"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

А. Селихова

ДОРОГИ ВОЙНЫ

      Надо ли оспаривать факты массового героизма советских воинов на полях сражений с фашистскими захватчиками? Но если бы каждого солдата, офицера отмечали высокими правительственными наградами, то награды перестали бы быть наградами. Поэтому даже фронтовая медаль есть знак высокого отличия в боевых условиях. В чем состоит подвиг? Безусловно, в выполнении каждым воином приказов своих командиров. На фронте слово "приказ” звучало не так часто, как слова "задание" или "задача". При этом надо помнить, что воин, получивший задание, всегда смертельно рисковал: мины, снаряды, авиабомбы рвались не только на переднем крае, в его ближнем тылу, но и в глубине обороны. Опасность подстерегала везде, потому что фронт – это не только передний край.

      В нашей семье есть ветеран Великой Отечественной войны – Арво Осипович КИССКИ, уроженец Ленинградской области, Оранинбаумского района (ныне город Ломоносов), в настоящее время проживающий в Озерске на улице Советской.

      Передо мной дневник военных лет (1941-1945 годов) А.О. Кисски – сначала рядового, а затем старшины. Арво Осипович на фронте с 1941-го, до конца воины он служил в военно-дорожных отрядах и соединениях (ВДО и ВДУ). Основной задачей ВДО было обеспечение передвижения войск по автодорогам: ремонт дорожного полотна, восстановление его после бомбежек, строительство новых дорог и мостов через реки, восстановление и ремонт старых мостов для прохождения по ним тяжелой военной техники.

      Разные дорожно-ремонтные работы выполнялись то близко к переднему краю, то в глубине обороны, и дорожники всегда подвергались обстрелам и бомбежкам. Чем важнее объект, тем острее к нему было внимание врага. Но если объект был срочным, то работы не прекращались и во время бомбежек.

      Вот в таких условиях проходила нелегкая служба моего дедушки (мужа сестры моей бабушки), дорожника Арво Осиповича, большая часть которой прошла на Ленинградском и Волховском фронтах. Причастен дедушка Арво и к знаменитой "Дороге жизни”, соединявшей окруженный Ленинград с "большой землей". В январе 1942 года подразделение, в котором служил А. Кисски, в районе Вологды построило мост через реку Сухона. Солдатам и офицерам пришлось пешком в сорокаградусные морозы преодолеть триста километров до этой речки. А шли они почти в летнем обмундировании. Среди обмороженных оказался Арво Осипович. Целый месяц он не мог надеть на обмороженные и забинтованные ноги валенки.

      В июне 1942 года отряду поручили построить мост через реку Волхов в районе города Новая Ладога. Здесь во время бомбежки взрывной волной Арво отбросило с восьмиметровой высоты на опору моста. В течение суток он пролежал без сознания... Второй мост через Волхов они построили в районе города Тихвина. Зенитное прикрытие от воздушного нападения оказалось эффективным, и никто не пострадал при строительстве этого моста.

      В сентябре 1943 года сержант Кисски был включен в состав технической разведгруппы штаба 8-го ВДУ (военно-дорожного управления). Его непосредственным начальником оказался майор Сергей Петрович Антонов, инженер, ставший впоследствии известным советским писателем, лауреатом Госпремии, по сценарию которого в шестидесятые годы был снят кинофильм "Поддубенские частушки".

      В начале февраля 1944 года опять через реку Волхов в районе Новгорода ВДО начали строительство большого моста рядом с разрушенным немцами арочным мостом. Несмотря на частые и сильные бомбежки, уже в апреле мост соединил два берега легендарной реки.

      Летом 1944 года 8-е ВДУ подчинили одному из Белорусских фронтов. Так Арво Кисски оказался в Латвии. В октябре 1944 года 8-е ВДУ построило большой мост через реку Даугава (Западная Двина) в Риге. Последние работы военных дорожников связаны с разгромом Курляндской группировки немцев, в составе которой сражались "власовцы".

      После окончания боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны управление перевели под город Псков. Отсюда Арво Осипович как бывший студент отправился доучиваться в Ленинградский институт, из которого он ушел на войну.

      С фронта А. Кисски принес скромные медали, но тем не менее он выполнил свой долг перед Родиной, проявив мужество и самоотверженность.


Источник: Селихова, А. Дороги войны : А.О. Кисски / А. Селихова // Озёрский вестник. – 2005. – 13 мая. – С. 7.