"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия
вернуться назад

А. Алова

ВЕРА В ПРОЗРЕНИЕ

      Я держу в руках каталог первой городской художественной выставки. На титульном листе - декабрь, 1963 год. Переворачиваю плотные, атласные страницы. Для нас они уже история. Но для кого-то это было настоящим. Читаю фамилии участников экспозиции шестьдесят третьего: среди них есть и знакомые - Каратов, Грудин... Какое важное и серьезное значение имело это событие в жизни городских художников! Собирались, совещались, волновались, готовили помещение (конечно, не без участия отдела культуры). Выставочком, председателем которого в то время был Павел Грудин, просматривал и отбирал картины. А потом сами, как могли, группировали их и вывешивали.

      Эта выставка была первой, и поэтому, наверное, самая памятная для Павла Григорьевича...

      Кинотеатр "Мир", второй этаж, глаза посетителей, с интересом вглядывающиеся в произведения живописи... Только востребованное искусство, получившее зрительский резонанс, может дать толчок дальнейшему развитию творческой личности. Это неоспоримая истина, которую, к сожалению, не понимают или в силу сложившихся обстоятельств не хотят понять власть (и деньги) имущие. Именно об этом долго и много мы говорили с П.Г. Грудиным, который поделился со мной и своими взглядами на жизнь, и воспоминаниями юности.

      Павел Григорьевич - наш земляк. Родом он из Первоуральского района. Отец его был пастухом и от безумной любви к лошадям вырезал их головы из липы. Детей в семье - семь человек и, в общем-то, не до искусства - накормить бы да одеть всех! То заготовка дров, то сенокос... Но, видно, было что-то в Павлике (наверное, от отца), что с детства любил рисовать. И когда в их школу приехал молодой учитель рисования, закончивший Свердловское художественное училище, Павлик охотно записался в изокружок. И.А. Кондратов - так звали преподавателя - старался в каждом из ребят развить индивидуальные способности. Пейзаж, натюрморт, портрет, владение шрифтом - у кого к чему лежит душа. К сожалению, обстоятельства не позволили Павлу поступить в художественное училище. Но его образование тесно связано с живописью: он с успехом закончил Свердловский архитектурный техникум. Потом - четыре армейских года в Звездном городке...

      А приехав в 1956 году в Озерск, Павел Григорьевич нашел здесь своих единомышленников - людей, серьезно занимающихся живописью. Сначала они собирались и работали в изостудии, которой руководил актер театра В.А. Ильинский. Потом в городе художники-энтузиасты организовали ТОХ (творческое объединение художников). Именно оно выступило инициатором проведения общегородских выставок. Горожане жили полноценной насыщенной духовной жизнью, потому что творческая интеллигенция прикладывала к этому все свои силы.

      Но все это было, было... Сейчас к живописи, как и к любому другому виду искусства, нет интереса ни у жителей города, ни у администрации. Но Павел Григорьевич свято верит в то, что скоро духовное голодание даст о себе знать, и однажды утром наступит прозрение. А что? Вполне возможно! Только, может быть, не сразу, вдруг, а с помощью преданных своему делу людей, таких как П.Г. Грудин. Кстати, его одиннадцатилетний внук Павел ходит в изошколу...


Источник: Алова А. Вера в прозрение: [Грудин П.Г. - озерский художник] // Озерский вестник. - 1992. - 29 июля. - С. 2.