"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Спорт

вернуться назад

М. Кулиш

БЫЛА КОГДА-ТО МОТОСЕКЦИЯ В ОЗЁРСКЕ

      Технику я любил с детства и поэтому после 8-го класса стал заниматься велоспортом. Больше мне, конечно, нравился мотоспорт с его могучими мотоциклами и захватывающими дух скоростями, но принимали туда только с водительскими правами.

      В мотосекцию я пришел 30 лет назад, летом 1967 года. В это время секция располагалась в бараке на дамбе, вдоль гаража № 2 УАТ ЮУС. Тренером был Ф.Б. Замалетдинов. Занимались мотоспортом и взрослые уже мужчины (Л. Мокряк, В. Денисов, Ф. Замалетдинов, В. Грязев, В. Цыганков), и молодежь (А. Соколов, В. Крапивин, Н. Ворогайкин - впоследствии стали мастерами спорта, Н. Филатов, М. Мошкин).

      Занимались в секции более 20 человек на мотоциклах "ИЖ" и "Ковровец", а также на переделанных из "ИЖей" ледовых мотоциклах. Техники не хватало, и новичкам давали один мотоцикл на двоих. Мне и Борису Ошурко дали мотор, раму, колеса, бак, руль, и мы сами собирали мотоцикл. Придя в секцию, я узнал, что она существует уже давненько, с начала 50-х годов. Тренерами были Кузнецов, Шишкин, Банников.

      Спортсмены выступали в мотокроссах, многодневных соревнованиях и гонках на гаревой и ледяной дорожках. Был ко времени моего прихода в секцию и первый мастер спорта - И. Кокшаров.

      Хоть и велико было желание заниматься мотоспортом, но гонщика из меня не получилось из-за плохого зрения. Без очков ездить не мог, а в очках к соревнованиям не допускали. И потому с 1970 года я занялся судейством соревнований. В 1975 году мне было присвоено звание судьи первой категории. В это время при СК "Гранит" сформировалась сильная судейская бригада: Соколов, Мокряк - арбитры республиканской категории, Сиваков и я - первой категории. Нас приглашали судить соревнования Центрального Совета, гонки в Челябинской, Свердловской и других областях Урала.

      В начале 70-х годов в секцию пришло новое пополнение мотокроссменов: С. Шумков, А. Дьячков, В. Серых, Н. Кашин, А. Глебов, Д. Третьков, С. Федоров, А. Яковлев. Обновилась и техника. Поступали немецкие МЦеты и чешские "Чезеты" - техника сложная и для нас новая, и я стал механиком, а на следующий год принял руководство секций.

      Тренером был до 1979 года. Команда в это время подобралась сильная, и спортсмены "Гранита" завоевали много призовых мест в первенстве ЦС, областных соревнованиях. В 1977 году на первенстве ЦС, проходившем в Златоусте-36, сразу два наших мотокроссмена С. Шумков и В. Серых выполнили норматив мастера спорта. К началу восьмидесятых лучше стало обеспечение мотоциклами и запчастями к ним.

      В 1981 году закончилось строительство долгожданного мотогаража между летним и зимним тирами. Ранее секция размещалась в неприспособленных помещениях, без раздевалок и душевых, без оборудования: сначала - в бараке на дамбе, затем - в старом гараже бывшей автошколы, потом - в бараке по улице Зеленой, более года - на эллинге, потом-снова в гараже на дамбе. И вот впервые спортсмены получили свое помещение с раздевалкой, душевой, ремонтным залом, кладовыми. Появилась своя газо- и электросварка, сверлильный и наждачный станки. В строительстве помещений спортсмены принимали самое активное участие.

      А вот мототрассу построить так и не удалось, хотя все документы были готовы: то не было денег, то не могли найти, кто будет строить, а потом началось массовое строительство гаражей, и всю площадь вокруг секции застроили ими.

      Мотосекция в те годы была очень популярна в городе и насчитывала более 30 спортсменов. Проведение первенств города и показательных выступлений привлекало большое количество жителей города. Мотокроссмены принимали участие в демонстрациях и других праздничных мероприятиях в Озерске.

      К 1985 году в секции насчитывалось уже более 40 мотоциклов, и мы подумывали об открытии юношеского отделения при ДЮСШ. Мальчишек 13-14 лет, желающих заниматься мотоспортом, было много - было из кого готовить смену. Но для этого следовало увеличить штат, а денег не давали. А между тем многие ребята выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта: Н. Кашин, Д. Третьяков, С. Федоров, П. Пальчик, А. Глебов. Секция получила мотоциклы с колясками и стала развивать этот вид: А. Яковлев и С. Власов выполнили норматив кандидата в мастера спорта. Пробовали заниматься и триалом, но для этого требовались специальные мотоциклы.

      К 1988 году поступление техники и запчастей значительно снизилось, и в конце восьмидесятых мотоциклов почти не получали. Старые же выходили из строя, а запчастей для ремонта не было. Спортсмены искали и покупали запчасти на свои деньги, но вечно это продолжаться не могло, и летом 1994 года на заседании бюро мотосекции решили укомплектовать мотоциклы, которые еще можно отремонтировать, и просить руководство СК "Гранит" передать их в пользование мотоспортсменам, которые самостоятельно будут их содержать. Спортсмены хотели хоть как-то продлить жизнь секции. Но при передаче спортсооружений городскому комитету по спорту нас из помещения "попросили", объяснив, что эти мотоциклы - "частная собственность" и им здесь не место.

      Так вот и закончилась бесславно жизнь мотосекции в нашем городе. Мы понимаем, что в нынешней череде финансовых неурядиц городской администрации не до нас. Но, упуская сегодня, мы спохватимся завтра, да будет поздно.


Источник: Кулиш, М. Была когда-то мотосекция в Озерске / М. Кулиш // Озерский вестник. - 1997. - 15 февраля. - С. 4.