строчки, написанные и их почерком. Я рассказал о Маргарите и Вячеславе Саморуковских.

Алексеев, К. Мастер и Маргарита: [М.А. Саморуковская] // КамерТон. – 1999. – 10 января. – С. 14.