"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Политика. Право. Военное дело

вернуться назад

Н.В. Попова

ЗАКОН «О ЗАТО». 15 ЛЕТ СПУСТЯ


      15 июля 1992 года был введен в действие Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» (ЗАТО).

      За прошедшие годы в Закон «О ЗАТО» неоднократно вносились изменения, что было продиктовано требованиями времени.

      Наша газета в 2002 году (№№ 25, 26, 27, 28, 29) публиковала Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании». Затем в редакцию долгое время шли отзывы и предложения от читателей о внесении в закон изменений и дополнений.

      И сейчас ведётся работа над внесением дополнений и поправок в закон «О ЗАТО». В этой деятельности участвует и юридический отдел ПО «Маяк». Об этом рассказала в интервью нашей газете начальник отдела Наталья Викторовна Попова.

      – С законом «О закрытом административно-территориальном образовании» вы, конечно, работаете с точки зрения «Маяка». Какие последние дополнения предлагается внести?

      – Один из последних проектов Федерального закона «О внесение изменений в закон «О закрытом административно-территориальном образовании» поступил в наш адрес из Росатома в начале июня 2007 года. И наше предприятие сразу же направило ряд замечаний к этому проекту.

      Вот на что мы обратили внимание после ознакомления с этим проектом: и ныне действующий закон «О ЗАТО», и новые изменения и дополнения к нему не содержат информации о статусе предприятия, по роду деятельности которого создан закрытый город. Нигде не говорится о том, зачем вообще, для какой цели существуют такие города.

      А между тем, всё просто: существуют ЗАТО потому, что на их территории расположены такие предприятия, как, например, ПО «Маяк». Но понятия «градообразующее предприятие» или «предприятие, по роду деятельности которого создано то или иное ЗАТО» в существующем законе нет. Поэтому одно из замечаний, которое мы дали к последнему проекту Федерального закона, – это необходимость акцентировать внимание на моменте, почему создано ЗАТО и каков статус предприятия, по роду деятельности которого создается ЗАТО.

      И еще одна поправка. В новом проекте Федерального закона есть два понятия: «ЗАТО создается по роду деятельности предприятий» и «градообразующее предприятие».

      Не понятно, как будут называть ПО «Маяк» – «градообразующее предприятие» или «предприятие, по роду деятельности которого создано ЗАТО». Хотелось бы прийти к единому понятию. Желательно, чтобы в этом новом Федеральном законе прозвучало более четко правовое положение градообразующего предприятия, то есть и нашего «Маяка».

      – Сейчас периодически возникают дискуссии об открытии закрытых городов. Отражён ли каким-нибудь образом этот момент в законе «О ЗАТО»?

      – Вообще этот момент не имеет отношения к данному Федеральному закону. Но если мы говорим, что город всё-таки должен оставаться закрытым и на это (то есть на усиление режима, на придание более высокого статуса ЗАТО) нацелен новый проект Федерального закона, то следует учитывать, что периметр, контрольно-пропускные пункты должны находиться в надлежащем техническом и физическом состоянии. Это требует больших финансовых затрат.

      К сожалению, «Маяк» только своими силами не может содержать и периметр, и контрольно-пропускные пункты в надлежащем состоянии. Денег федеральный бюджет зачастую выделяет не в полном объеме. Поэтому мы в этом проекте Федерального закона предусмотрели такой момент, чтобы средства местного бюджета могли быть использованы на финансирование работ по модернизации периметра контрольно-пропускных пунктов контролируемой зоны ЗАТО. И очень хотелось бы, чтобы вопрос финансирования тоже нашёл отражение в проекте Федерального закона.

      – А «режимные» вопросы как-нибудь регулируются?

      – На режимный вопрос мы тоже обратили внимание, прорабатывая последний проект Федерального закона. Есть Постановление правительства «Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии». По этому Постановлению вопросы пропускного режима находятся в компетенции руководителя предприятия, по роду деятельности которого создано ЗАТО. В Озёрске – это «Маяк». Пропускной режим устанавливается в соответствии с инструкцией, которая утверждается руководителем «Маяка», командованием войсковой части и руководителем органов местного самоуправления, затем согласовывается с федеральной службой безопасности.

      А в проекте Федерального закона акценты расставлены немного по-другому: вопросы пропускного режима находятся не в компетенции руководителя предприятия, а в компетенции руководителя органов местного управления, например, главы города. Этот момент не совсем правильный с нашей точки зрения. Мы на это обратили внимание.

      – Какие ещё существенные поправки были предложены вами?

      – Нам бы хотелось, чтобы в проекте Федерального закона и далее в законе прозвучала такая фраза: «крупнейшие налогоплательщики, которые находятся на территории закрытого административно-территориального образования, налоговому администрированию подвергаются на территории этого ЗАТО».

      Суть этой фразы в том, что ПО «Маяк» является крупнейшим налогоплательщиком. И как крупнейший налогоплательщик теперь наше предприятие состоит на налоговом учёте в Челябинске. Нам бы хотелось, чтобы все-таки раз закон «О ЗАТО» предусматривает какие-то льготы, особый статус для предприятия, для лиц, проживающих на территории ЗАТО, этот момент был учтён. И чтобы в данной ситуации ПО «Маяк» подвергалось налоговому администрированию или состояло на налоговом учете в Озёрске, а не в Челябинске.

      Это, пожалуй, все поправки, которые мы предложили внести в последний проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании».


От редакции: С момента принятия закона и до сегодняшнего дня прошло уже 15 лет, но до сих пор остаётся множество неразрешенных проблем и вопросов. Юридический отдел «Маяка» ведёт постоянную работу в этом направлении. И очень хочется надеяться, что все предложенные поправки, которых было написано за все эти годы огромное количество, будут приняты во внимание и найдут место в законе РФ «О закрытом административно-территориальном образовании».

      Существует ещё ряд проблем, которые мог бы решить закон «О ЗАТО». Например, соответствие режимных требований с границами ЗАТО г. Озёрск. В состав нашего ЗАТО входят не только непосредственно Озёрск, но и поселки Новогорный, Татыш, Метлино и Бежеляк, деревни Селезни и Новая Теча. Но вопросы режимного обеспечения этих посёлков в настоящее время в полном объеме не решены.

      Но об этом – отдельный разговор.



Источник: Попова, Н.В. Закон «О ЗАТО». 15 лет спустя: 15 июля 1992 года был введен в действие Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» (ЗАТО) / Н.В. Попова, Подготовила О. Ершова // Про Маяк. – 2007. – 20 июля. – С. 3.