"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
ФГУП ПО "Маяк". История "Маяка" | |
вернуться назад
|
|
12 февраля 1947 года приказом директора завода № 817 (ПО "Маяк") инженера-полковника П.Т. Быстрова был организован транспортный отдел, в состав которого вошли: автотранспорт, конный парк, водный транспорт, авиатранспорт. Начальнику транспортного отдела, И.Д. Ровному и заместителю инженера М.А. Малютину поручили разработать конкретные мероприятия по организации оборудованного автогаража и внегаражной стоянки автомашин. На должность начальника гаража был назначили В.А. Белов. За 60 лет миллионы километров по дорогам СССР и России проехали водители УАТ на полуторках, ЗИСах, ЛАЗах, ЛИАЗах, ЗИЛах, зарубежных автомашинах и на другой очень важной и нужной технике. За годы сложной, напряженной, добросовестной работы подразделение из автогаража выросло в Управление автомобильного транспорта ПО "Маяк", оснащенное современной техникой и укомплектованное высокопрофессиональными кадрами. Сегодня в УАТ - 603 единицы мощной техники, прекрасно оборудованные ремонтные корпуса и здания. Выросло мастерство и квалификация водителей, слесарей, специалистов и руководителей подразделения. Сейчас в коллективе трудятся более 700 человек. Совершенствуется материально-техническая база и транспортный процесс по обслуживанию основных подразделений "Маяка". В УАТ большое внимание уделяется наставничеству, решению социальных вопросов работников коллектива. Молодое поколение бережно хранит традиции рабочих династий, а отцы и деды всегда рады поделиться опытом и воспоминаниями о годах становления родного предприятия. Их рассказы интересны и поучительны. Ветераны считают, что история УАТ началась с Григория Александровича Пенягина, когда он в 1946 году приехал на Базу-10 (ПО "Маяк") на первом грузовом автомобиле ЗИС-5. ![]() Григорий Александрович вспоминает: "В начале 47 года меня вызвал Белов, приказал подготовить легковую машину и ехать в Свердловск, встречать Е.П. Славского. С тех пор я работал на легковых машинах, обслуживал руководящий состав Базы-10. Интересные были люди. Курчатов - очень внимательный, Славский - тот был мужик шустрый, жесткий, Александров - молчаливый. Начальник нашего автоцеха Медяник - отличный мужик, рубаха-парень. В 1948 году он перевел меня в гараж мастером: пригнали много машин, а налаживать было некому - специалистов нет. Затем работал в ЦАРМ слесарем-мотористом. В то время устраивали соревнования, боролись за стотысячный пробег мотора без ремонта. Помню, одному победителю вручили машину "Победа". Работать мы умели". В 1957 году Г.А. Пенягина направили на 25 площадку (завод 235), в1969 он перешел водителем на "Скорую помощь", а в 1983 - ушел на заслуженный отдых. Много рассказывал Г.А. Пенягин о партийной работе в годы становления "Маяка": "Вызывают меня директор завода 25 Митрофанов и парторг Романченко и объявляют, что партийная конференция поручила заводу 25 (ныне - 235) организовать курсы шоферов. Дело в том, что в начале 60-х уже было много частных автомобилей. И партийная организация завода решила поручить мне вести курсы при ДОСААФ. Я попытался отказаться, но директор сказал: "Знаешь партийный завет? Умеешь сам - научи другого!" Пришлось организовывать и по вечерам обучать на общественных началах. Курсы были бесплатные. Занимались в подвале. Я навез туда запчастей, устройства с "Москвича". А литературу, справочники по автоделу мне привез из Москвы профессор Никольский: он приезжал в ФИБ". Многолетний труд Григория Александровича в УАТ отмечен многочисленными грамотами, благодарностями и ценными подарками. Находясь на заслуженном отдыхе, он ведет общественную работу: возглавляет комиссию в Совете ветеранов. ![]() Осенью 1947 года на улице Студенческая поставили финский домик, в котором находились диспетчерская и инструментальная кладовая. Мне предложили выдавать инструмент, но я сбежал оттуда - перевелся - не интересно было работать без машины, и я снова ушел в слесари. Вместе с моим учителем, слесарем Снедковым, вырыли канаву глубиной в 1 метр и на ней ремонтировали машины. Грузовые машины постоянно были в разъездах по городам Свердловск, Челябинск, Миасс, Магнитогорск. Заправочных станций не было. Водители находились в дороге по 3-4 дня и поэтому возили в кузове бочку с бензином и емкости с маслом. К концу 1947 года в гараж прибыли машины ГАЗ-АА (полуторка), а я в то время, работая слесарем, учился на шофера 3 класса. Зимой 1948 года морозы стояли до 40 градусов. Количество автомобилей увеличилось, и работать на открытой площадке стало невозможно. Нас перевели в недостроенное здание на пр. Сталина, 50 (Ленина). Здесь уже работали бригадой: П. Минин, Н. Щетинин, Воронин и Антонов. В ремонтной зоне смотровых ям не было, ложились на голый бетон и ремонтировали. Специальную одежду не выдавали, руки грели над костром. Как лечебное питание нам выдавали молоко. В таких условиях мы работали всю зиму с 48 на 49 год. Окончив курсы шоферов, я перешел работать на грузовой автомобиль. В 1955 году получил удостоверение водителя 2 класса, и начальник гаража Пашеев закрепил за мной автобус ЗИС-154, а затем - ЗИС-155. Хорошие были машины. Мы работали в три смены по 8 часов. Экипаж состоял из трех водителей: Баландина, Игнатова и меня. Когда в сентябре 1957 года случилась авария, меня перевели в автобазу № 1 на промплощадку. Мы со сменщиками занимались раздельными перевозками: до КПП промплощадки и после КПП - в город. Арку для проверки загрязнения построили после аварии. Как только арка показывала загрязнение, мы проезжали через мойку вместе с народом". Леонид Григорьевич Тихомиров, в 1948 году в Иваново окончил автотранспортный техникум по специальности "механик по ремонту и эксплуатации транспорта" и был отправлен на Урал. В этот же год 1 августа его приняли в автотранспортный цех дежурным механиком. За долгие годы работы он трижды повышал свои профессиональные знания: в Москве (МАДИ), Ленинграде и Обнинске (ЦИПК). В УАТ ПО "Маяк" Леонид Григорьевич отработал на различных руководящих должностях 31 год. Много лет возглавлял городское автохозяйство. Он обладает превосходными организаторскими способностями, воспитывает молодежь, передает свой богатый жизненный и производственный опыт. Ветеран труда, ветеран атомной энергетики и промышленности. Заслуженный работник транспорта РФ, за добросовестный труд он награжден медалями и ведомственными знаками, имеет более 60 различных грамот и поощрений. ![]() Автоколонна № 1 обслуживала руководство предприятия и заводов. Начальником автоколонны был А.Ф. Пашеев. Автоколонна № 2 доставляла работников на заводы, когда график работы не совпадал с графиком движения поезда. (Основная перевозка осуществлялась по железной дороге). Возглавлял автоколонну П. В. Мордвинкин. Автоколонна № 3 занималась доставкой продуктов питания и одежды в город. Руководил ею Кочкин. Гараж № 4 обслуживал заводы и участки, перевозил специальную продукцию под охраной военных. Начальником гаража был А.Н. Лаванов. Бригада дорожно-строительных машин имела 5 тракторов и бульдозеров, работала на подаче угля на транспортеры двух котельных. Ремонтный участок состоял из двух бригад, которые возглавляли А. Амфинков и И. Лепишин. Авторемонтная мастерская производила капитальный ремонт агрегатов и деталей, руководил ею инженер Ю.М. Шарапов. За год общий пробег автотранспорта составлял 1 миллион километров". О жизни и работе в первые годы УАТ рассказывает Иван Сергеевич Успенский: "В 1949 году по путевке Тульского обкома партии я, комсомолец, шофер 2 класса, приехал в Челябинск. Встречающий вербовщик проверил документы и отвел меня в гостиницу на ул. Торговая, 66. На следующее утро нас, 8 человек из разных мест, посадили на поезд и отправили в Кыштым. Здесь уже ждали представители завода, которые проверили документы и отвезли нас на "Дальнюю дачу", где мы прожили целый месяц. Затем на машине нас повезли в город - он был за колючей проволокой и охранялся солдатами. На КПП, которое находилось на перешейке между озерами Малая Нанога и Большая Нанога, солдаты тщательно проверяли все вещи. Обращали внимание на каждую бумажку, заставляли снимать обувь, выворачивали карманы. Общежитие по проспекту Сталина, 41 (Ленина), куда меня поселили, состояло из больших залов, перегороженных простынями на отсеки. По левую сторону зала жили семейные, по правую - холостяки. Через месяц нас, неженатых, переселили на улицу Зеленая в бараки по 4 человека в комнату. В городе работали две столовые: на Ленинградской и на ДОКе. 1 июня 1949 года я приступил к работе на дизельном автобусе ЗИС-154. Через несколько дней меня перевели на новый автобус в смену с Перепелкиным. В то время было 10 дизельных и 6 бензиновых автобусов. Квалифицированных водителей было мало, и автобусы водили шоферы 3 класса. После доставки персонала на работу, после 9 часов, диспетчер автобусного парка выписывал рейсы движения по городу: проспекты Сталина (Ленина) и Берия (Победы) до Парка культуры и обратно". Иван Сергеевич Успенский - участник трудового фронта, до приезда в наш город, во время войны, работал на оборонном заводе токарем, награжден медалью. В УАТ ПО "Маяк" Иван Сергеевич, первоклассный водитель автобуса, отработал 51 год. Был бригадиром водителей автобусов, наставником. Его всегда отличали ответственность, отличные знания, бережное отношение к технике, преданность любимой работе. За многолетний, добросовестный труд на благо "Маяка" он награжден орденом "Знак почета", многими медалями в том числе "За трудовую доблесть". Имеет знак "За работу без аварий" I степени. Иван Сергеевич - Почетный гражданин Озерска. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе, но не расстается с родным коллективом - возглавляет Совет ветеранов УАТ. Источник: Дорога длиною в 60 лет: Юбилей УАТ ПО "Маяк" // ПрО Маяк. - 2007. - 16 февраля. - С. 4. |