"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Техника

вернуться назад


ЮУ АЭС: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

      История корректирует: С большим удовольствием прочитал о необходимости и целесообразности для жителей города строительства в Озерском округе атомной станции.

      В 1971 году я присутствовал при обсуждении вопроса о строительстве в Озерске атомной станции. В обсуждении принимали участие от ПО "Маяк" Николай Анатольевич Семенов и Борис Васильевич Брохович, от Челябинского обкома партии - первый секретарь Николай Николаевич Родионов, и первый секретарь обкома ВЛКСМ Поляничко. Хотя это уже история, а история, как водится, корректирует оценки и мнения к взвешенным наработкам.


В. Карпов, работник завода
№ 156 с 1952 по 1990 годы.


      Сегодня возобновление строительства Южно-Уральской АЭС кажется, как никогда, делом близким и реальным прежде всего потому, что много внимания этому вопросу уделяет руководство Росатома. Всерьез им занимаются депутаты Госдумы - существование ЮАЭС гармонично вписывается в концепцию энергетической безопасности страны. Мы хотим напомнить читателям "ОВ" историю проектирования и строительства Южно Уральской АЭС.

      1960 - 1970 гг.: Первые проработки по размещению на площадке ПО "Маяк" атомной станции с учетом необходимости решения вопросов энергетики, экологии, конверсии, замыкания ядерного топливного цикла и других.

      1981 - 1982 гг.: В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 539-175 от 26.06.80 разработано и утверждено технико-экономическое обоснование строительства Южно-Уральской АЭС с тремя энергоблоками БН-800.

      1981 - 1982 гг.: Исследовательские работы на площадке предполагаемого строительства.

      1983 - 1984 гг.: В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 101-41 от 31.01.83. разработан проект строительства Южно-Уральской АЭС на площадке х/к "Маяк".

      1984 г.: Начало строительно-монтажных работ на площадке.

      1987 г.: Анализ и корректировка проекта строительства с учетом новых требований, принятых по результатам анализа аварии на Чернобыльской АЭС.

      1988 г.: Образование структурного подразделения - Дирекции Южно-Уральской АЭС.

      1984 - 1989 гг.: Рассмотрение проекта надзорными органами и экспертными комиссиями, в том числе согласование:

  • Южно-Уральским бассейновым территориальным управлением по регулированию, использованию и охране вод Минводхозом РСФСР (заключение № 14-ДСП от 07.07.84);
  • Главным управлением пожарной охраны МВД СССР (заключение № 7/5/328 от 08.08.88);
  • Госатомэнергонадзором СССР (заключение № 510/82 от 16.02.89);
  • ИДУ ЕАС СССР (протокол № ХМ-3248 от 14.03.88);
  • Государственным Комитетом по охране природы (заключения № 06-11-214 от 21.07.89 и № 06-11-228 от 22.08.89);
  • Госсаннадзором СССР (заключение № У-3405 от 14.10.89);
  • Госкомгидрометом (заключение № 00922 от 31.05.84);
  • Минводхозом СССР (заключение ЭН-1032 от 23.02.89).

          1989 г.: Городская конференция (общественные слушания) представителей трудовых коллективов, общественных организаций и жителей г. Челябинска-65 по вопросу строительства Южно-Уральской АЭС.

          1989 г.: Научно-практическая конференция (общественные слушания) "АЭС на Южном Урале" в Челябинске с участием представителей общественности, науки, энергетики Челябинской области, Москвы, Горького, Свердловска и других городов.

          1989 г.: Утверждение проекта очереди строительства (Протокол 10-06/Н-1954 от 28.09.89).

          1990 г.:
  • С учетом озабоченности общественности проект реакторной установки рассмотрен и одобрен комиссией АН СССР (выводы № 2-11400-2171/700 от 10.05.90).
  • Строительство Южно-Уральской АЭС фактически приостановлено.
  • Создание в структуре Южно-Уральской АЭС регионального центра общественной информации для освещения вопросов проектирования и сооружения станции.
  • Разработано технико-экономическое обоснование строительства Южно-Уральской АЭС с реакторами типа БН-800 на площадке ПО "Маяк" (создание энергетического комплекса и решение экологических и социально-экономических проблем).

          1991 - 1992 гг.: Учитывая, что строительство Южно-Уральской АЭС является комплексным решением энергетических, экологических и социальных проблем общегосударственного и регионального значения, проект станции рассмотрен Государственной экспертной комиссией Министерства Экономики Российской Федерации, в том числе по следующим направлениям:

  • реализация замкнутого топливного цикла атомной энергетики;
  • решение энергетических вопросов области и региона;
  • гидрологические условия площадки;
  • инженерно-геологическое обоснование;
  • решение вопросов радиоактивно загрязненных водоемов;
  • технические решения, заложенные в проект станции;
  • охрана окружающей среды;
  • сметная стоимость строительства;
  • экономическая эффективность.

          Постановлением № 1 от 11.09.92 Минэкономики Российской Федерации проект Южно-Уральской АЭС одобрен и рекомендован к переутверждению.

          1992 г.: Постановлением Правительства Российской Федерации № 1026 от 28.12.92 "Вопросы строительства атомных станций на территории Российской Федерации" предусмотрено продолжение строительства Южно-Уральской АЭС с учетом мнения и предложений органов власти Челябинской области.

          1993 г.:
  • Управлением Государственной экспертизы проектов проект Южно-Уральской АЭС рекомендован к переутверждению.
  • Проект переутвержден. Протокол № 66/49 от 18.06.93.
  • Приказом Министра Российской Федерации по атомной энергии от 11.03.93 № 171 ПО "Маяк" назначен эксплуатирующей организацией Южно-Уральской АЭС.

          1996 г.: Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.96 № 263 утверждена Федеральная целевая программа "Топливо и энергия" на 1996-2000 годы, предусматривающая сооружение Южно-Уральской АЭС.

          1998 г.:
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.98 № 815 утверждена "Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и на период до 2010 года", предусматривающая сооружение Южно-Уральской АЭС.
  • Производственному объединению "Маяк" Госатомнадзором России выдана лицензия № ГН-02-101-0002 на сооружение энергоблока № 1 Южно-Уральской атомной станции со сроком действия 3 года.

          2002 г.:
  • Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 796 утверждена Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, предусматривающая сооружение Южно-Уральской АЭС.
  • Производственному объединению "Маяк" Госатомнадзором России выдана новая лицензия № ГН-02-101-0767 от 20.03.2002 на сооружение энергоблока № 1 Южно-Уральской атомной станции со сроком действия до 20.03.2010.

          Позиция органов власти Челябинской области:

          11.1990 г.: Решение IV сессии областного Совета народных депутатов от 21.11.90 "О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в Челябинской области". Признано целесообразным возобновление строительства Южно-Уральской АЭС с учетом обеспечения безопасности, предоставления льгот населению, завершения экспертиз проекта на основе юридически оформленного договора.

          06.1992 г.: Решение администрации и малого Совета г. Челябинска-65 № 1/8-687 от 10.06.92. Согласован проект Постановления Правительства Российской Федерации "О строительстве атомных электростанций и объектов отрасли атомной энергетики на территории Российской Федерации", предусматривающий строительство Южно-Уральской АЭС.

          06.1992 г.: Главой администрации Челябинской области № 01-42 от 16-06-92. подтверждена позиция о возможности строительства Южно-Уральской АЭС при условии заключения юридически оформленного договора между Министерством Российской Федерации по атомной энергии и областным Советом.

          08.1993 г.: Совместное Решение № С/322 от 02.08.93 органов власти районов и городов, входящих в 30-километровую зону Южно-Уральской АЭС. Подготовлены и направлены в областной Совет конкретные предложения по дальнейшему сооружению Южно-Уральской АЭС.

          06.1992 г.: Решение сессии Челябинского областного Совета народных депутатов № 197-М от 14.09.93 "О состоянии энергетического комплекса области, решении технических и экологических проблем по оздоровлению окружающей среды в результате его деятельности". Признано необходимым принятие мер по ускоренному строительству Южно-Уральской АЭС, образование рабочей группы по подготовке конкретных предложений по условиям и срокам строительства для представления в Правительство РФ, подготовке договора (соглашения), определяющего взаимные обязательства при сооружении и эксплуатации станции.

          11.1993 г.: Распоряжение Главы администрации Челябинской области № 636-Р от 15.11.93. На основании Решения областного Совета народных депутатов № 197-М от 14.09.93 образована рабочая группа по подготовке договора (соглашения) и предложения по строительству Южно-Уральской АЭС.

          01.1994 г.: Министерством Российской Федерации по атомной энергии и администрацией Челябинской области заключено "Соглашение о строительстве Южно-Уральской атомной станции на территории Челябинской области" и подписаны для представления в Правительство Российской Федерации совместные "Предложения по строительству Южно-Уральской АС" № 01-84от 18.01.94.

          03.1994 г.: В адрес Председателя Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдина и Министра экономики Российской Федерации А.Г. Шохина направлены "Предложения по строительству Южно-Уральской атомной станции" № 01/ 430 от 21.03.94. подготовленные во исполнение Постановления Правительства РФ № 1026 от28.12.92.


    Источник: ЮУАЭС: этапы становления // Озерский вестник. - 2006. - 22 июля. - С. 3.