"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
Прочитав недавно присланную мне из заводоуправления комбината "Маяк" новую, изданную в Москве автором М. Важновым книгу "А.П. Завенягин: страницы жизни", я невольно вспомнил свою личную встречу с этим замечательным генералом и человеком. Это было летом 1951 года, когда Авраамий Павлович приезжал к нам, в Сороковку, из Москвы, в служебную командировку. Поселили его работники комбината в коттедже на ул. Ермолаева, 2а. Занимал он тогда должность руководителя Главного управления при Совете министров СССР. А попал я на эту встречу вместе с бывшим начальником третьего стройрайона И.В. Вавиловым (по его настоянию). У него я в эту пору занимал должность начальника стройучастка дорожного строительства. Оказывается, в давно минувшие годы Вавилов работал подчиненным у Завенягина по строительству г. Норильска и комбината "Североникель". Так что они, Завенягин и Вавилов, были старые и близкие знакомые. Прямо должен заметить, что А.П. Завенягин сразу произвел на меня очень хорошее впечатление. Он принял нас приветливо, за чашкой чая, и состоялась наша беседа в обстановке полного взаимопонимания. Но об этом я уже писал в газете очерк под названием "Завенягин, Сапрыкин, Вавилов..." (Кстати, эта статья полностью приводится и в названной выше книге автора М. Важнова). Могу лишь ещё раз отметить, что 90% беседы было посвящено воспоминаниям о строительстве города Норильска. И вот через 20 лет после этой встречи мне вместе с женой самому довелось побывать в этом северном городе - Норильске! Летом 1971 года мы совершали круиз по реке Енисей на теплоходе "Валерий Чкалов" по маршруту Дудинка-Норильск, через настоящую северную тундру. Поезд неоднократно останавливался на несколько минут. Из окна вагона нам хорошо была видна тундра, по которой зимой и летом ездят на санях коренные жители на оленьих упряжках. Причем ездят куда глаза глядят, без каких-либо дорог. И так - до густонаселенного города Норильска. Сверх нашего ожидания он оказался вполне современным городом, с большими каменными домами, улицами, покрытыми асфальтом, и площадью, со всеми необходимыми служебными сооружениями и проч. Жители Норильска встречали нас вполне дружелюбно, с компетентным экскурсоводом. Кстати, она, экскурсовод, показывая нам памятник Завенягину, отзывалась о нём с большим уважением как о создателе города и комбината "Североникель". Словом, впечатление о Норильске у всех экскурсантов осталось хорошее. Иногда, честно говоря, мне самому хотелось сказать о том, что мне приходилось встречаться с Завенягиным. Но, конечно, я об этом (по известным причинам) не заикнулся! В общем, Норильск, конечно, оставил у всех участников круиза запоминающееся впечатление. Вечером, вернувшись в Дудинку, теплоход "Валерий Чкалов" отправился с участниками круиза в обратный путь по Енисею - в Красноярск. Надо сказать, что эта часть путешествия оказалась тоже небезынтересной. В частности, мне хорошо запомнился ряд городов, которые мы посетили на обратном пути: Туруханск, Игарка, Енисейск. Заходил наш теплоход также в приток Енисея - Угрюм-реку (Нижнюю Тунгуску), хорошо известную по роману писателя Вячеслава Шишкова. Эта река действительно имеет дикий и угрюмый вид: на ней нет городов, имеет заросшие, безлюдные берега. (Кстати, почему приток Малой Наноги, которую пересекает ж/д путь от ст. Кыштым до разъезда "А", называется Угрюмовка?! Кыштымцы мне на этот вопрос ответить не могли. Даже горожане старшего поколения). Словом, в целом путешествие на теплоходе "Валерий Чкалов" по Енисею для многих оказалось находкой, которую они не могли ожидать. Особенно для любителей настоящей экзотики! Что же касается А.П. Завенягина, у меня лично, как и у многих других, осталось о нём замечательное впечатление как о созидателе-строителе. Кстати, в своем предисловии к книге, о которой я начал свой рассказ, писатель Д. А. Гранин, между прочим, пишет: "...Иногда можно услышать:"Что вы там возвеличиваете деяния Завенягина - бериевца?" Вопрос далеко не простой, потому что А.П. находился не просто вблизи гущи репрессий, бесчеловечных вещей, которые знаменовали сталинский режим..." Думаю, комментарии к такому объяснению излишни. Что же касается оценки книги М. Важнова, считаю её очень полезной для прочтения. И даже интересной, особенно для строителей города и комбината "Маяк". Насколько я информирован, пока в наш город поступило очень ограниченное количество экземпляров, которые распределяет лично начальник информационного отдела комбината "Маяк". Такую же оценку книги я также выскажу ее автору - М. Важнову, который звонил мне несколько раз из Москвы в период подготовки данной книги к изданию. Источник: Горст, О. Через тундру от Дудинки до Норильска / О. Горст // Камертон. - 2003. - № 33 (август). - С. 12. |