"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Техника

вернуться назад

В. Перевозчиков

КОГДА МЫ БЫЛИ МОЛОДЫМИ...
Типография ПО "Маяк"

      Каждый возраст имеет свои особенности. И это касается не только человека, но и государства, города, завода, школы. Полвека государству - юношеский возраст. Когда исполняется 50 лет заводу, говорят, что он входит в эпоху совершеннолетия. А 50 лет типографии ПО "Маяк" говорят о зрелом возрасте юбиляра. За пять десятков лет выпущено огромное количество типографской продукции: от первых секретных документов до книг по истории градообразующего "Маяка".

      ЮБИЛЕЙ предприятия - это, прежде всего, людские судьбы. Это - история в лицах.

      Слушал рассказ Валентины Ивановны Стреколовой в ее старенькой и очень уютной двухкомнатной квартире, и перед глазами вырисовывалась картины прошлого...

      - Замечательный коллектив был в первом наборе типографии. Жили одной семьей. Зимой все вместе на каток, а летом - на природу. Все праздники отмечали вскладчину, одной компанией, - с искоркой в глазах вспоминала о былых годах комсомольской юности Валентина Ивановна, одна из первых переплетчиц типографии.

      Слушал воспоминания ветерана, и в глубине души понимал ее грусть по прошедшему времени: нет возврата на жизненном пути. Ломкий мост времени, по которому мы проходим, погружается в вечность с каждым нашим шагом. Остается лишь память.

Переплетчицы Валентина Стрелкова (слева) и Зоя Терещенко (фото из архива)

      1945 год. Закончилась война. Пятнадцатилетняя Валентина поступила в ремесленное училище на переплетчика. И здесь ей повезло первый раз. По особому. По крупному. В 1947 году, будучи на практике, она принимала участие в переплетных работах книги Александра Фадеева. Даже кинодокументалисты приезжали из столицы снимать процесс печатания "Молодой гвардии".

      - Хотелось прочитать книгу. Но как взять, когда еще не сшита до конца, да и взять нельзя - арестуют, - рассказывала В. Стреколова. - Но выход нашла. Брала домой читать по листочку. А утром возвращала. Так и прочитала "Молодую гвардию" раньше, чем книгу отпечатали.

      Закончила ремесленное училище Валентина в 1948 году. А в августе вызвали в райком комсомола, побеседовали, и через несколько дней по комсомольской путевке приехала в город, которого не было на карте. Первое время работала в хозяйстве Архипова. Жила, как все: в палатках до белых мух, в бараках.

      Типографию химкомбината открыли в 1949 году. Специального здания еще не построили и расположили станки в полуподвальном помещении жилого дома № 22 по пр. Сталина. Типографию охранял часовой - порой работали и по ночам.

      - Как сейчас помню. Получили срочное задание. До пяти утра работали. Умылись, переоделись и пешком на ДОК. Тогда и в мыслях не было, что могут ограбить, обворовать или избить.

      - Валентина Ивановна, а кто был первым начальником типографии? Что это был за человек?

      - Знакомство с первым начальником прошло неформально. Любовь Абрамовна Агранат пригласила к себе домой, в гости. Это была добрая женщина. Я очень обрадовалась этому приглашению. Тяжело жить в чужом городе без родителей, когда исполнилось всего 17 лет. Когда типографию открыли, приехали девушки из Челябинска Тамара Дружинина и Валя Дьячкова. Они были для меня живой весточкой с "большой земли". А знаете, - оживилась Валентина Ивановна, - цех наш состоял из длинного стола. Мы сидели за ним и работали. Помню, изготавливали за смену до 400 штук пропусков. Раньше же пластиковых не было. Рядом с нашим столом стоял резальный станок. Наборный и печатные цеха расположены рядом. В тесноте, да не в обиде. Но работали дружно и весело. В 1953 году переехали в новое здание. Цеха большие, новые станки. Работать стало легче. Но все позади. Многих не стало. Хорошие люди были, работали честно, полностью себя отдавали делу. У каждого сложилась своя судьба. Жаль, что не может вернуться то время, когда мы были молодыми и смеялись до слез.

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

      Большие перемены произошли в типографии ПО "Маяк" за последнее десятилетие. Куплены новые печатные машины-автоматы с самонакладом бумаги, что облегчило труд мастеров.

      В 1992 году, когда страну охватила компьютеризация, для типографии закупили компьютеры, чтобы использовать электронный набор и верстку. Цех со старым оборудованием ликвидировали. Обучили работников, и наборный цех стал компьютерным, а его работники - операторами ЭВМ. Набор и верстка стали производиться очень быстро. Теперь можно не только "набивать" текст, но делать рисунки, фотографии, подходя к верстке творчески, интересно оформлять заказы. Соответственно под компьютерную графику приобретены новые печатные машины с современным качеством печати. Условия труда намного улучшились. Ушли работы со свинцом, столь вредно Действующим на организм. Теперь не надо переносить с места на место тяжелые полиграфические формы, увеличилась скорость печатания, улучшилось качество выпускаемой продукции.

      Разменяв золотой юбилей, типография ПО "Маяк" с новыми творческими силами входит в свой второй полувековой цикл. Будем надеяться, что не за горами те дни, когда продукция озерских печатников станет конкурентоспособной на рынке полиграфических услуг.



Источник: Перевозчиков В. Когда мы были молодыми: [Типография ПО "Маяк"] // КамерТон. - 1999. - 21 мая. - С. 15.