"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
ФГУП ПО "Маяк"

вернуться назад

Л. Кириллов

ВСЯ ЖИЗНЬ - В ДВИЖЕНИИ
Управление автомобильного транспорта и Железнодорожный цех

УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

      История становления и развития Управления автомобильного транспорта начиналась более 66 лет назад. Это одна из славных страниц истории предприятия и города.

      10 февраля 1947 года директор предприятия Пётр Тимофеевич Быстров издал приказ о создании транспортного отдела, в состав которого вошёл автогараж во главе с Виктором Андреевичем Беловым и заместителем по эксплуатации Николаем Кузьмичем Смирновым. Диспетчером гаража был назначен Владимир Евстафьевич Шеремет. Первыми водителями были: Пётр Фёдорович Минин, Егор Егорович Исмангулов, Григорий Александрович Пенягин, Иван Павлович Эрнев, Василий Александрович Антонов.

      Автомобили базировались на берегу озера Иртяш на открытой стоянке. Только в сентябре 1947 года начали строить первое здание гаража на проспекте Ленина, 50. В марте 1948 года начальником автохозяйства становится Иван Никифорович Медяник, главным инженером - Иван Тимофеевич Макаров.

      В 1948 году построено первое здание для стоянки и ремонта автомобилей. Грузы в город доставлялись точно в срок, хотя дорог в округе не было. Топливо в оба конца пути водители везли с собой в бочках. Ремонт машин в пути и сохранность груза также лежали на плечах водителей.

      В 1955 году начальником автохозяйства назначен Николай Павлович Андреев, а главным инженером - Сергей Семёнович Деев. После аварии 1957 года была произведена реорганизация автохозяйства. В момент аварии часть автотранспорта находилась на промплощадке и была загрязнена, и выезд автомобилей в город был запрещён. Пришлось организовывать перевозки грузов и пассажиров с перегрузкой на КПП-1. На территории завода водоподготовки был организован гараж №1 во главе с Леонидом Григорьевичем Тихомировым, а в городе - гараж №2, которым руководил Станислав Александрович Голубев. Рядом с заводом водоподготовки, на месте двух воинских казарм, было построено здание для ремонта и стоянки автомобилей. В строительстве участвовал весь коллектив гаража №1. В 1958 году начальником автохозяйства становится Виталий Кондратьевич Гальчин. На его плечи лёг груз ответственности по транспортному обеспечению при эвакуации населения пострадавших деревень.

      Руководство комбината понимало, что без загородных дорог город будет оторван от "большой земли", поэтому изыскивало любые способы финансирования дорожного строительства. В 1960 году в дорожно-эксплуатационный участок автохозяйства из состава ремонтно-строительного цеха был передан дорожно-строительный отдел, обслуживающий дороги промплощадки. Начальником объединенного участка был назначен Владимир Давыдович Абрамов.

      В 1967 году его сменил Леонид Викторович Каданцев, проработавший более 30 лет начальником дорожно-эксплуатационного участка. Практически все загородные автодороги были построены предприятием. Дорогу на Касли в 1961 году строили хозяйственным способом. Каждый водитель автохозяйства брал на себя обязательство отработать на строительстве дороги не менее 20 часов.

      В 1968 году начальником автохозяйства становится Сергей Семёнович Деев, а главным инженером - Геннадий Викторович Попов. В 1973 году было построено новое здание авторемонтных мастерских, что позволило увеличить количество капремонтов автомобилей и агрегатов.

      С 1977 года начальником автохозяйства назначается Геннадий Викторович Попов, главным инженером - Борис Алексеевич Лебедев. В 1978 году в гаражах №1 и №2 вводятся в эксплуатацию станции технической диагностики транспортных средств.

      С 1985 года начальником автохозяйства становится Борис Алексеевич Лебедев, главным инженером - Александр Александрович Саранских. При их участии была разработана и введена система ежедневного контроля качества технического обслуживания и ремонта транспорта.

      В 1994 году руководителем автохозяйства назначен Александр Александрович Саранских, главным инженером - Александр Александрович Попов. Для улучшения качества перевозок персонала предприятия и пассажиров были приобретены новые импортные автобусы и легковые автомобили.

      В 2002 году автохозяйство преобразуется в Управление автомобильного транспорта. В настоящее время УАТ - одно из крупнейших автотранспортных предприятий Челябинской области, возглавляемое Александром Александровичем Поповым. Главным инженером является Олег Николаевич Храмченко. Сегодня в подразделении трудятся более 550 высококвалифицированных специалистов и эксплуатируются более 500 единиц транспортных средств.

      Навсегда вписаны в историю Управления автомобильного транспорта имена ветеранов, награжденных за многолетний, добросовестный труд и участие в общественной жизни: Ивана Никифоровича Медяника, Владимира Евстафьевича Шеремета, Алексея Михайловича Кашкина, Ивана Петровича Юмшанова, Алексея Петровича Лавренова, Ивана Сергеевича Успенского, Григория Афанасьевича Иванова и многих других. За 66 лет в коллективе сложились славные рабочие династии: Ермолаевых, Тауберт, Царёвых, Овчинниковых, Подрезовых, Кузнецовых, Смирновых.

      Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 декабря 1951 года за выполнение специального правительственного задания награждены: орденом "Трудового Красного Знамени" - Иван Никифорович Медяник, медалью "За трудовую доблесть" - Пётр Васильевич Мордвинкин, медалями "За трудовое отличие" - Анатолий Павлович Астахов, Степан Георгиевич Котов и Дмитрий Сергеевич Щетинин. Высокое звание "Заслуженный работник автомобильного транспорта" присвоено: Борису Алексеевичу Лебедеву, Геннадию Васильевичу Крутову, Михаилу Ильичу Башкурову, Леониду Григорьевичу Тихомирову, Виктору Петровичу Банных. Звание "Почётный гражданин города Озёрска" присвоено Ивану Сергеевичу Успенскому.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ЦЕХ

      Строительство заводов "Маяка" и города требовало огромного количества разнообразных материалов и промышленного оборудования, для чего необходимо было в кратчайшие сроки построить железную дорогу.

      14 февраля 1946 года начались подготовительные работы по сооружению железнодорожной ветки от станции Кыштым в направлении будущего комбината. Проектно-технической документации по строительству железной дороги не было, поэтому проектирование целиком было возложено на группу специалистов, прибывших в Кыштым по заданию Челябметаллургстроя. Это Фёдор Александрович Крупович, Оскар Эммануилович Бoрнеман, Иосиф Ефимович Вавилов, Иван Семёнович Каракозов, Отто Фридрихович Горст.

      Дорогу строили вручную несколько сотен строителей, вооружённых кирками, ломами, клиньями, кувалдами и тачками. Первый поезд в составе паровоза серии ОВ "Овечка" с тремя гружёными платформами торжественно прибыл на Разъезд "А" 30 апреля 1946 года. Разъезд "А" стал первой и главной базой снабжения стройки. Был создан отдел железнодорожных перевозок (ОЖДП) строительства, начальником назначен Александр Яковлевич Мудель.

      От Разъезда "А" железнодорожные строители повели дорогу в двух направлениях: одну линию - на промплощадку, другую - на площадку строительства будущего Озёрска в район ДОКа и привокзальной площади на проспекте Ленина. В августе 1947 года был организован железнодорожный цех комбината во главе с Владимиром Ивановичем Ковалевским. Уже к 1948 году строительство подъездного пути практически завершили. В это время были сформированы два трудовых поезда из пассажирских вагонов, которые по графику доставляли трудящихся на объекты комбината, и солдатский поезд, доставлявший солдат-строителей на строящиеся объекты предприятия.

      В феврале 1959 года произошло объдинение комбинатовского и строительного железнодорожных цехов в одно хозяйство - Железнодорожный цех (ЖДЦ) с подчинением комбинату и дальнейшим обслуживанием железнодорожными перевозками строительства. После объединения в ЖДЦ работало 820 человек, подъездной путь обслуживало 10 паровозов.

      В последующие годы шло обновление подвижного состава. Началась реконструкция путевого хозяйства с применением современной техники. Перегон Кыштым-Сортировочная оборудовали полуавтоматической блокировкой. Построили новое локомотивное депо. Хорошо потрудились Виктор Фёдорович Шилов, Виктор Демьянович Базылев, Дмитрий Сидорович Кравец.

      В 1970 году внедрена поездная радиосвязь между станциями, диспетчером и локомотивами. В начале 70-х годов под руководством начальника ЖДЦ Константина Семёновича Чичкова вблизи локомотивного депо строится административное здание с санпропускником. Вторая половина 70-х годов памятна переходом с паровозной тяги на тепловозную.

      Под руководством начальника ЖДЦ Петра Михайловича Новикова началось переобучение кадров для внедрения тепловозной техники. На смену энтузиастам-самоучкам пришли специалисты-железнодорожники: Галина Леонидовна Иконникова, Эдуард Феодосьевич Дрозд, Фаина Фёдоровна Дрозд, Станислав Борисович Лукин, Нина Ивановна Серёгина, Анна Никифоровна Колдашова, Виктор Михайлович Свиридов, Зинаида Михайловна Нестеренко, Евгений Иванович Назаров, Зоя Михайловна Лебедева, Рима Фёдоровна Глазырина, Людмила Павловна Щелконогова.

      В 90-е годы собственными силами ЖДЦ проведена реконструкция станции Сортировочная. Было построено новое станционное здание, дополнительные приёмоотправочные пути, удлинены существующие, внедрена электрическая централизация стрелок и сигналов. Большой вклад внесли Павел Григорьевич Важенин, Рима Николаевна Чичимова, Валентин Александрович Модло, Вадим Дмитриевич Шкурпат.

      В 2000 году вводится в строй новое здание вагоноремонтного депо с современным оборудованием для ремонта вагонов и комфортными условиями труда обслуживающего персонала. Общая протяжённость сети путей составляет 103 километра. Станции оснащаются современными средствами управления и контроля движения поездов.

      Основной задачей ЖДЦ всегда было обеспечение транспортировки спецпродукции предприятия, осуществляемой в специальных вагонах, оборудованных автоматизированной системой безопасности перевозок. Необходимо принимать вагоны-контейнеры с отработавшим ядерным топливом для радиохимического завода, отправлять заказчикам вагоны с продукцией завода радиоактивных изотопов, следить за техническим состоянием подвижного состава и готовить спецвагоны в рейс. Профессионализм и высокое чувство ответственности работников Железнодорожного цеха ПО "Маяк" - гарантия чёткой работы всех служб цеха, исправности подвижного состава, обеспечения безопасности движения и сохранности перевозимых грузов.

      С первых дней строительства и эксплуатации железной дороги самоотверженно работали на самых ответственных участках подъездного пути ветераны войны: Сергей Максимович Гарбузов, Сергей Иванович Горбунов, Александр Михайлович Лепихин, Григорий Николаевич Кирсанов, Пётр Андреевич Козлов, Анастасия Андреевна Обухова, Александр Степанович Хребтов и многие другие замечательные труженики, построившие наш город.

      Сегодня Железнодорожным цехом ПО "Маяк" успешно руководит Андрей Борисович Пантелеев.

Источник: Кириллов, Л. Вся жизнь - в движении : [история Управления автомобильного транспорта и Железнодорожного цеха ФГУП "ПО "Маяк"] / Л. Кириллов // Вестник Маяка. - 2013. - 17 мая. - С. 1.