"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

А. Абросимов

НО СОБРАВ ВСЕ СИЛЫ..: Э.М. МАСЛЕННИКОВ

      В какой-то момент своего существования он сделал шаг, который и определил всю его дальнейшую жизнь, все его дальнейшее творчество. Осталась где-то далеко Прибалтика, Советск, первый учитель живописи Василий Петрович Горбунов, профессиональная студия при Дворце культуры рижского завода ВЭФ, вечернее отделение Латвийской академии художеств, мама Нина Васильевна. Позади остались годы ученичества, а впереди обозначилась целая жизнь, и делать ее предстояло на суровой уральской земле, в среде, которая разительно отличалась от привычной. Но решающим оказалось то, что для творчества здесь, в новом для него краю, он увидел неограниченные возможности. Урал покорил его навсегда. И Эдуард Масленников, приехав раз к сестре Светлане, остался навсегда в городе Челябинск-65.

      "Меня волнует колорит Урала, который понимаю не только как цветовую категорию, а как художественную атмосферу среды. Для меня Урал - это прежде всего синий цвет (но не голубой), это ультрамарин, кобальт синий темный, это почти земельные краски, марсы, умбры, сиены, охры - мощные краски древней и прекрасной, богатой уральской земли". (Из дневников).

      Эти краски и легли на белое поле холстов крупных картин, таких как "Сосна", "Чайки над озером", "Экскаватор", "На эллинге. Осень", "Вишневогорск". Эти краски определили тональность и настроение многочисленных этюдов. И если среди этюдов доминирует пейзаж, написанный тяжелыми мощными красками, которые дают четкое представление об общем восприятии Урала художником, то в крупных полотнах общее впечатление от края растворяется в сиюминутном настроении мастера, и оно реализуется на полотне рукой, тяготеющий к московской школе живописи с ее характерным колоритом, напряженным цветом, простой и ясной композицией.

      Таково полотно "Сосна". Одинокое огромное красно-черное дерево на берегу озера, за которым раскинулись горы, перекликающиеся цветовой гаммой с сосной. А где-то там, на озере, в лучах заката скользит крохотная одинокая лодочка, и белая рубашка далекого гребца как надежда на лучшее в огромном, могучем и, казалось бы, подавляющем царстве природы. И белая рубашка далекого гребца как надежда на лучшее в огромном, могучем и, казалось бы, подавляющем царстве природы. Маленькое белое пятнышко рубашки до того ярко, что довлеет над всем - над горами, озером, сосной, и постепенно начинаешь понимать великую притягательную силу света.

      "Экскаватор". Выполненное в основном в двух цветах - красном и черном - полотно рождает в зрителе чувство напряженности. Земля в огне, техника в огне, все охвачено красным пламенем, которое не отпускает от себя и не дает надежды на что-то светлое. "Я стремлюсь добиваться сочности цвета. Не люблю "брызгатни" и "мыла". Светлый цвет не всегда сочен - зачастую он всего лишь декоративен. Многим моим работам присущ драматический характер, поэтому и колорит их темный". (Из дневников).

      А еще был набор, потом отбор в секцию плавания бассейна "Дельфин", потом Эдуард Михайлович увидел в одном из мальков, пришедших к нему, "искру божью", и началась работа. Труд по созданию пловца длился годы, и участвовали в нем родители, он - тренер - и сам мальчик. За годы напряженнейшего труда юноша прошел путь от разрядника до спортсмена мирового класса. И сейчас, через многие годы, вспоминает мастер спорта международного класса по плаванию Юрий Середа своего первого тренера, приведшего его в сборную страны: "Эдуард Михайлович - человек, который не мог жить спокойно. Всевозможные идеи всегда били из него фонтаном. Когда занималась наша группа, мы не скучали: то плавали со свинцовыми поясами, то смотрели фильмы по технике плавания, то бегали по лесу кроссы с лыжными палками. Он проводил с нами всевозможные тесты, приносил для чтения специальную литературу. А уж сколько мы ездили на всякие соревнования! И поскольку он всегда придумывал для занятий что-нибудь новенькое, то заниматься у него было хоть и трудно, но интересно. Он тренер "от бога".

      ...В августе я побывал у художника в его мастерской. Поседевший и похудевший, он мало напоминал собой плотного, жизнерадостного, пышущего здоровьем человека с фотографий до 12 апреля 1992 года. В тот день случилась трагедия: Эдуард Михайлович Масленников перенес удар, последствием которого стал паралич правой стороны тела. Речь его была прерывистой, и понятными становились только самые простые слова. Правая рука, привыкшая держать кисть, не висела бессильно, но невольно выдавала свою неспособность удовлетворить желания мозга.

      "Порой мысль картины, ее идея зреют долго, и работать начинаешь тогда, когда все "сложилось". А иногда пишешь спонтанно. Рецептов тут нет. Часто работаешь на одном дыхании, но такая работа требует необычайного напряжения. С другой стороны, люблю писать в несколько сеансов, все менять, совершенствовать". (Из дневников).

      "Чайки над озером Увильды". Эта картина достаточно резко контрастирует с другими. В ней заметно стремление художника выписать изображаемое - береговые камни, чаек, тучи... И все же нет чрезмерного увлечения деталями. В картине преобладают синий и темно-синий цвета - синие камни, синяя вода, синие тучи, синие чайки. И лишь несколько не белых даже, а светлых пятен - брюшки чаек, светлая полоска на воде, просвет в тучах. А чайки летят над озером, летят навстречу ветру в свое далеко.

      "Лицом к лицу-лица не увидать", - сказал поэт. "Нет пророка в своем отечестве" - гласит древняя мудрость. В суете бытовых дел мы, как правило, не осознаем значения известных, не первый год знакомых нам людей, и обычно начинаем понимать человека только после его смерти. Вообще-то это страшно, поскольку именно с недооценки ближнего своего, себя и начинается процесс собирания слюны для плевка в свое прошлое, в свою историю. А что из этого бывает-всем известно: русский бунт и поколения шариковых.

      Художник и тренер переплелись в нем крепко и навсегда. Это две стороны одной медали: что бы творил художник, если бы он не был тренером, и как бы воспитывал тренер, если бы он не был художником? Это вопрос без ответа. Ясно только, что ему для полной реализации своего личностного "я" необходимы были и живопись, и спорт. Тренер выводил спорт на уровень искусства, а силы писать давало общение с молодыми людьми. "Живопись бесконечно толкает на поиски идей, красоты...", а "тренерская работа дала мне возможность побывать во многих уголках страны, знакомиться с людьми, природой, музеями..." (Из дневников).

      Художник, живший в спорте, не мог не писать его, но пейзаж вскоре вытеснил все: "Люблю природу, она волнует и радует". (Из дневников). И эта радость вылилась в золотисто-багряный колорит полотна "Вишневогорск", где изображен в закатном солнце уездный уральский городок. Закат стал таким ярким и радостным лишь оттого, что звучала песнь любви и горела ее огнем душа художника.

      "На эллинге. Осень". На этом полотне, совершенно отличном по манере письма от "Экскаватора", "Сосны" и других, на первом плане - усталость, которая находит выражение и в серых красках, определивших колорит работы, и в фигуре человека, пронизанной осенним настроением, и в простой (а при близком рассмотрении кажется, что порой даже очень простой) манере письма: словно кисть художника устала выводить, выписывать деревья, облака, воду, человека.

      Пять полотен. Они, как братья, рождены одним человеком. В них глубоко и полно отразилась личность творца в лучшие моменты его жизни, когда на глазах преображалась белая поверхность холста и являлся нужный пластический образ. "Часто я беру самые простые мотивы, без бутафории, без лишних деталей. Стараюсь избегать многословия. Люблю лаконичность, но не плакатностъ. Добиваюсь, чтобы обобщение не было унылым, чтобы оно несло художественную ценность". (Из дневников).

      Масленников как нельзя лучше воплотил в себе природную сущность любого человека: каждый из нас в душе педагог и, как правило, даже если в этом не признается, художник. Каждый человек создает в себе, для себя свою картину жизни вчерашней, сегодняшней, завтрашней. Но в массе своей люди не владеют средствами, которые позволили бы материализовать свое видение мира. И в этом плане художники - счастливые люди.

      Наверное, не будет преувеличением сказать, что Эдуард Михайлович провел одну половину жизни за холстом, другую - в бассейне. И живут сейчас в Озерске, по всей стране ребята, прошедшие в бассейне художника Масленникова школу жизни. "Немало хороших пловцов он вырастил на своем тренерском веку. И уж если кто не стал хорошим спортсменом, тот стал, научившись честно трудиться, просто хорошим человеком. А я всем, чего добился в плавании, обязан ему - моему первому тренеру, научившему меня плавать". (Ю. Середа).

      Трудно беседовать с человеком, который не умеет говорить, но еще труднее общаться с тем, кто, обладая даром слова, умением излагать свое понимание жизни на бумаге и на холсте, неожиданно теряет практически все способы самовыражения. У художника Масленникова остался последний его шанс, последний способ самовыражения - его воля. И если он сможет победить недуг, в очередной раз преодолеть себя, то можно не сомневаться, что поднимется еще на один рубеж мастерства, проникнет еще дальше за горизонт. "Человек, художник проходит в жизни важный рубеж. В силу накопленных знаний и опыта дает он оценку своему творчеству. И возникает вопрос: а что дальше?" (Из дневников).

      Дальше - выбор и преодоление себя.

      Извлечение из опросника, составленного автором материала для Э. Масленникова:

      - Что такое любовь?

      - Это моя жизнь: живопись, семья, работа.

      - Считаете ли вы, что жизнь удалась?

      - Было много хорошего, что-то удавалось, что-то нет, но всегда было желание работать. Еще бы поработать, реализовать кое-какие планы, тогда бы и можно было сказать, что жизнь удалась.

      "Я знаю, что дорога к цели жизни крута, ухабиста, изнурительна - после долгой работы в мастерской, после обманчивого опьянения победой очень часто вдруг понимаешь, что это был только мираж... Но, собрав все силы, снова работаешь. А как прекрасно чувство одержанной - пусть небольшой - победы!" (Из дневников).

      P.S. Да, уважаемый читатель. Речь в очерке шла о полотнах Эдуарда Михайловича, которые многие из вас не видели. Ну что ж, приходите в ДК "Маяк" на выставку художников творческой группы (их вы видите на снимке), где будут работы и героя этого материала. Приходите, взгляните пристальней на творения художника-тренера, и вы окунетесь в будущее, которое расставит все по своим местам и "отделит зерно от плевел".


Источник: Абросимов А. Но собрав все силы…: [Э.М. Масленников - художник, тренер по плаванию] // Озерский вестник. - 1995. - 4 октября. - С. 3.