"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

Л. Давыдова
ЛЮДМИЛА АБРАМЕНКО : ВСЮ ЖИЗНЬ НА ПЕРЕДОВОЙ...

      Начавшийся 2010-й объявлен в стране Годом учителя. Не будем говорить банальности и повторять: как это важно, наконец-то или, наоборот, больше делать нечего, неужели сейчас для этого подходящее время... Дадим слово учителю.

      Людмила Анатольевна АБРАМЕНКО, озерчанка, воспитанница двух школ, №34 и №24, выпускница Московского государственного педагогического института им. Ленина, учитель русского языка и литературы высшей категории, отличник народного просвещения России, основатель и руководитель общественной благотворительной организации "Фонд помощи бездомным животным".

      Итак, как живётся учителю сегодня? Как он определяет свой статус-кво в современном обществе? Где черпает силы, чтобы сохранить принципы и идеалы?


Оговоримся сразу

      "Уж говорить-то она умеет", - нередко слышит Людмила Абраменко от своих недоброжелателей. Подтвердим без всякой враждебности и зависти: да, умеет! "А как же иначе, - удивляется она, - филолог должен владеть словом. Современные дети, хорошо знающие свои права, но забывающие обязанности, признают только такого учителя, который отлично знает свой предмет, может и пошутить, и найти вовремя острое слово, и быть по-настоящему артистичным и убедительным...".

      Живя всю жизнь в одном городе, работая почти три десятка лет в родной школе №24, Людмила Анатольевна не только любима, но и уважаема, авторитетна, известна многим поколениям учеников, их родителей и широкой общественности, далёкой от школьных проблем. Почему? Ответ прост: это личность, к которой как нельзя лучше приложимы слова Оскара Уайльда: "Каждая женщина - бунтарь по натуре...". О событиях и явлениях сегодняшней жизни Людмила Анатольевна говорит так эмоционально, что понимаешь: это касается её ЛИЧНО, это - как натянутая струна...

Трудные дети - у трудных родителей

      - Родители прежних лет и их дети, которые давно выросли, - до сих пор для меня самые родные люди. Мы общаемся, созваниваемся, я храню целые мешки их благодарственных открыток и писем. Теперь порою бывает не так - возражают, обижаются, жалуются. Конечно, имеют право на свою точку зрения, защищая ребёнка. Но мудрые родители должны сохранять объективность, стараться быть справедливыми в оценке поведения своих детей. И как же бывает горько, когда некоторые из них пытаются оправдать любой, даже подлый поступок ребёнка, лишь бы выгородить его и самим жить спокойно.

Личности, одна мощнее другой

      - Да, у меня ностальгия по значительным личностям, по тем учителям, у которых когда-то училась и с которыми посчастливилось работать. Мне повезло увидеть в расцвете жизненных и творческих сил многих и многих: Анну Николаевну Свиридову, Екатерину Фёдоровну Губанову, Любовь Григорьевну Кисельгоф, Галину Ивановну Хрусталёву. Киру Борисовну Цингери, Галину Ивановну Волегову, Николая Ивановича и Нину Михайловну Турлюн... Мне повезло и с вузовскими преподавателями - знаме-нитыми учёными, авторами учебников. Боюсь перечислять, это займёт слишком много места.

      Это были настоящие профессионалы, они мыслили масштабно, видели главное и прощали мелочи. Они никогда не смотрели на свою работу как на ремесло, дающее возможность зарабатывать на жизнь. Их общение с детьми, родителями, коллегами мож-но назвать только одним словом - СЛУЖЕНИЕ.

      Я обожаю старшее поколение. Вспомните Любовь Григорьевну Кисельгоф. О ней ходили легенды, её боготворили ученики и родители - и как прекрасного учителя-словесника, и как строгого, но мудрого и демократичного директора. При этом она сохраняла, несмотря на колоссальную занятость на работе и дома, удивительную женственность, поразительную широту интересов, чувство юмора, простоту.

Как первая любовь...

      - Вернувшись в родную школу по окончании института, я с головой окунулась в свою любимую литературу. Первые годы работы в школе у меня были очень яркими и по-настоящему романтическими. Походы и поездки, литературные вечера и спектакли, радио и стенгазеты, стихотворные послания от учеников, признания в любви... С теми учениками мы до сих пор дружим и постоянно встречаемся.

      Но главное, конечно, - преподавание. Меняла программу на свой страх и риск, читала на уроках самиздатовские сборники стихов Гумилёва и Цветаевой, старалась увлечь произведениями Булгакова, Платонова, рассказывала о трагических судьбах Солженицына и Гроссмана… Потом, когда произошла перестройка и в программе появилась та литература, которую уже успели узнать мои ученики, я была счастлива.

Выгораешь...

      - Нынешние дети другие: более дерзкие, более раскованные. Работаешь на пределе эмоциональных возможностей. Каждый день испытываешь величайшее напряжение - нервное, психологическое, интеллектуальное. И, казалось бы, "в зените педагогической мудрости", имея большой опыт, чувствуешь себя опустошённой. Работа забирает всё, ты выгораешь...

      Надо, чтобы все понимали: это - как на передовой.

Низвели профессию

      - Такого количества бумаг, как сейчас, никогда не было. Как будто армия бюрократов пытается оправдать своё пребывание в кабинетах. Сегодня всё забюрокрачено дальше некуда: проверяющих полкИ, и озабочены они подсчётом клеточек в журнале. И кто диктует учителю, что можно, что нет? Сидящие в кабинетах люди, в своё время если и "понюхавшие" школу, то в ужасе убежавшие!

      Ещё Василий Сухомлинский предупреждал: "Чем меньше у учителя свободного времени, чем больше загружен он всевозможными отчётами, заседаниями, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю нечего будет отдавать воспитанникам".

"Александр Петрович Пушкин"

      - Говорить спокойно о чтении, вернее, о нечтении, никакой словесник не может. Беда в том, что многие родители ие видят ничего страшного в том, что дети не читают. Но ведь это основа! Формируется поколение, которое даже не знает, как зовут нашего величайшего национального поэта или, как в популярной передаче, спрашивает: "Моцарт? А сколько дисков он продал?". Нечитающий человек лишён того воспитания, которое могут дать Бальзак, Жюль Верн, Чехов, Толстой...

      Рассуждения родителей о том, что им самим читать некогда, необоснованны: и раньше много работали. Известнейший учёный Сергей Капица в недавнем интервью "АиФ" сказал о деградации нации, которая не читает книг.

      Чтение должно быть первейшей духовной потребностью, в том числе и для учителя.

      В общем, это такая боль! Словесники ощущают её, наверно, острее всех.

Ненавижу фразу "Всем не поможешь"

      - Почему ненавижу? Потому что так говорят обычно те, кто не помогает никому. Если бы каждый из нас помог хоть одному нуждающемуся в нашей поддержке, мир изменился бы.

      Часто спрашивают, почему я помогаю именно животным. Они в нашем обществе самые бесправные, фактически не защищены законом, и милосердие к ним держится только на энтузиазме одиночек.

      Фонд помощи бездомным животным был создан в городе для того, чтобы защитников животных услышала власть. Но, увы, воз и ныне там. Я много раз выступала в прессе, однако до сих пор можно прочитать в городской газете статью под заголовком "Четвероногие: друзья или враги?". В цивилизованной стране такой вопрос немыслим. В школе мы повторяем вслед за Есениным: "И зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове". А вне школы нужно до сих пор доказывать, что собака - друг человека. Результат - жестокость и равнодушие.

      Академик Дмитрий Лихачёв говорил, что, поскольку животные бессловесны, за них говорить и даже судиться должен человек. Я говорю, и кричу, и, может быть, перегибаю палку. Но, думаю, "люди мне простят - от равнодушья, я им, равнодушным, не прощу...".

Муниципальная проблема

      - Мы живём в системе двойных стандартов: на словах одно, на деле - другое.

      Способ спасения бездомных животных давно известен, не надо изобретать велосипед. Как показана мировая практика, это создание приютов и стерилизация. Но у нас на нужные дела нет денег. Муниципалитет переложил эту проблему на плечи неравнодушных, самоотверженных горожан, которые спасают животных, имея очень скромные возможности.

      У нас нет средств, чтобы открыть свой счёт в банке, однако я хочу заверить всех, кто оказывает нам посильную помощь и не проходит мимо наших "благотворительных ящичков": каждая копейка расходуется нами строго по назначению, мы благодарны за любую поддержку.

"Свободный микрофон" не предусмотрен?

      - По-моему, любовь к победным реляциям характерна для сегодняшней жизни в целом. Не обошла эта "мода" и народное образование.

      Типичный пример. Идёт городская учительская конференция. Заслушан основной доклад, выступления, указанные в повестке дня. Спрашиваю: где свободный микрофон, чтобы дать слово нам, учителям? Отвечают: не предусмотрен. Почему? Ведь здесь присутствуют все представители власти. Самое время поговорить о ПРОБЛЕМАХ. Да, было в докладе, но это не заменяет живое слово с места, как посланная в президиум записка не заменяет сам факт публичного выступления. В ответ слышу, что "кто-то хочет пиариться...". Но почему у нас собственное мнение не приветствуется? Почему горожане, даже учителя, молчат? Педагог не имеет на это права, иначе какую личность он сможет воспитать!

Это как средняя температура по больнице

      - Тема учительских зарплат оскомину набила. Сейчас, при диком расслоении общества, учитель выглядит особенно униженным. Не буду приводить конкретных цифр, скажу одно: учитель высшей категории за ставку получает меньше технички в приличном офисе.

      Когда говорят о средней учительской зарплате в городе, то забывают, что она складывается из зарплат за 1,5- 2 ставки. Но где брать силы и время, чтобы выдерживать такие нагрузки? А ведь учителю надо много читать, много путешествовать, быть в курсе крупнейших событий культурной и общественной жизни. Иначе он неизбежно теряет авторитет среди учеников и родителей.

      Официальные власти ссылаются на трудности в областном бюджете. Каково слышать это от людей, зарплаты которых в десятки раз выше учительских? Это и есть отношение общества к учителю.

У меня трудная, но любимая работа

      - Я воспитана русской великой литературой, её уроки я усвоила хорошо. Быть счастливым для себя и нужным для других - в этом, по определению Л.Толстого, смысл жизни.

      Я не являюсь человеком примерного поведения, но десять заповедей для меня существуют. Главное - не нарушать нравственных законов, быть честным, порядочным.

      Я многое не принимаю в сегодняшней школе, но своё призвание я угадала. И никогда не пожалела о том, что стала учителем. У меня трудная, но любимая работа!


Источник: Давыдова, Л. Людмила Абраменко: Всю жизнь на передовой… [Текст] / Л. Давыдова // Озерская панорама. - 2010. - 29-31 января. - С. 9.