"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
История

вернуться назад

А. Волынцев

ПОКРОВСКОЕ "СОЛНЦЕ"

      Жители города Озерска, отправляясь на рейсовом автобусе в Челябинск, неизбежно проезжают через село Большой Куяш. И в очередной раз задаются вопросом: что это за развалины храма? Каким он был до того, как его охраной занялось государство? И для кого он тут был воздвигнут, ежели (как нам упорно талдычат либеральные "образованцы") кругом живут "этнические мусульмане"?..

      В конце XVIII века эти земли купил у башкир титулярный советник Алексей Федорович Турчанинов - уроженец Тамбовской губернии, владелец Сысертских железоделательных заводов, получивший от Екатерины II дворянский титул.

      К слову сказать, Турчанинов был настоящим хозяином. Жителям бесплатно отпускали строительный лес, жерди, дрова, выделяли покосы. Рабочие раз в году имели месячный отпуск с содержанием на всю семью. Бесплатными были лекарства, медицинское обслуживание и обучение в школе...

      Заводовладелец требовал от своих служащих, чтоб к мастеровым относились справедливо и не обременяли их непосильными работами. Это стало своеобразной "фамильной" маркой, передаваемой по наследству. Неудивительно, что волнений на заводах не наблюдалось, и во время пугачёвского восстания рабочие не пустили бунтовщиков в Сысерть, защищая порядки "своего барина". И уже о его потомках Александр I вынужден был писать пермскому губернатору: "Турчаниновы сами делают поблажки рабочим, подавая тем самым дурной пример для мастеровых других заводов".

      При Турчанинове появились в Сысерти зоопарк, зимний ботанический сад, минералогический и археологический музеи, научная библиотека. Заводы процветали и приносили немалый доход владельцу.

      Турчаниновы уделяли внимание нравственному развитию мастеровых и их детей. Строили школы, возводили храмы, заботились об их благолепии.

      В свое время из владений в Пензенской, Тамбовской и Нижегородской губерниях Алексей Федорович привез крестьян и стал расселять по 10-15 семей в разных местах. Так кроме Куяша и Малого Куяша появились деревни Темряс, Кажакуль, Урукуль.

      Весной 1777 года началось строительство помещичьей усадьбы. Ее строили в виде буквы "Е", в честь Екатерины II. Управились за два года. В конце XVIII века Куяш был крупным селом: в нем жили 1196 человек - 612 женщин и 584 мужчины. Турчанинов завел конный завод и выращивал рысаков орловской породы. В Куяше появились лесничество, почтовая станция, волостная управа, а затем потянулись купцы: Глазков, Бабкин, Коганов, Афонин. У каждого была своя лавка (магазин), в которых продавали продукты и промтовары. Сейчас в этих домах размещены больница, магазины, почта и аптека...

      Последние годы жизни Алексей Федорович провёл в Санкт-Петербурге, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

      Да, до 1812 года это село называлось по названию расположенного рядом озера - Куяш (от башкирского "кояш" - "солнце", а потом официально стало именоваться Покровским, в честь храма, построенного во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

      Уникальность храма не только в его архитектуре, но и во внутреннем устройстве. Зимы на Урале в прошлые века были cypовые, потому и обогрев такого помещения должен быть масштабным. С помощь печного отопления нагревался не воздух, а чугунный пол храма, то есть по сути дела, источником тепла была не стенка печки или камина, и уж тем более - не тощий радиатор парового отопления, а весь пол.

      После наступления эпохи большевистского материализма и переименования села Покровское в Большой Куяш, чугунные полы "ушли" (видимо, на нужды мировой революции), а сам храм был закрыт разорен.

      Подойдя поближе, можно убедиться, что строили в минувшие столетия на совесть: не только предоплату не вымогали, но раствор не крали. Об этом свидетельствует кладка стен: кирпич осыпается (устав от заброшенности храма), а раствор меж кирпичами и еще бы лет двести простоял...

      Но даже в сегодняшнем плачевном состоянии Свято-Покровский храм самим фактом своего присутствия проповедует правду Царства Небесного и приглашает каждого к размышлению над вечными вопросами бытия.

      И, видимо, чтобы утихомирить укоры совести, куяшцы периодически возвращаются к разговору о восстановлении храма.

      Разговорами пока всё и ограничивается...



Источник: Волынцев, А. Покровское "солнце" : [А.Ф. Турчанинов и храм в Б. Куяше] / А. Волынцев // Единый Озёрск. - 2008. - № 10 (26 сент.). - С.14. .