"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
ФГУП ПО "Маяк". История "Маяка"

вернуться назад

В. Семелькин,
бывший заместитель
главного механика завода 35
О ПЕРВЫХ МЕХАНИКАХ

      Полвека назад, 15 сентября 1959 года, был пущен в эксплуатацию уникальный по тем временам радиохимический завод ДБ - дублер уже работающего завода "Б". Главная цель строительства нового завода - создание нормальных условий труда для персонала с минимальным вредным воздействием.

      Была принята принципиально новая компоновка оборудования. Исключались контакты с "грязным" оснащением - вентилями, приборами... Завод укомплектовали большим количеством новых механизмов, в том числе и дистанционно управляемых. Их эксплуатация и обслуживание требовали специалистов высокой квалификации. К проектированию завода привлекли работников предприятия, которые уже поработали на заводе "Б" и на себе испытали все "прелести" радиохимического производства. Первыми механиками в составе кураторской группы стали Г.И. Чечетин, И.И. Болякин, А.Н. Веретенников, В.С. Сладков, П.А. Сергеев, Л.Г. Матюхов, В.А. Попов, В.Ф.Третьяков и другие.

      С расширением строительства и монтажа персонал механиков пополнялся новыми кадрами. На работу поступали выпускники технических училищ, техникумов. В 1958 году прибыли инженеры из Казанского химико-технологического института Р.Р. Мартьянов, А.Г. Гарафеев, М.Х. Сафиуллин. Контроль и приемку монтажных работ возглавлял И.И. Болякин, очень аккуратный и до педантизма организованный специалист (впоследствии он стал главным механиком ПО "Маяк").

      Качеству работ уделялось наиглавнейшее внимание: если производство начнет функционировать, то оборудование и коммуникации уже будут недоступны. В изготовлении оборудования были задействованы многие заводы, находящиеся в разных городах страны - Москве, Свердловске, Ленинграде, Минске, Таллине, Горьком, Сумах, Владимире. Мы постоянно мотались по командировкам. Некоторые не бывали дома по нескольку месяцев! Одновременно шла учеба персонала. Мы осваивали новое оборудование сами и передавали свои знания молодым.

      В мае 1957 года завод стал юридически самостоятельной единицей в составе "Маяка". Первым главным механиком предприятия назначили Г.И. Чечетина, человека высокой культуры, с большим инженерным интеллектом. "Яркая личность", - пишет о нем в своих воспоминаниях директор завода М.В. Гладышев. Григорий Иванович никогда не повышал голоса, ко всем относился уважительно. Завод благополучно начал эксплуатацию. Больших претензий ни по качеству, ни по работе новых механизмов не было. Сам проект оказался настолько удачным, что в Сибири вскоре были построены два аналогичных завода в Томске и Красноярске.

      Из молодых ребят выросли отличные специалисты. Я не могу сейчас, задним числом, оценивать работу кого-либо, но в памяти остались профессионалы своего дела - П.Ф. Стройкин, В.П. Мишин, Б.А. Холманских, Ю.М. Новожилов и многие другие. Светлая память тем, кого уже нет. А всех механиков завода 35 я поздравляю со славным юбилеем. Всем доброго здоровья, успехов и активного долголетия!


Источник: Семелькин, В. О первых механиках [завода 35] / В. Семелькин // Озерский вестник. - 2009. - 17 сент. - С. 5.