"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
"Спектакль как бы удался… из зрителей выколачиваются не только денежки, но и смех и даже слезы. Причем последнее добыто не способом мелодрамы, а более достойным образом - пьесу играют как трагикомедию".![]() Профессия актера удивительна и, на мой взгляд, загадочна. Образы, создаваемые мастерами сцены и экрана, формируют в нас представление о плохом и хорошем, о добре и зле. Под впечатлением переживаний героев меняется в ту или иную сторону наше настроение. Актерский труд не позволяет исчезнуть связи времен, не дает умереть нашим предкам. Мы совершенно определенно представляем, как выглядели, говорили, двигались князь Невский и комдив Чапаев, промышленник Демидов и мещанин Бальзаминов. И всякий раз после посещения нашего театра в нас подспудно просыпаются главные человеческие свойства: чувства участия, мечты и фантазии. Наверное, никогда не будет разрешена загадка актерского таланта. Где, в каких недрах зарождается душевная энергия, позволяющая человеку прожить десятки жизней разных людей в различных эпохах? Откуда берется этот таинственный Дар, который при счастливом соединении с благосклонностью Судьбы позволяет явить миру Мастера? НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ШАЛЯПИН Детство Алеши Исаченко прошло в Сибири, в шестистах километрах от Иркутска, в Нижне-Удинском районе. До шестого класса был, как тогда выражались, "хорошистом". Но после смерти отца успеваемость несколько снизилась, и в свидетельство об окончании восьмого класса заскочила пара троек. В театральное училище поступил с первого раза, хотя конкурс был большой. Почему в театральное? В общем-то совершенно случайно. О театре не имел никакого представления. В то время в сибирской глубинке и телевизоров-то не было. Слушал радио, занимался в школьной самодеятельности, был голос - пел пионерские песни, был запевалой. И решил после восьмого класса поступать в музыкальное училище по классу вокала. Приехал в Иркутск, но его даже слушать не стали: было тогда Алеше только пятнадцать лет. А это возраст, когда бывает, что мутация голоса ставит крест на карьере юного певца. Коварный возраст. Чуть позже - пожалуйста. С этим и вернулся паренек на свою станцию Замзор. Время было летнее, надо помогать матери: корова, хозяйство. Через несколько дней на сенокосе во время обеда - в какую-то газету была завернута еда - прочитал объявление о том, что Иркутское театральное училище объявляет набор на отделение актеров драматического театра. Написал письмо, получил ответ. Снова мать снарядила в дорогу. Приехал в Иркутск, и в том же училище искусств была одна небольшая комнатка, которая так и называлась: "Театральное училище". Стихи, басню, прозу подобрал не из школьной программы, а из обыкновенного численника. Как читать - спросил совета у своего школьного учителя по литературе. Первый экзамен состоялся 16 августа. Ночь перед ним пришлось провести на вокзале. Однако после того как прошел первый тур, дали на время сдачи экзаменов койку в общежитии мединститута. Конкурс, повторяю, был невероятный, но в неполные шестнадцать лет превратился Алеша Исаченко из абитуриента в студента театрального училища города Иркутска. И начались годы учебы... "СТАРШИЙ СЫН" Отсев в процессе постижения профессии был большой. На курсе из двадцати пяти человек через четыре года лишь тринадцать получили дипломы. Имея диплом актера драматического театра, жил Алексей Исаченко в актерском общежитии, которое называлось "Коммерческое подворье". Колоритное по тем временам название, которое, впрочем, не уступало содержанию. Большой-большой дом, двухэтажный, каменный, старинный. Было в нем огромное количество разнокалиберных комнат, в которых большой и сложной семьей проживали актеры. И те, кто уже вышел на пенсию, и молодые, начинающие. Незабываемые годы! Вспоминает народный артист А.А. ИСАЧЕНКО: - Так получилось, что училище я закончил очень успешно, и меня как лучшего выпускника приняли в труппу Иркутского театра. Здесь моей первой работой стала роль Владимира Бусыгина в пьесе Вампилова "Старший сын". Главное в том, что никому еще не знакомый в то время Александр Вампилов пришел в коллектив театра, принес эту пьесу. Прослушали, утвердили. Потом состоялось распределение ролей, и я получил главную роль. Это была первая в стране и в мире постановка "Старшего сына". В ноябре шестьдесят девятого года. Пьеса на читке всем нам безумно понравилась. Он очень смешно читал, очень своеобразно звучали ремарки. Ну а потом, в процессе работы, наше знакомство с ним просто переросло в дружбу. Поскольку мы работали, автор - в городе, бывал почти на всех репетициях. Что-то менялось во время этих репетиций, что-то дописывалось. Это потом пьеса стала классикой. А тогда это была работа, дружба, и споры, и разговоры, и встречи. Многое чего было. Пьеса шла с большим успехом. Однажды меня приглашают в гостиницу: спрашивает какой-то режиссер... КАЛИНИНСКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ - В гостинице знакомится со мной режиссер Калининского театра. "Я прилетел специально посмотреть спектакль с тем, чтобы пригласить вас в Калинин. Работать. И начинать работу именно со "Старшего сына". Постольку, поскольку этот спектакль у нас тоже уже репетируется, но роль Бусыгина свободна". Не знаю, почему: то ли хотелось чего-то нового? Хотя я очень полюбил Иркутский театр, но, взвесив все "за" и "против", - а я тогда был совсем молодым, всего двадцать лет, - в феврале семидесятого года я переезжаю в Калинин. И буквально через неделю выхожу снова в роли Бусыгина. Уже на сцене Калининского театра. ![]() В Калинине Алексей Исаченко проработал почти десять лет, до октября семьдесят девятого года. В этот период ему пришлось служить в армии. Всеми правдами и неправдами театр добивался того, чтобы служить его оставили в Калинине. Потому что надо было доигрывать спектакли, а вырывать из репертуара одного из ведущих актеров очень тяжело. И получилось так, что службу Алексей проходил в военной академии имени маршала Жукова. При академии был клуб, да что там "клуб" - настоящий Дворец культуры! Молодой актер в солдатских погонах практически оказался его руководителем. Приходилось встречать приглашенных артистов, обеспечивать и вести концерты. Были интересные встречи. - Одна из самых ярких встреч - я вел концерт великого музыканта Арама Ильича Хачатуряна, - вспоминает Алексей Алексеевич. - Это, конечно, незабываемо. Таких концертов у меня было много: Образцовой Елены Васильевны, Бориса Штоколова, Александра Ведерникова. И еще одна памятная встреча. Маршал Зимин, начальник академии, мог себе позволить в то время пригласить на концерт Владимира Семеновича Высоцкого. Концерт, конечно, незабываемый. Потом, когда Владимир Семенович уезжал, состоялось уникальное зрелище. Он сел в машину (его должны были отвезти), зрители просто подняли на руках машину, оторвали колеса от асфальта и понесли. Он умолял, чтобы его отпустили. Зрители - не только военные, со всего города, кто как мог туда попасть. Зал мест на 600-700 оказался переполнен, стояли в проходах. Незабываемо... После службы вернулся Алексей Исаченко в театр. Возглавляла его к тому времени известный у нас в России режиссер Вера Андреевна Ефремова. А все годы, которые Алексей там работал, очередным режиссером был Виктор Владимирович Шульман. Уехав на Урал, он предложил и Алексею перебраться к нему, в Челябинск-65. Было это в августе семьдесят девятого. Вообще с августом у Алексея связано много памятных дат. Ему организовали поездку в областной Челябинск, где тогда гастролировала труппа нашего театра, и, просмотрев спектакли, Исаченко принял решение переехать в наш город. С тех пор, вот уже два десятка лет, он - озерчанин. Здесь он встретился и со своей женой, заслуженной артисткой России Светланой Семеновной Ильиной. Живут они в любви и согласии, воспитывают сына Кирилла. ЗА КУЛИСАМИ Темы нашей беседы с Алексеем переходят к нынешнему времени. Знакомы мы не первый год, поэтому с официального для интервью "вы" то и дело сбиваемся на приятельское "ты". Стараюсь задавать вопросы, интересные и мне, и читателю. - Алексей, как входил в новый коллектив, имея за плечами уже достаточный жизненный и профессиональный опыт? Вообще ты человек контактный? - Наверное. Хочется думать, что так. А работа моя в этом театре началась довольно активно. Сразу произошло несколько вводов: "Мы, ниже подписавшиеся" Гельмана в роли Семенова, "Власть тьмы" Толстого в роли Никиты и другие. За двадцать лет мне пришлось сыграть очень много ролей. Практически по пять в сезон. Перечислять все долго и трудно, но назову этапные: Буслай в пьесе Дударева "Порог", Городничий в "Ревизоре" Гоголя, Лопахин в "Вишневом саде" Чехова, адмирал Нельсон в "Виктории" Ретегана, Курочкин в "Мы идем смотреть Чапаева" Данилова, Викторов в "Семейном ужине..." Павлова. - Какие роли давались трудно, какие легко? - Мне почему-то легко никогда не бывает. Все время я начинаю каждую роль как бы с белого листа. Как ученик. Уже потом, в процессе работы над ролью она у меня обрастает, я что-то осмысливаю, понимаю, и в итоге уже что-то получается. Но что-то получается хорошо, что-то похуже. - Вообще как происходит работа над ролью? Что или кто влияет на этот процесс в большей степени? - Тут много разных компонентов. В первый момент - кто автор, что за пьеса. Сам материал. Потом, безусловно, режиссер. Потом - участники этого спектакля, так скажем - ансамбль: подбор актеров на те или иные роли. Ну и в какой-то мере я сам, исполнитель. Все это вместе - это и есть процесс работы над ролью. Конечно, что-то приходится и читать. Вот сейчас новый сезон открываем пьесой челябинского драматурга, известного у нас, Константина Скворцова, который написал много пьес, затрагивающих разные эпохи от Сталина до третьего века нашей эры. Сейчас предстоит очень ответственный момент в моей творческой биографии. Театр взял в постановку пьесу Скворцова "Георгий Победоносец", где мне предстоит работать над ролью Георгия Победоносца. Она необычайно сложная и, честно говоря, я очень и очень боюсь начинать. Впрочем, как и все роли я боюсь начинать. Источник: Бесконечная жизнь: [Актер театра "Наш дом" А.А. Исаченко] // КамерТон. - 1999. - 17 сентября. - С. 12-13. |