"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

Т. Раздобудько

ЭПОХА В ОЗЁРСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: А.С. Волков

      Наверное, самое большое счастье для родителей - когда дети становятся продолжателями их дела, того дела, которому было отдано много труда, сил и энергии. Александр Сергеевич Волков счастлив в двойне, потому что обе его дочери работают в школе. Сегодня о своём отце рассказывает Татьяна Александровна Раздобудько, педагог с 39-летним стажем.

      Мой отец родился в 1928 году в небольшом городе Меленки Владимирской области, в многодетной семье. В 1953 году, после окончания МГПИ им. В.И. Ленина ему предложили остаться в Москве в аспирантуре, но Александр Сергеевич поехал работать на Урал, в город, которого не было ни на одной карте, и назывался он тогда Челябинск-40. К этому времени у него уже была семья и две маленькие дочери. Старшую девочку они оставили в Москве, а младшую, которой было всего 3 месяца, повезли на Урал.

      Пропускной режим в то время был очень суровый. Поэтому моим родителям пришлось целый месяц жить на Кыштымском КПП, в финском домике. Вместе с ними там жили такие же молодые специалисты, которым готовили въезд в город. Это было общежитие безо всяких удобств. В одной большой комнате жили несколько семей.

      Свой трудовой путь в нашем городе Александр Сергеевич начал в 1953 году в школе рабочей молодёжи учителем истории. Затем он работал завучем в школе № 23, а с 1956 года по 1959 год уже работал директором этой школы и проявил себя как прекрасный организатор.

      В 1960 году ему предложили возглавить Городской отдел народного образования. И на этом посту он проработал 24 года. За этот период в нашем городе в системе народного образования была создана разнообразная сеть учреждений общего и дополнительного образования.

      Созданы специальные школы IV и VII видов, школа-интернат VIII вида (1961 г.), школа для заключенных (1962 г.), школы с углубленным изучением математики, химии, иностранного языка, гимназия и физико-математический лицей, школы эстетического развития. В 70-е годы при существующих тогда ПТУ создаются общеобразовательные классы, позднее школа для учащихся с девиантным поведением, ее базой была школа для переростков. Для обучения солдат открывается школа при воинской части. Создана единственная в России система библиотечного обеспечения. Кадры школьных библиотекарей переданы в городскую детскую библиотеку, а ее книжный фонд является достоянием каждой школы.

      В эти годы шло бурное строительство новых школ, мастерских, столовых, спортивных залов, теплиц.

      Отдел образования заботился о здоровье детей и работников школ. В течение ряда лет на базе одной из школ города работал оздоровительный профилакторий для сотрудников. На балансе ГорОНО находился пионерский лагерь "Отважных", где за лето отдыхало до 600 детей. Начато движение "Школа не только учит, но и лечит". В настоящее время во многих школах созданы лечебные кабинеты с необходимыми медицинскими штатами.

      Под руководством отдела была заложена традиция проведения парадов школьников 7 ноября и 9 мая.

      Несколько лет в городе работало школьное телевидение. В помощь учащимся все передачи готовили учителя школ под руководством методического отдела образования. При отделе образования в 70-е годы создана группа эксплуатации, т.е. централизованного технического обслуживания школ от сантехники и электрики до контроля за текущим и капитальным ремонтом.

      При этом Александр Сергеевич всегда был в гуще общественной жизни: многократно избирался депутатом Городского Совета г. Озерска (Челябинска-65), членом исполнительного комитета, членом Пленума городского комитета КПСС, дважды (в 1968 и 1978 годах) избирался делегатом Всесоюзных съездов учителей.

      В 1984 году Александр Сергеевич самостоятельно решает уйти с поста начальника ГорОНО, освободив место молодым кадрам, и становится директором нашей школы. Двадцать лет жизни отдано Александром Сергеевичем школе № 37.

      За годы работы он не раз представлялся к правительственным наградам: награжден орденом "Октябрьской революции" (в 1975 году), медалями, в том числе медалью к ордену "За заслуги перед Отечеством" (в 1994 году), награждался Грамотами Министерства просвещения РСФСР, Челябинского областного Совета народных депутатов, награжден значками "Отличник просвещения СССР", "Отличник образования РСФСР", Почетный гражданин города Озерска.

      Мой отец уделял и сейчас уделяет работе почти всё своё время. В молодости он был очень спортивным, играл в баскетбол, футбол, прекрасно пел, был секретарем комсомольской организации института. Всю свою неуёмную энергию он вложил в любимую работу. Отец умеет работать легко, интересно. В коллективах, которые он возглавлял, всегда была живая, творческая, искренняя, дружелюбная обстановка.

      Но, несмотря на свою занятость, А.С. Волков был и остаётся замечательным отцом и мужем. Он любит свою единственную жену, детей, которых у него трое, внуков. И всё то немногое свободное время, которое у него есть, он отдаёт семье. Нам, его детям, всегда было интересно с ним. Он ходил с нами на лыжах, в лес за грибами, пел нам песни, знакомил с писателями и поэтами, просто рассказывал разные истории, помогал в учёбе. И при этом, никогда "не давил" нас своим авторитетом. Всегда помогал оценить обстановку и принять правильное решение, давал ценные советы.

      Он очень много сделал для своих детей, внуков и даже правнуков. Я очень люблю его. Для меня он - Всё!



Источник: Раздобудько Т.А. Эпоха в озёрском образовании: [А.С. Волков] // Школьный компас. - 2006. - № 22. - С.4.