"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия
вернуться назад

А. Дерновая

И ЖИЗНЬ, И СЦЕНА, И ЛЮБОВЬ... (С.ИЛЬИНА)

      Для того, чтобы человека "заметили", с ним должно что-то произойти. Не важно - плохое или хорошее, но такое, что заставило бы каждого из нас чуть "притормозить" и остановить на событии, равно как и на его виновнике, свой быстро скользящий по жизни взгляд. Так уж мы устроены! И сегодня есть прекрасный повод для еще одного, можно сказать, открытия, а скорее - близкого знакомства. Хотя той, к которой я в буквальном смысле напросилась на интервью, популярности не занимать. Каждый вечер, если только не случаются гастроли, отпуск или выходной, она выходит на сцену, и в нашем небольшом городке ее узнают на улицах не только любители, а даже и не любители театра. И все же, кто она, ставшая недавно Заслуженной артисткой России, Светлана ИЛЬИНА?

      В моих воспоминаниях она сохранилась в образе девчонки с косичками, что-то звонко вещающей с авансцены в одной из вампиловских пьес. А теперь... Боже мой! Передо мной сидит очаровательная женщина с глубоким и таинственным взглядом потрясающих светлых глаз. И в них - все та же чертовщинка! Что кроется за всем этим? Что есть сцена и что для нее жизнь? Не мудрствуя лукаво и не ломая себе понапрасну голову, я пришла за объяснениями к самой актрисе: ну кто же знает лучше других Светлану Ильину? А разговор наш пошел просто и с самого начала.

      - Светлана, расскажи, пожалуйста, о себе, о своем детстве, родителях - словом, о том, что было до...

      - А до сцены был дом, были мама и папа... Кстати, с потерей родителей у меня появилось ощущение какой-то беззащитности. Странно сознавать, что уже нет "отступных ходов", "тыла". И тот груз ответственности, который когда-то лежал на плечах отца и матери, теперь по наследству достался мне. Это понимаешь только тогда, когда приходит момент...

      Мы жили в Новосибирске. Отец служил в воинской части, а мать - родом из деревни, обычная крестьянка. И в то же время она была удивительной женщиной, и если говорить о моих актерских склонностях, то они - только от нее. Импровизационным путем она могла скопировать любого человека. Пойдет на базар, кого-то увидит, придет домой и устроит нам целый спектакль. Мы всегда так хохотали!

      Все мои университеты - это огромный двор двухэтажного деревянного дома, в котором я выросла. В школе меня тянуло к гуманитарным предметам. И уже там стал проявляться мой интерес к художественной самодеятельности, к чтению стихов... Я очень благодарна своему преподавателю по литературе за то, что она привила мне любовь к тому, от чего в школе обычно у ребят челюсти сводит, то есть к русской классике. "Горе от ума", "Путешествие из Петербурга в Москву"... Она удивительно подавала весь этот материал.

      - А почему же театральное училище?

      - Не знаю. Я собиралась поступать в университет на филфак и была уверена, что поступлю. Но вот в газете прочитала объявление, что Новосибирское театральное училище ведет набор... И все.

      - Я даже не спрашиваю, я понимаю, что началась самая светлая пора твоей жизни...

      - Да, именно так. У нас был очень хороший мастер - Аркадий Васильевич Беляев, Заслуженный артист, ученик Мейерхольда. Работал он в театре "Красный факел". Но мы, как вся молодежь во все времена, учителей своих не очень почитали. Это сейчас я понимаю, какой он был, и что он нам дал. А раньше - все мы были гениями!

      - А как ты попала сюда?

      - Наш дипломный спектакль приехали смотреть режиссеры. И я думаю, что в тот момент брали не меня, брали Сашу Ильина, моего мужа...

      - Так у вас уже была актерская чета?

      - Да, мы как-то быстро успели и "выйти замуж", и даже родить сына, Илью. Но я не выпала из учебного процесса, и все складывалось "без ущерба", довольно удачно. С 1973 года я здесь. Но самое интересное - в театр брали Сашу, а играть начала я. Так сложился репертуар, так сложились обстоятельства...

      - Твои первые ощущения от "взрослой жизни": ведь ты уехала из дома, из детства? Твои впечатления, которые произвел на тебя наш город, театр?

      - Ну-у! Я свои ощущения помню до сих пор! Мы приехали сюда в мае месяце... Это мы сейчас уже привыкли к нашему воздуху, к особой тишине и покою. Ты представляешь себе, каково окунуться во все это сразу, после большого промышленного города?! А здесь - настоящая весна, все цвело, я - актриса! Нас поселили в гостиницу, ту, что была на площади. Боже мой, у нас появился свой угол! Потом мы получили подъемные, и нам казалось, что это совершенно фантастические деньги... Коля Рябков, по кличке Рыжий - ты его помнишь? - водил нас по городу, рассказывал о театре. Я, честно говоря, не верила, что здесь может быть хорошо. В то время я уже прыгала в массовках в "Красном факеле", мне даже давали небольшие роли, и мне казалось, что я все могу, что периферийный театр не для меня... И вот, посмотри на меня: перед тобой сидит человек, проработавший здесь 22 года! Здесь прошла моя молодость, да что я говорю - жизнь! Это лучшие годы. И я об этом нисколько не жалею. За все это время у меня не было даже попытки куда-то уехать.

      - Насколько я знаю, артисту такое постоянство несвойственно.

      - Может быть. Но так получалось, что я здесь всегда была "на коне", "в стременах", всегда в работе. Хотя предложения поменять театр периодически поступали. Но я придерживалась одного маминого высказывания: "Что же ты от живого к мертвому?"

      - И не жалеешь?

      - Нет, ни в коем случае.

      - А кто из актеров для тебя является эталоном в творческом плане?

      - Олег Янковский. Он гениален. Без помощи, без диалога - просто говорит, и его слушаешь! А какова глубина молчания этого артиста! Я ведь теперь плачу не от сюжета, как раньше, а оттого, как играют актеры. И если нет хорошей игры, я просто выключаю телевизор.

      А что касается лично меня, моих творческих стремлений и внутренних поворотов души, то кроме этаких женщин-"эмансипэ", которых я играю, мне хотелось бы чего-то другого, характерного...

      - Но ведь были же, наверное, за эти двадцать с небольшим лет и какие-то особые, дорогие роли, сыгранные тобой?

      - Конечно. Хорошо запомнилась мне одна из первых в пьесе "Радуга зимой". Там я играла Катю. И еще роль из пьесы Радзинского "Я стою у ресторана..." Кстати, отрывок из нее будет представлен в моем бенефисе. Именно с ней - очень сложной, многоплановой, которую сыграла Наталья Гундарева - я впервые вышла на сцену после рождения Кирилла. Видимо, за время отпуска в моей душе что-то накопилось, и мы вместе с режиссером Владимиром Юрьевичем Савиновым, как мне кажется, достойно справились с этой работой.

      Дорога мне и "Екатерина Ивановна" по Леониду Андрееву. В Нижнем Новгороде на фестивале я даже удостоилась похвалы самой Натальи Крымовой, сурового и беспощадного критика! Вообще, запоминающихся работ было много, но я не верю тем артистам, которые во всеуслышанье говорят: "Роли - как дети! Я все их люблю одинаково!" Алла, это неправда. Иногда идешь и не хочешь играть: не твое это.

      - А что бы хотелось сыграть?

      - Вот на этот вопрос я тебе не отвечу. Я сама себе не раз его задавала. Не знаю. Если бы была мечта, то я ее обязательно воплотила бы, вот и все.

      - Какая драматургия тебе ближе: зарубежная, русская?

      - Пожалуй, русская классическая и современная. В свое время я как-то прошла мимо того же Лопе де Вега... и нисколько об этом не жалею! Мне, например, ближе Чехов (не подумай, что это дань моде.). Понимаешь, я не люблю страданий по поводу оброненной записки!

      - Светлана, а не было ли у тебя мысли заняться режиссурой?

      - Нет. Я поняла, что это совершенно разные профессии. Более того, без режиссера я беспомощна, и выстроить сама рисунок своей роли не могу! Для того чтобы ставить спектакль, надо иметь сказать что-то такое, чего не знают остальные. Брать на себя такую ответственность я не могу, скажем так, не доросла.

      - Теперь я хочу тебя расспросить о приятном, то есть о твоем старшем сыне.

      - Да, Илюша - это мое счастье, моя гордость, любовь... О нем я могу говорить очень много. Но сейчас скажу только, что он достойно продолжает династию Ильиных (ведь его дед - Адольф Ильин - тоже был артистом). Илья закончил Российскую академию театрального искусства (бывший ТГИТИС) и теперь работает в Москве, в Российском молодежном театре. У него уже довольно много актерских работ. Мне хочется, чтобы он попробовал себя и в кино - больше шансов быть замеченным.

      - Как я погляжу, ты, Света, счастливая женщина!

      - К тому же, как ни странно, сейчас мне очень нравится мой возраст, вернее, я себе нравлюсь в нем. Многие мои одногодки жалуются, мол, время ушло, все в прошлом... А мне, наоборот, хочется жить именно теперь, когда у меня появилось совсем иное состояние души. Я многое поняла, стала терпимее к окружающим, научилась им прощать какие-то вещи. Если хочешь, появилась мудрость, которую подарил опыт. Может быть, права народная пословица: "Сорок пять - баба ягодка опять"?

      - Ну, допустим, не баба, а Заслуженная артистка России. Скажи, пожалуйста, как ты прореагировала на эту новость?

      - Во-первых, разговоры о звании ходили давно, еще при режиссере Викторе Шульмане: мол, пора. Но со временем все поутихло, уехал Шульман, приехал новый и - тишина. И вдруг это произошло, причем для меня действительно неожиданно... Стою я на кухне, жду мужа, готовлю (кулинария - это мое хобби, которое и губит меня...). Вижу в окно: идет Александр с букетом сирени, заходит и спрашивает: "Здесь живет Заслуженная артистка?" Ну, как я должна была это воспринять? Естественно, как шутку. Думаю: у мужа хорошее настроение". Оказалось, он всерьез. Что касается моих ощущений, мне кажется, что честолюбие - не самое худшее человеческое качество, особенно у людей творческих. И мне очень приятно, что меня заметили.

      - Светлана, больших тебе успехов и долгой творческой жизни! Спасибо.

      А от себя хочу добавить: 15 и 16 октября в театре драмы и комедии "Наш дом" Светлана Ильина ждет вас на свои творческие вечера. Знакомство с актрисой продолжается!


Источник: Дерновая А. И жизнь, и сцена, и любовь…: [Актриса театра "Наш дом" С. Ильина] // Озерский вестник. - 1994. - 14 октября. - С. 2.