"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

С. Савенков

УСТАЛАЯ ПОДЛОДКА

      Осенью прошлого года в военкомате города военный комиссар Владимир Пичугин вручил Андрею Михайловичу Редкошееву орден Мужества, которым был посмертно награжден его сын Николай Редкошеев - матрос-моторист, погибший на подводной лодке "Комсомолец" в 1968 году в районе Гавайских островов. Приказ о награждении погибших моряков был издан 22 октября 1998 года президентом России Б. Н. Ельциным. И вот только сегодня, благодаря помощи сослуживцев Николая, награда была вручена его отцу.

      ОТПИСКИ

      Держу в руках письмо из в/ч 62693, Камчатская область, г. Вилючинск. Командование прислало ответ на просьбу Михаила Андреевича Редкошеева, брата Николая, разъяснить факт гибели лодки и ее экипажа: "Командование и личный состав Краснознаменной эскадры Тихоокеанского помнит и чтит моряков-подводников "К-129", погибших при выполнении служебного долга в марте 1968 года. Имена 98 членов экипажа увековечены на мемориальной доске поселка Рыбачий, установленной на площади "Героев подводников".

      В гарнизонном музее "Боевой славы", расположенном в Доме офицеров флота, есть экспозиция, посвященная подвигу экипажа "К-129".

      Среди славных имен героев-подводников, представленных в музее и на мемориальном комплексе есть фамилия Вашего брата - матроса Редкошеева Николая Андреевича. Вечная ему память.

      По существу заданных Вами вопросов сообщаю:

            1. В Указе Президента РФ "О награждении Орденом Мужества..." ...есть и Ваш брат Редкошеев Николай Андреевич.
            2. Ордена Мужества на моряков подводной лодки "К-129" на эскадру не поступали...


      Письмо датировано 2001 годом. Существует и ответ Министерства обороны. Небольшая выдержка:

      "... В соответствии с положением о государственных наградах Российской Федерации в случае награждения посмертно государственные награды и документы к ним передаются для хранения, как память, супругу, отцу, матери, сыну, дочери.

      ...В связи с тем, что указанных в Положении ближайших родственников Редкошеева Николая Андреевича не найдено, его орден в настоящее время находится в Главном управлении кадров Министерства обороны РФ (г. Москва)".


      Ответ выслан 2 апреля 2004 года. А все это время в Озерске проживал отец - Андрей Михайлович Редкошеев, которому недавно исполнилось 78 лет. Он здоров и бодр, и в свои преклонные годы еще управляет мотоциклом, выезжая на дачу за КПП за картошкой и солениями.

      ОЗЕРСКИЙ ПЕРИОД

      Семья Редкошеевых жила в городе Щучинске, Кокчетавской области, что в Казахстане. И вряд ли появилась бы в Озерске, если бы не трагедия. В конце 50-х умерла жена, мама троих детей. И Андрей Михайлович, поддавшись на уговоры своего брата, переехал в "закрытый город" на Урале. Чтобы не тащить многочисленное семейство в неизвестность - к тому времени, повторюсь, у него родились два сына и дочь - детей пришлось оставить на попечение бабушки, в Казахстане. И только в начале 62 года дети переехали к отцу. Но и здесь был не сахар. Пришлось ребятам закончить по 8 классов и начать свой тернистый путь в жизни. Николаю исполнилось 16 лет, он окончил училище в Озерске по профессии машинист-тракторист, проработал небольшое время в МПКХ, получил паспорт и, захватив с собой брата, уехал на Дальний Восток. Его всю жизнь тянуло в море.

      НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

      Устроились на Дальзаводе во Владивостоке - там ремонтировались военные и гражданские суда. Николай тянул лямку матроса пассажирского катера, а Михаила по малости лет не брали на работу, но за счет различных ухищрений все же взяли на буксир. После сорока лет, что прошли с той поры, Михаил плохо помнит события. В память врезались лишь фрагменты рыбалок, когда выезжали на многочисленные острова близ приморского города. Громадных крабов, что выловили краболовкой. Да костюм, который перешел ему от брата, когда того призвали на флот. Брюки были на десяток с лишним сантиметров длиннее, а рукава пиджака свисали у Михаила, как у клоуна Пьеро. Таким и запомнил Михаил старшего брата - статного блондина высокого роста, жизнерадостного и с вечной улыбкой на устах. Кстати, когда прощались, Николай сказал сакраментальную фразу: "Видимся мы с тобой, браток, в последний раз". Видимо, предчувствовал беду.

      Николая призвали весной, и сразу после формирования команды в экипаже на Второй речке послали в учебную школу на Русский остров. На закрытой от посторонних глаз и ушей территории расположены два военно-морских учебных отряда, где полгода обучают молодых матросов профессиям мотористов-машинистов и связистов. Бывал я и на острове Русский, и в одной из школ. Гоняют там по черному, и я с благодарностью вспомнил экипаж, где проучился всего три месяца, принял присягу и ушел на теплоходе "Ильич" на Камчатку.

      Не миновал и Николай камчатских берегов. После окончания учебного отряда его, возможно, на том же "Ильиче" переправили на полуостров, в поселок Рыбачий, где и расположена флотилия подводных субмарин. Наш корабль был надводным, стоял на рейде, и мы в бинокли с интересом рассматривали подлодки, которые бесчисленным рядом стояли у пирса поселка Рыбачий (Камчатский, есть под таким названием и на Севере). Как-то я насчитал более 70 "подводных китов". Побывали мы с экскурсией и на атомоходе - впечатляет. Но лодку Николая я при всем моем желании увидеть бы не сумел. К тому времени она более 20 лет лежала на глубине...

      ТАЙНА ГИБЕЛИ

      Что произошло на борту ПЛ, до сих пор неизвестно. Вероятный сценарий событий мог быть таким. Подводная лодка шла в режиме работы дизелей под водой с целью подзарядки аккумуляторных батарей. Возможно, от технических неполадок в системе вентиляции образовалось скопление водорода и произошел взрыв, который и вызвал гибель подводной лодки.

      Взрыв действительно был зарегистрирован системой наблюдения США. Затем были зафиксированы дополнительные удары, связанные, очевидно, с разрушением межотсечных переборок, а затем и прочного корпуса. Так что американцы проследили практически весь трагический путь подводной лодки от поверхности до глубины более 5000 метров, куда она устремилась с большой скоростью.

      Однако возможна и другая версия происшедшего. Как предполагает опытный подводник, контрадмирал В.И. Алексин, подводная лодка "К-129" могла быть протаранена американской атомной подводной лодкой "Swordfish". Американские лодки тщательно отслеживали все маршруты наших подводных ракетоносцев, буквально преследовали их по пятам, и столкновение при столь плотном слежении является вполне вероятным.

      Сразу после пропажи "К-129" в марте 1968 года американская лодка "Swordfish" с серьезными повреждениями прибыла в японский порт Иокосука и была поставлена в ремонт. В пользу этой версии говорит и быстрота, с которой американцы обнаружили затонувшую дизель-электрическую ПЛ. Подводная лодка США "Halibut" с необитаемыми специальными поисковыми глубоководными аппаратами сразу же была направлена в район предполагаемой катастрофы, и лодка "К-129" была обнаружена значительно быстрее, чем в свое время затонувшие американские субмарины "Трешер" и "Скорпион".

      УСТАЛАЯ ПОДЛОДКА

      Выход дизельной ракетной подлодки "К-129" проекта "629-А" (по классификации НАТО - "Гольф-2") на боевую службу был неплановым. Собираясь в этот внезапный поход, командир ПЛ капитан 1-го ранга Владимир Кобзарь был не в духе, ругаясь в сердцах на начальников.

      Ведь подводники только недавно вернулись из 60-суточной автономки, лодке требовался ремонт, многие ребята были в отпуске, и экипаж приходилось собирать в спешке, доукомплектовывая его моряками с других лодок (из 98 членов команды "К-129" почти половина - около 40 подводников - была со стороны). Но начальство было категорично, мотивируя свой приказ новым обострением международной обстановки...

      КУРС БЕДЫ

      ...Под покровом темноты, ранним утром 24 февраля 1968 г. "К-129" покинула камчатскую бухту Крашенинникова и взяла курс в Тихий океан, к Гавайским островам. 8 марта лодка не вышла на контрольный сеанс радиосвязи. Однако в штабе еще надеялись, что все обойдется, такое случалось. В ожидании прошли еще сутки, другие, третьи... Увы, "К-129" на связь так и не вышла. После этого на флоте была объявлена тревога. Два месяца утюжили район поиска более 30 кораблей, судов и подлодок Тихоокеанского флота, в воздух подняли авиацию, но усилия результатов так и не принесли.

      Осенью 1968 года родным пропавших без вести моряков из экипажа "К-129" по городам и весям Советского Союза были разосланы скорбные извещения, где в графе "причина смерти" значилось: "признать умершим". И ни слова больше.

      Андрей Михайлович Редкошеев вспоминает, что ему позвонили из военкомата и попросили приехать на Кыштымское КПП. Там молодой лейтенант, посланец Камчатской флотилии, с трудом выговорил фразу "Пропали без вести". И все. До начала "перестройки", когда стали открываться "темные пятна" российской истории, ни о судьбе лодки, ни о Николае ничего не было слышно.

      Факт исчезновения субмарины военно-политическое руководство СССР решило скрыть как от своих сограждан, так и от противника, тихо исключив "К-129" из состава ВМФ. От своего народа скрыть удалось, причем почти на четверть века. А вот от супостата, который, как оказалось, не дремал, не получилось. Более того, в отличие от нас американцам удалось в ходе секретной операции найти на дне океана "К-129" и даже осуществить подъем ее носовой части...

      ЧТО ЖЕ НАШЛИ СПЕЦСЛУЖБЫ?

      По официальной версии американской стороны, их спецслужбам удалось поднять лишь носовую часть "К-129", где были обнаружены тела шести наших подводников. Троих из них: торпедиста матроса В. Костюшко, ст. гидроакустика матроса В. Лохова и ст. торпедиста матроса В. Носачева удалось идентифицировать по документам. Тела всех шестерых поместили в контейнер. Затем, с соблюдением советского военно-морского ритуала погребения, 4 сентября 1974 года, под молитву капеллана на русском и английском языке и гимны СССР и США янки опустили контейнер в океан. Видеопленку этой церемонии, папку с некоторыми документами, а также флаг ВМФ СССР, которым были покрыты тела наших подводников перед погребением их в море, в октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс передал президенту России Б. Ельцину во время встречи в Москве. Николай Редкошеев прослужил на "К-129" всего несколько месяцев...

      В 1995 году в качестве очередного шага доброй воли американская сторона без лишнего шума передала России копию рассекреченного вахтенного журнала АПЛ ВМС США "Swordfish" с записями за март 1968 года. Если, конечно, записи не сфальсифицированы, то ничего такого, что могло бы хоть как-то пролить свет на трагедию "К-129", там, увы, не значится.

      И еще. Провалявшись после получения от американцев четыре года (!) в историко-архивном отделе при Генштабе ВС РФ, эти документы так и не были переведены на русский язык. Это к вопросу о стремлении наших чиновных структур и лиц к раскрытию тайны гибели "К-129". Хорошо, что все-таки не забыли о простых матросах и офицерах, и спустя 30 лет наградили их. Посмертно...



Источник: Савенков С. Усталая подлодка: [Н.А. Редкошеев - матрос, погибший на подводной лодке "К-129" в 1968 г.] // Конкретная газета. - 2007. - 22 февраля. - С. 2-3.