"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
История | |
вернуться назад
|
|
20 августа, исполняется 87 лет старейшему жителю Озёрска, точнее, человеку, чей «стаж коренного жительства» даже больше срока существования Озёрска – Снегирёву Антону Гавриловичу. Накануне этой приятной даты мне удалось побеседовать с именинником. Разговор оказался действительно интересным, ибо Антон Гаврилович прекрасно помнит те времена, которые предшествовали закладке города. А интересных событий и любопытных фактов тогда хватало. Как известно читателям, предшественником города был небольшой рабочий посёлок – Теча, существовавший при корундовой фабрике. А вот как жилось и как работалось на ней – об этом уже известно только редким старожилам. Родители Антона Гавриловича приехали в Кыштым из деревни Суханка Свердловской области, отец устроился шорником на предприятие «Шлифзерно», и уже здесь его перевели работать на корундовую фабрику. Работа была опасная, из-за несчастного случая отец потерял ногу, но, тем не менее, продолжал работу. Именно здесь, в посёлке Теча, Антон Гаврилович закончил 4 класса, затем 3 года ходил пешком в кыштымскую школу. По тем временам это было достаточным образованием, а поскольку жизнь была суровой, из неполной средней школы многие шли получать дальнейшее образование прямо на производство. Так и наш герой в 15 лет начал трудовую биографию, одновременно получая профессиональное образование «вприглядку». Сначала работал на лесопилке при предприятии. Причём пилить доски приходилось… ручной двуручной пилой. Но самое интересное – на что шли лесоматериалы! На строительство настоящего парохода! Да-да, здесь, посреди уральских лесов и гор строили пароход собственной конструкции! Дело в том, что сырьё на фабрику возили с отдалённых рудников, один из них был расположен в окрестностях озера Кызылташ, а второй располагался ближе к Каслям и именовался Иртяшским. Вот оттуда баржами руду и везли на переработку. Конструктором пароходика, как и почти всего в посёлке и на фабрике был талантливый инженер, главный механик предприятия – Видюков Трофим Яковлевич. А хозяйство у него было большое – кроме парохода и фабричного хозяйства приходилось заботиться и о посёлке. Так что места, куда приложить голову и руки, хватало. Кстати, судьба того пароходика оказалась недолгой – слабая паровая машина не позволяла ему бороться с волнами Иртяшского «моря». И на смену ему из Миасса прислали новое судно – катер с серьёзным мотором. На фабрике было целых две гидротурбины – малая, работавшая постоянно, и большая, включавшаяся, когда требовались большие энергозатраты. Они снабжали электричеством и предприятие, и посёлок. Так что Теча была автономной и электрифицированной. Само русло реки, бравшее начало из Иртяша, располагалось западнее нынешнего, примерно там, где сейчас стоит кусочек сохранившегося здания фабрики. Здесь же находился и причал, где разгружали руду. Грузчиками в то суровое военное время работали женщины, да-да, тяжеленные мешки с корундом принимали на себя нежные женские плечи. А каждая баржа принимала в себя ни много ни мало, а целых 20 тонн! Но жители посёлка не только тяжело работали, но и находили место для увлечений, в посёлке действовал клуб, при котором супруга тогдашнего директора фабрики Югова (к сожалению, память собеседника не сохранила её имени-отчества) организовала женский хор. Годы шли, и вместе с опытом приходилось осваивать новые профессии и притом серьёзные – после рабочего лесопилки пришлось поработать и слесарем, и походить на пароходе, но затем сообразительность парня оценили, и Антон Гаврилович получил уже серьёзную должность – исполняющего обязанности начальника планового отдела. А тем временем вокруг сгущались тучи новой войны – «холодной», и в 1945 году на Тече высадился первый её десант – военные строители. И вскоре после этого было принято решение перенести посёлок на новое место, которое так и назвали – Новая Теча. Часть местных жителей переехали, другие остались, найдя работу на новом предприятии. И «старая» Теча зажила новой жизнью: обрастая улицами и предприятиями, превращалась в будущий Озёрск. Какое-то время рудоуправление ещё функционировало, сначала отошёл под строящийся комбинат Кызылташский рудник, а потом закрылась и фабрика. Нужно было искать новую работу, благо строящийся Озёрск требовал всё больше рабочих рук. В 1950 году Антон Гаврилович устроился на комбинат нормировщиком, параллельно получая уже «настоящее» образование – окончил в вечерней школе 8 класс, затем поступил в техникум (нынешний ЮУПК), который и закончил в 1957 году. Здесь же, в Озёрске, Антон Гаврилович встретил будущую супругу, из своих же, теченских – Архипову Нину Ивановну, с которой прожил долгие годы счастливой жизни, о которой с гордостью и теплом во взгляде говорит: «Без единственной серьёзной ссоры!» Позже Антону Гавриловичу пришлось поработать на самых разных местах и должностях: был он и начальником водонасосной станции, снабжавшей город водой, и поработал в отделе кадров комбината, даже пару лет был освобождённым партийным работником. Помимо богатой трудовой биографии, наш герой может гордиться сыном и дочерью, которые подарили ему внуков, а они порадовали деда правнуками, так что династия Снегирёвых не прервётся. Кто-то остался здесь, кто-то уехал далеко, но все они не забывают про отца и деда, навещают его и заботятся о нём. Замечательно, что мы имеем возможность общаться с живыми свидетелями истории, ведь зачастую мы не обращаем внимания на то, что наша жизнь и есть история, и спустя века и даже десятилетия многое покажется нашим потомкам неожиданным и очень интересным. Поэтому все желающие поучаствовать в нашей живой летописи Озёрска могут предложить свои темы для исторического расследования. На фото из семейных архивов озерчан: 1. Фрагмент карты 1949 г. 2. Всё, что осталось от причала и баржи. 1950-е гг. 3. Таким был Озёрск в конце 1940-х гг. Источник: Теличко, А. Здесь отправлялись пароходы… : [Из истории Озёрска] // Ozersk74.ru. – 2014. – 19 авг. – Режим доступа: http://ozersk74.ru/news/city/195428.php |