Почетные граждане города Озерска

На главную                                         О проекте                                         Персоналия


Персоналия


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

вернуться назад


ДИРЕКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ

5 октября ушла из жизни известный педагог и директор, почётный гражданин Озёрска Нина Александровна Гадалева. Памяти Учителя и Директора посвящается...

9 ноября 2005 года в связи с 60-летием города Собрание депутатов Озерского городского округа решает: «Присвоить Гадалевой Нине Александровне звание «Почетный гражданин г. Озерска» за заслуги перед городом Озерском и большой вклад в развитие сферы образования».

Через месяц в «Озерской панораме» появляется развернутая замечательная статья Л. Давидовой «Труженица великая», посвященная директору школы №22 Гадалевой – отличнику народного просвещения, заслуженному учителю СССР, педагогу с 43-х летним стажем, награжденного медалью «За Доблестный труд в Великой Отечественной войне». Редакция «Озерской панорамы» предоставила возможность жителям города поделиться своими воспоминаниями о жизни и деятельности Нины Александровны Гадалевой в статье «Директор человеческих душ»». Взгляд сквозь время и с разных высот…

Из статьи «Труженица великая»:

«Нина Александровна Гадалева проработала 43 года в средней школе № 22, которую при ней и открывали. Приехала в город в 1950 году по направлению. Закончила институт хорошо, распределялась, как говорили, «в первой десятке». В гороно, посмотрев на ее документы, сказали: «Давай-ка, девочка, поедешь ты в Татыш».

О том, какие люди жили в то время в поселке, как поддерживали школу, она может говорить часами. С благородностью вспоминает всех директоров завода № 20, при которых работала , и которые считали поселковую школу своим цехом.

Учительство всегда жило скромно. Скромно, но не унижено. В этом, наверно, причина тех изменений во взаимоотношениях учителей, учеников, родителей, которые мы сейчас наблюдаем.

А общественная работа? 12 лет была Нина Александровна депутатом горсовета, шесть созывов. Депутатские сессии в то время проходили после работы, и никто не спрашивал, успеет ли депутат Гадалева проверить тетрадки и подготовиться к урокам.

Депутата должны все знать, во-вторых, он должен работать так, что бы был виден результат.

Учиться такому подходу было у кого. «Разве я его когда-нибудь забуду?» – говорит Нина Александровна, вспоминая о Николае Яковлевиче Ермолаеве. Тогда не говорили о «человеческом факторе», но работали, постоянно помня о том, что рядом с тобой не шурупы и винтики, а живые люди, которые нуждаются в помощи, поддержке внимании. Николай Яковлевич как председатель горисполкома держал в голове сотни забот. Но при этом помнил, что овдовевшая Нина Александровна живет с детьми на первом этаже в доме с печным отоплением – и ей неожиданно привезли машину дров не только распиленных, но и расколотых. Помнил, что только что вышедший томик стихов Блока ей, учительнице, нужнее, чем другим депутатам, – и Нине Александровне позвонили из книжного магазина, чтобы пришла за книжкой. Помнил, что квартира ее невелика, и после замужества дочери помог получить для молодых комнату…

Действительно прожила среди хороших людей!

Страна наша, и особенно провинция, не оскудели, слава Богу, хорошими людьми. Просто надо об этом помнить и сохранять довольно редкое в наше время чувство гордости за своих. Своих родителей, учителей, друзей, свою Родину. Сохраним дарованное нам – значит, и нам повезет, проживем не зря».

Е. Федорова, первая выпускница школы 22:

В 1950 г. открылась школа 22. В 1953 г. – 1 выпуск. Наш второй выпуск состоялся в 1954 году. С 7 по 10 классы у нас классным руководителем была Гадалева Нина Александровна.

В классе училось всего 19 человек, которые благополучно закончили школу и все до единого поступили в институты Москвы и Свердловска. Отличное начало молодой учительницы.

Я окончила пединститут в Свердловске, в этом вузе училась и Нина Александровна.

Говорят, что школа – это второй дом, а учительница – вторая мама. Именно это можно сказать о Нине Александровне.

Очень интересно проходили уроки русского языка и литературы, потому что Нина Александровна – человек творческий и многогранный и очень любила свою профессию.

Наш класс был очень дружный, в этом огромная заслуга Нины Александровны. Она умела на образах литературных героев воспитывать у каждого чувство взаимного уважения и дружбы.

Мы благодарны судьбе, что Нина Александровна была нашей классной руководительницей, учила нас уму разума, воспитала в нас чувство верной дружбы, которое мы бережем и храним всю жизнь.

«Учитель» – это начало всех начал.

«Учитель» – это святое предназначение.

«Учитель» – самое теплое и ласковое слово после «мама».

Эти высказывания о нашей Нине Александровне.

С. Головко, первый выпуск вечернего отделения при школе 22, председатель родительского комитетов и совета ветеранов поселка:

– Я приехал в Озёрск на два года позже Нины Александровны и тоже поселился в поселке Татыш. Через два года я уже получил аттестат зрелости, где впереди всех пятерок стояли две четверки Нины Александровны. Но так как я от неё получил очень многое для себя, то остался очень благодарен ей. Великие писатели, казавшиеся ранее где-то далекими для меня, а стали как бы рядом живущими. Нина Александровна, получив глубокие знания по литературе, стала просветителем заповедей выдающихся исторических писателей.

Помогали ей в этом ее личное безграничное трудолюбие, уважение к людям и любовь к детям. Через 9 лет я снова вернулся в школу, но уже в качестве родителя, а затем председателя совета ветеранов посёлка. За 16 лет сотрудничества с учителями я убедился, что это был дружный, слаженный коллектив, а Нина Александровна, как руководитель этого коллектива, имела высокий заслуженный авторитет. Она очень ценила время. Стиль работы у нее был такой – «больше дела, меньше слов». За каждой деловой встречей следовали дела. Она интересовалась родительскими собраниями и часто появлялась на них, уже зная повестку и общую обстановку в классе. И хотя мы знали о ненормальной обстановке для детей в некоторых семьях, а значит и ей было известно, однако ни на одном родительском собрании она не высказывала каких-либо упреков или поручений в адрес родителей или учеников, а подчеркивала, что «это наши, общие недостатки, давайте подумаем, что и кому надо сделать». А иногда приглашала к себе в кабинет «вместе подумать». Многие похвальные грамоты она подписывала за конкретные достижения, а если узник заслуживал, то «за труд, знания и общественную работу…». Сначала идет трудолюбие, не забыты и общественные интересы. И неспроста учебная школьная мастерская была на уровне заводских. А воспитание трудолюбия и коллективизма – это ведь методы работы великих педагогов Ушинского и Макаренко.

Многое я узнал уже, будучи на пенсии. Судьба свела нас в один П-образный дом, и наши «окна смотрели на дружбу». Цель стать учителем она поставила себе еще в 30-е годы, когда женщины, которых она учила читать, подарили ей в знак благодарности отрез на платье. «Уже тогда я поняла, – говорила она, – что «дарить свет людям – это доброе дело». И уже за заботливую работу с детьми в детском садике она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Великой труженицей она стала с детства. А уже в институте она узнала о благородстве профессии учителя. Нина Александровна помнила целые строки из истории, высказанные об учительстве великим Ярославом Мудрым, Петром Первым, Л. Толстым, который добавил, «чтобы стать благородным, надо раньше стать честным». А призыв В. Ленина: «Учиться, учиться и еще раз учиться» поддержал «мой выбор профессии». Уже болея, потеряв зрение, она беспокоилась о школе: «…Не могу понять, как можно разделить функции обучения и воспитания, особенно в литературе. Ведь они связаны между собой системой – родитель, учитель, общество и сам ученик. Куда мы придем, разорвав эту связь?»

P.S.: Сейчас, вспоминая многогранную жизнедеятельность Нины Александровны, я оцениваю ее как какой-то энергетический слиток трудолюбия, знаний, добрых чувств и уважения к людям, которые она не держала в себе, а передавала людям, особенно молодым поколениям.

И для этого выбрала себе профессию – учитель. По Гадалевой просвещение является движущей силой к более высокой цивилизации общества, которое сейчас очень не совершенно для большинства народа.

Заканчиваю свои воспоминания, а в памяти возник образ другой подобной героини, которую хочется поставить рядом. Анна Архипова – врач, профессия такая же нужная каждому человеку, как и учитель. Они разные, но судьбы у них одинаковые. И главное в них то, что жизни они свои посвятили полностью – и разум, и души, и сердца – идущим вместе по жизни. О таких людях писал В. Маяковский: «Если бы гвозди делали из советских людей, не было бы в мире крепче гвоздей!»

Я преклоняюсь перед памятью о Нине Александровне Гадалевой, а так же Анны Ильиничной Архиповой.

Я так же благодарен журналистам за то, что они не забывают «светить всегда, светить везде» и освещают жизнь таких замечательных, благородных людей.

М. Мухутдинова, библиотекарь школы:

– Нина Александровна сыграла в моей жизни особенную роль. Я училась в 22 школе. Аттестат о среднем образовании я получила из рук директора школы Гадалевой Н.А.

В школьной библиотеке работала тоже под руководством Нины Александровны. Я на всю жизнь запомнила её слова, которые она мне говорила: «Это твоя работа и надо делать её хорошо. И ты выбираешь не просто профессию, а образ жизни».

Нина Александровна всегда учила, и была очень требовательна. Она также требовательна к себе, как и к другим. Свои многогранные обязанности выполняла достойно.

И еще у нее было очень хорошее человеческое качество – она умела выслушать и посоветовать.

Для меня Нина Александровна – Главный Учитель в моей жизни.

Н. Киселева, бывшая ученица:

– Нина Александровна преподавала науку, которая является неисчерпаемым источником познания жизни, а так же средством нравственного воспитания молодого поколения. Хорошие результаты сдачи приемных экзаменов в вузы ее учениками являются показателями ее работы. Достигалось это глубокими знаниями материала преподавателя и на этой основе преподносимой ученикам в легко доступной форме для понимания.

Кроме того, в выпускном классе по просьбе учеников, поступающих в вузы пединститута, проводились дополнительные консультативные занятия. Надо отметить также, что Нина Александровна очень ценила время лично свое, а также учеников. И своим расчетом времени показывала пример ученикам. На ее уроках ученики занимались не под страхом дисциплины, а под страхом не пропустить бы ценное, или не помешать бы соседу по парте.

Я и сейчас бы с удовольствием послушала ее рассказ о творчестве какого-либо классика литературы. Ведь ее когда слушаешь, то переносишься в ту эпоху и обстоятельства.

Как-то она призналась, что зачастую в связи с уплотненностью рабочего дня, ей приходилось работать на пределе своих возможностей. Она считала педагогику наукой о человековедении, а ценности литературы воспринимала по правдивости отражения человеческой истории. Прослушав принесенное нами сочинение кыштымской школьницы – победительницы областного конкурса на темы патриотизма она сказала: «Бедная девочка заплакала потому, что поняла, как ее душу отрывают от мышления. Говорят одно, а в жизни она видит другое».

К большому сожалению, нашим пожеланиям Нине Александровне не суждено было сбыться. День учителя 2019 года оказался последним днём ее жизни.

Вместо эпилога

Родственники благодарны всем, кто участвовал в организации похорон и особенно начальнику управления образования Горбуновой Л.В. и директору школы № 25 Акужинову С.К. за ощутимую помощь и душевную поддержку.

В прощальный день ритуальный зал был заполнен с момента открытия и до выноса гроба с усопшей.

В последние минуты зал ожидал услышать благодарственные прощальные слова от руководства города и общественных организаций в ее адрес за заметный след добрых дел на земле. Но, увы! Заниматься каждым отдельным человеком, к сожалению, у них не хватает времени. Они ведь вспомнили очень активно о ней только перед выборами, а после – тут же забыли. Не поздравив ее даже с Днем знаний. В народе говорят: «Не по-человечески, не по-людски это!»

Свои воспоминания мы заканчиваем словами Л. Давыдовой: «Да, труженица великая, всегда везла тяжелый воз хлопот и забот. Но никогда не была слепым исполнителем.

Самостоятельна, умна, принципиальна. И при этом обаятельная женщина…Нам надо помнить об этом и сохранять довольно редкое в наше время чувство гордости о своих…»

Статью оформила Е. Филиппова

Источник: Директор человеческих душ: Н.А. Гадалева / Е. Филиппова // Ozersk74.ru. – 2019. – 4 дек. – Режим доступа: http://ozersk74.ru/news/politic/409100.php