"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

А.Д. Дьячков
В СПОРТЕ, КАК В ЖИЗНИ – ВСЁ РАВНО НАДО КОГО-ТО ОБГОНЯТЬ


      Несколько стартов по мотокроссу прошло у нас в городе и кажется, мотоспорт вновь оживает, и будет собирать толпы болельщиков на трассе. Хорошо, что есть люди, так болеющие за свое дело, делающие все для него. С одним из них встретился корреспондент «ОС» и задал несколько вопросов.

      – Расскажите немного о себе, когда заинтересовались мотоспортом, начали заниматься?

      – Дьячков Анатолий Дмитриевич, мастер спорта по мотогонкам. В город приехал в 1964 году. В то время здесь была секция мотоспорта. Пришел, увидел, загорелся. Народу немного тогда занималось: примерно человек 15. Но зато, когда проводились соревнования, на трассе собирался чуть ли не весь город, очень много было желающих посмотреть на спортсменов. Тогда у меня был велосипед «Орленок» со спортивным рулем, на котором я ездил, подражая взрослым. Тренером был Замалетдинов Фирзан Багаутдинович. Он и тренировал спортсменов, и организовывал соревнования. Вся рутинная работа была на нем. И дисциплина была при нем очень строгая, даже курить было запрещено. Но все равно в секции мы проводили все свободное время.

      Становление этого спорта, конечно, было тяжелым. Условий никаких не было, даже мотоцикл негде было вымыть. Запчасти покупали на свои деньги. Постоянно переезжали из гаража в гараж. Только потом уже построили специальный гараж с мойкой, душем.

      По-серьезному начал заниматься и участвовать в соревнованиях за команду «Гранит» (так называлась в то время наша команда) в 16 лет, когда получил права.

      Очень много выезжали на соревнования, объездили практически весь СССР. Это и Ленинабад, и Свердловск-45, и Сосновый бор (Ленинградская область), и Желтые воды (Украина). Нас везде знали.

      – Каков был возраст спортсменов?

      – Примерно от 13 до 30 лет. Если одаренные дети приходили, их брали в секцию с малолетства. Исполнялось 16 лет, они могли выступать за юношей, в 18 - уже за взрослых.

      – А девушки в мотоспорте были?

      – Были попытки, занимались 2-3 девушки. Но потом женский мотоспорт перестал культивироваться. Но зато девушки всегда приходили болеть за нас.

      – Соревнования проходят только летом?

      – Старты проходят и летом, и зимой, поэтому мы всегда в форме. Может быть, в теплое время мы чуть активнее, т.к. все лето у нас проходят сборы, кроссы.

      – Некоторое время о мотоспорте как-то особо и не слышно было...

      – Это примерно 1985-86 гг, время, когда мотоклуб «Гранит» начал распадаться. Мотоциклы стали продавать, помещение освободили, у него сразу нашелся хозяин.

      – Почему так получилось?

      – Думаю, что повлияла обстановка в стране, тяжелое экономическое положение. Мотоспорт – дорогой вид спорта, требуются и бензин, и запчасти. У соперников появилась новая японская техника, бороться с ними стало тяжело.

      – Чем может привлекать мотоспорт, ведь он довольно опасный, наверное, спортсмены получают много травм?

      – Спорт опасный, но я бы не сказал, что травматичный. Я 14 лет занимался – и не было ни одного перелома, хотя падения случались часто. Представьте: 40 человек на старте, далее трасса сужается, а всем хочется быть первым. Травматизм скорее зависит от квалификации соревнований. Чем выше квалификация соревнований, тем меньше травм. 1 категория – самая высокая, там должны участвовать не менее 12 МС и 24 КМС. На соревнованиях этой категории можно выполнить звание МС. Далее идут 2 и 3 категории соревнований, в которых принимают участие менее опытные спортсмены.

      – Зачем это нужно? Неужели риск может так привлекать?

      – Ну, какой же русский не любит быстрой езды? Это и мужество, и горячее сердце. Голова к тому же еще должна работать. В спорте, как в жизни – всё равно надо кого-то обгонять. Там этому и учились. Это было не просто сборище людей, а школа жизни. Старшее поколение передавало нам свой опыт и знания, учило нас.

      – Какова сейчас ситуация у нас в городе с мотоспортом?

      – Можно сказать, что он возрождается. Есть СТК «Маяк» – клуб мотоспорта, он официально зарегистрирован в прошлом году. Есть трасса. Руководство КФКСиТ выделило нам полздания мотоклуба. Начнем собирать детей, тренировать. Дети и сейчас звонят, спрашивают, когда будет набор в секцию. Показательно то, что очень много «трудных» детей идут заниматься мотогонками. Когда их спрашивают, каким спортом они хотели бы заниматься, не задумываясь, отвечают: «мотогонками». С чем это связано – не знаю. Скорее всего, с тем, что это экстремальный вид спорта. За всю историю мотоклуба мы никогда не давали объявлений о наборе детей, они сами нас каким-то образом находили. Всегда был такой ажиотаж вокруг мотоспорта, что даже всех желающих не могли принять в секцию.

      Хочется сказать несколько добрых слов об одном человеке. Это Олег Марковский. Совершенно посторонний человек, далекий от этого спорта, он взял на себя инициативу по возрождению мотоспорта. Сам бегает по всем организациям в поисках финансов, ищет спонсоров, выбивает деньги на призы, в администрации все пороги обил, занимается ввозом людей в город. Мототрасса и здание, которое передали в наше ведение, – это тоже его заслуга. Все соревнования организовывает он, за что ему огромное спасибо. Вот уже второй год регулярно проводятся соревнования по мотокроссу на приз г. Озёрска, на которые съезжаются участники из многих городов Урала. Надеюсь, что это станет традицией.

      – На какие средства устаиваются гонки, кто помогает – спонсоры, спорткомитет?

      – Только спонсоры. Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить те организации, их сотрудников и директоров, которые оказывали нам всяческую поддержку, а также принимали участие в строительстве трассы. Это Лобода А.И. (МСУ-105), Саранских А.А. (автохозяйство ПО «Маяк»), Белошицкий А.Г. (ЮУС) и многие другие, а также и сами спортсмены, которые сейчас занимаются в клубе.

      – Дальнейшие планы по развитию мотоспорта?

      – Привлекать детей в секцию, в клуб, возить их на соревнования, воспитывать настоящих мужчин, развивать мотоспорт в целом. Но для этого необходима материальная поддержка, потому что команду надо создавать заново. Нужны финансы для покупки маленьких мотоциклов объемом 60 куб. см и 80 куб. см, на которых будут тренироваться дети. Но сейчас пока нет финансов, все пока еще шатко-валко.

      – Местные власти собираются вас поддерживать?

      – Да, мы были и у Барышевой М. П., и в Совете депутатов у Сунцова Ю.А., у Сбитнева И. М. Они выслушали нас и обещали сделать все, что в их силах.

      Хотелось бы, чтобы нынешний состав администрации города походил на тот состав, когда у власти был Ермолаев Н.Я. Вот уж он-то болел и за спорт, и за город, мало того, он каждого спортсмена знал лично. Родионов Ю.А. тоже всегда помогал. Сейчас наши спортсмены выступают за другие клубы. Например, Лабутин Александр, которому всего 13 лет, сейчас вынужден гоняться за честь г. Каменска-Уральска. А этот молодой спортсмен подает большие надежды. Может, отцам города пора обратить на это внимание и поднять свой флаг? Тем более, что есть люди, которые готовы взяться за тренерскую работу и решать организационные вопросы.

      – Есть какая-нибудь мечта?

      – Как истинный спортсмен и почитатель мотоспорта, мечтаю, чтобы секция вышла на уровень 76-80 годов. В то время мы подготавливали каждый год по 1 МС, КМС и по несколько l-разрядников. Самое «золотое» время было, все получалось и, конечно, во многом благодаря стараниям и стремлениям Фиргана Багаутдиновича. Всех спортсменов воспитал он. Его вклад в воспитание детей как спортсменов – огромный, он умел найти общий язык с каждым.

      – Пожелания читателям «Озерского спорта»?

      – Приходить почаще на соревнования и поддерживать спортсменов.


Источник: Дьячков, А.Д. В спорте, как в жизни – всё равно надо кого-то обгонять: [беседа с озёрским мастером спорта по мотогонкам Анатолием Дмитриевичем Дьячковым / вёл И. Сидоров] // Озёрский спорт. – 2001. – № 30 (4 октября). – С. 6.