"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

Е. Сайдаков

КОМАНДИРОВКА НА ... ВОЙНУ

      Когда началась Великая Отечественная война, Сайдакову исполнилось всего лишь тринадцать. Но в прошлом году его вдруг вызвали в военкомат и вручили удостоверение участника войны. За какие боевые заслуги? Вот что ответил на этот вопрос сам Евгений Федорович:

      - За службу в Советской Армии. Не удивляйтесь. Я проходил ее в гвардейском истребительном полку, в составе дивизии, которой командовал трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Мне, механику авиационного вооружения, было доверено готовить к заданиям новейший реактивный истребитель МИГ-15. И самое главное - принимать участие в боевых испытаниях машины.

      Весной 1950 года наш полк отправили в Китай по просьбе его народного правительства для защиты революционных завоеваний. Мы уезжали в соседнюю республику с высоким чувством долга и при этом сугубо добровольно, хотя знали, что едем не на прогулку. Наша "командировка" носила строго секретный характер. И перед отправлением весь личный состав был переодет в гражданскую одежду. Каждый имел при себе пистолет или автомат ППС - одним словом, оставался солдатом.

      Когда прибыли в Китай, местное население сразу же догадалось, кто мы такие. Сперва китайцы относились к нам настороженно, но позже увидели, что русские в форме солдат национальной народно-освободительной армии отражают налеты чан-кайишстской авиации. И недоверие постепенно сменилось дружеской атмосферой. Простые люди были готовы отдать защитникам последнее, несмотря на то, что сами жили в лачугах и недоедали. Жаль, но по "соображениям секретности" нам не пришлось напрямую общаться с населением. В то время наше государство отрицало участие советских войск в боях на китайской территории. Запад же шумел по поводу вмешательства СССР в чужую гражданскую войну. Многочисленные диверсионные группы, действовавшие против нас, всячески старались захватить военнопленного для предъявления в ООН в качестве живого доказательства. Кроме того, были попытки отравить весь личный состав полка. Особенно охотились за нашими летчиками, которые несли основную боевую нагрузку. Поэтому, прежде всего, мы оберегали пилотов. Не погрешу против истины, если скажу от имени своих однополчан: помогая дружественному народу освобождаться от гнета эксплуататоров, мы выполняли свой интернациональный долг. Во всяком случае, верили в это.

      Перед нашим полком стояла жизненно важная задача - защищать крупные промышленные центры от авиации Чан-Кайши. Сначала пришлось оберегать Аншаньский металлургический комбинат, затем стояли возле Шанхая, где и вели основные боевые действия. До нашего приезда самолеты противника бомбили город как учебный полигон - методично и безнаказанно. Через месяц ожесточенных боев с нами чужие в район Шанхая летать не отваживались. Прекратились даже ночные налеты. Запомнился случай; наш истребитель МИГ-15 вступил в бой с четырехмоторным бомбардировщиком Б-24 в небе над Шанхаем. За сражением наблюдал весь город. Когда очередь прошила самолет противника и горящая машина упала в реку Янцзы, шанхайцы стали обнимать всех русских и. подбрасывать их на руках. Качали в том числе и белоэмигрантов. Вечером того же дня в полк приехал И. Н. Кожедуб. Он с увлечением проанализировал бой и дал высокую оценку действиям советского экипажа.

      Китайское правительство поставило дело так, что оказывающие помощь интернационалисты ни в чем не нуждались. Единственное, чего не хватало, - русской прохлады. Многие из нас переболели из-за южного климата. Я в конце "командировки" схватил тропическую малярию и уже по пути домой чуть не умер от нее.

      В октябре пятидесятого вместо возвращения в СССР нам приказали отправляться в следующее братское государство - в Корею, где Север воевал с Югом. Вместе с ними выясняли отношения многие страны. Под "вывеской ООН" особенно старались американские войска. Они вели действия против КНДР, народ которой поднялся на освободительную войну при поддержке Советского Союза и Китая.

      Мы вновь вступили в боевые действия, но уже с более сильным противником, вооруженным новейшей техникой. Американцы, например, летали на реактивных истребителях "тандержетах". В Корее не просто шла война, там практически проверялся боевой дух, мужество и выучка летчиков, качество самолетов двух сторон - американской и русской. Большинство наших пилотов имели опыт второй мировой войны. Американцы сражались не хуже, но их машины уступали советским в "живучести". Однажды наш подбитый самолет сел на одно колесо, и то - поврежденное (это приземление описано в биографических очерках генерального конструктора МИГа-15 Артема Микояна). Иногда машины возвращались с пятидесятью и более пробоинами на плоскостях. Видимо, сказалась секретность советского вооружения: меткие американцы долго не могли найти баки с горючим на наших самолетах. Вот и лупили по плоскостям.

      В Корее полк также вел оборонительные бои: защищал железнодорожный мост через большую реку и с задачей справлялся успешно. Правда, давалось это очень тяжело. За три месяца советские летчики сбили около сорока американских самолетов. Несли потери и мы: четверо убитых, несколько раненых. Чаще всего противник не мог прорваться к мосту и нашему аэродрому. Если же такое случалось, механики, вроде меня находились в большей безопасности, чем летный состав, немедленно вступавший в бой. Порой приходилось ремонтировать машину и под свист осколков. Об усталости и недосыпании даже говорить нечего.

      Да, мой труд в этих войнах был скромным, но необходимым: техника, которую я обслуживал, никогда не подводила.

      Из боев мы вынесли сознание выполненного интернационального долга. Этим я горжусь и поныне.

      Сегодня мы знаем, что в нашем Отечестве есть ветераны не только войны 1941-45 годов. Рядом с нами живут солдаты более поздних сражений в Корее, Китае, Египте, Венгрии, Вьетнаме, Афганистане... Им выдают удостоверения для получения льгот. Но этого недостаточно для восстановления исторической справедливости. Мало даже знать всю правду о советских интернационалистах "выплаченном" ими долге. Все дело в том, чтобы вернуть истинный смысл понятию "интернационализм", которое до сих пор каждый понимает по-своему...



Источник: Сайдаков Е. Командировка на …войну: [Ветеран войны Е. Ф. Сайдаков] // Озерский вестник. - 1990. - 24 января. - С. 3.