"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
История

вернуться назад

А. Страхов, А. Наумов

ИРТЯШСКИЕ ГОРОДИЩА

      Статья, которая опубликована в сегодняшнем номере "Конкретной газеты", посвящена обзору древностей города Озёрска и прилегающих к нему окрестностей. Разговор мы начали в № 15 материалом "Кто не знает истории, тот не знает своего будущего". Редакция задалась целью обобщить данные об археологических памятниках Иртяшской озерной системы. Многие из них, описанных в этой статье, могут исчезнуть в ближайшее время под действием природных и антропогенных факторов, и мы навсегда можем потерять следы, связывающие нас с нашими далёкими предшественниками.

      Собственная история Озёрска сравнительно коротка, хотя и насыщена событиями, масштаб которых значительно превышает региональный уровень. Однако площадь, входящая сегодня в территорию городского подчинения содержит не только следы этого периода. Значительный объем памятников археологии документирует большой временной промежуток, начиная с периода мезолита (около VIII тысяч лет до нашей эры). На территории Иртяшской системы озёр представлен практически полный спектр типов археологических памятников: системы фортификации, поселения и стоянки, следы древних производств, захоронения, ритуальные сооружения. Для каменного, бронзового и раннего железного веков археология остаётся единственным и безальтернативным источником исторической информации.

      Обилие и характер памятников обусловлено благоприятной географической и геологической ситуацией - разнообразие рельефа, разветвленная система озер и рек, богатство флоры и фауны, достаточные запасы природных ископаемых: кремния и яшмы, медной и железной руд. Массовому заселению территории способствовало и пограничное расположение между лесом и степью, между кочевым и таежным миром.

      При подготовке этого материала использованы разнообразные источники: материалы Озёрской археологической экспедиции за 1994-2001 годов; реестр Археологических памятников Озерска; отчет по инвентаризации памятников истории и культуры города, отчеты члена Императорской археологической комиссии В. Г. Дружинина за 1891-1894 годы, отчеты историка П. А. Дмитриева за 1938 год.

      Литература по данному вопросу фактически отсутствует. Отдельные упоминания о древних памятниках Иртяшских озер встречаются у П. С. Палласа в "Путешествии по различным местам Российского государства", у И. А. Талицкой в "Материалах к археологической карте Нижнего и Среднего Приобья", Ю. Б. Заславского в брошюре "Край, в котором мы живем". Во всех этих работах упоминаются лишь одна категория памятников - городища раннего железного века.

      Узнать местонахождение конкретных памятников, порой, очень трудно в связи с тем, что сменилось не одно поколение, утрачены или изменены многие топонимы, топографическая ситуация в результате подъема воды в озерах Иртяшской системы вследствие строительства гидротехнических сооружений для нужд ПО "Маяк".

      Статья является, по сути, первым обобщающим материалом о современном состоянии древних археологических памятниках. Изучение истории своей малой родины позволяет лучше понять тот мир, который нас окружает, в котором мы живем.

      КАМЕННЫЙ ВЕК

      Наиболее достоверные ранние следы пребывания древнего человека на берегах местных озер относятся к периоду мезолита - средне-каменного века (X-VI тыс. лет назад). На территории города Озёрска и его окрестностей отдельные находки могут быть отнесены к этому периоду, однако комплексы, принадлежность которых к мезолиту не вызывает сомнений, пока ещё не обнаружены. В связи с этим нельзя включить этот район в область распространения какой-либо археологической культуры. По этой же причине описание эпохи носит общий характер.

      Вероятнее всего, создание местной материальной культуры обитателей происходило в соответствии с традициями, сложившимися в предшествующий период. Расположение долговременных поселений и кратковременных стоянок мезолитического населения в соседних районах по берегам рек и озёр свидетельствует о структуре хозяйства, основу которого составляла охота на крупных копытных, медведя, волка, пушного зверя, птицу. Прямых доказательств наличия сетевого и запорного рыболовства значительно меньше. Близость к месторождениям яшмы снимала проблему получения сырья для производства основных орудий.

      В сравнении с мезолитом завершающие эпохи каменного века (неолит и энеолит) освещены источниками значительно лучше. Этот период на территории Иртяшской озёрной системы представлен каменными стоянками, располагающимися по берегам озёр Иртяш, Большая Нанога, Булдым. Также имеется обширная коллекция подъёмных сборов, позволяющая сделать определённые выводы о жизни.

      Период неолита - ново-каменного века (V-IV тыс. до н.э.) - ознаменовался существенными изменениями в культуре местного населения: совершенствуются способы обработки камня, создаётся и используется первый в истории искусственный материал - керамика. С этого периода можно говорить об угорской языковой принадлежности людей, проживавших на берегах местных озёр. Наличие крупного корпуса археологических памятников свидетельствует об увеличении численности населения.

      Археологическими материалами подтверждено пребывание на нашей территории носителей боборыкинской археологической культуры (стоянка Булдым-1), дата которой определяется археологами в пределах IV тыс. до н. э. Берега озер Иртяшской системы являются крайней юго-западной периферией ареала боборыкинских памятников. Поселения этого времени долговременны и занимают площадки террас, высота которых от уровня воды 4-5 м. Жилища представлены прямоугольными неглубокими (около 0,5 м) полуземлянками площадью 25-50 кв. м. Основу хозяйства обитателей поселений составляла охота, о чем свидетельствует резкое преобладание каменных орудий, связанных с этой отраслью. Материалом служили разные породы кремния местного происхождения, кварцит, сланец, туфопорфирит. Прямых свидетельств занятий рыболовством нет.

      Более полно представлены материалы периода энеолита (медно-каменный век) липчинской археологической культуры (стоянки Шатанов-3, Большая Нанога-2, Булдым-1), датируемой 1-й половиной III тыс. до н. э. В отличие от носителей боборыкинской культуры в энеолите доказательства рыболовной специализации общества более многочисленны (находки грузил и др. орудий лова). Изделия из меди единичны, металл еще не стал основным материалом для создания орудий труда, и о вытеснении камня говорить еще рано.

      БРОНЗОВЫЙ ВЕК

      Следующий период - эпоха бронзы (конец III-II тыс. до н. э.) - на удивление скупо отражен в находках. Это может быть обусловлено особенностями расположения поселений, которые занимали низинные припойменные участки берега. В результате подъема уровня воды именно этот тип памятников пострадал в первую очередь. Фактически на сегодня можно говорить только об отдельных находках керамики межовской археологической культуры (Травакуль - поселение-1, Иртяшское 4-е городище, Малая Нанога - культовое место-1, Козлов мыс - поселение-2).

      Топография межовских поселений разнообразна, но в основном они приурочены к пойменным участкам. Межовское население получало средства к существованию от ведения комплексного скотоводческого хозяйства. Подсобную роль играла охота, из остальных отраслей достойны упоминания обработка металла и домашние производства. Размеры жилищ полуземляночного типа варьируют от 8-15 кв. м до 250-300 кв. м. Инвентарь межовской культуры несравнимо многообразнее по количеству категорий и типов. Кроме самой массовой категории находок - керамики - встречаются орудия труда, предметы вооружения, украшения, детали одежды и конской упряжи.

      РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

      Наиболее полно, по сравнению с другими эпохами, освещен источниками период раннего железного века (X в до н. э.-II н. э.). В это время носители иткульской и гамаюнской археологических культур создают самый крупный комплекс археологических памятников на территории Иртяшской системы озёр - Иртяшские городища. В это время получает развитие цветная металлургия и металлообработка.

      В Зауралье основой становится самобытная иткульская культура (VII-III вв. до н. э.), носители которой снабжали соседние территории цветным и черным металлами, а также изделиями из них. По совокупности данных можно установить дату существования иткульской культуры в рамках VII-III вв. до н. э. Иртяшское гнездо иткульской культуры функционировало в VI-IV вв. до н. э.

      Характеризуя иткульский металлургический очаг, отметим, что он специализировался на производстве цветного металла, главным образом меди; а также фиксируется начальная стадия производства железа.

      Удобное местоположение на границе степного и лесного миров привело к тому, что иткульцы монополизировали торговый обмен между народами. Развитие металлургического производства стимулировало его широкое потребление у степных народов. Этому также способствовало наличие собственных месторождений руд, что снимало зависимость от поставщиков сырья. Помимо главных отраслей хозяйства иткульских племен - цветной, черной металлургии и металлообработки важную роль играло скотоводство, и, отчасти рыболовство, охота и домашние промыслы.

      Поселения иткульцев концентрируются вокруг озер или по берегам рек и расположены на высоких мысовидных выступах, в седловинах, на небольших островах или занимают плато каменных палаток. Площадь поселений варьируется от 200 до 6000-9000 кв. м.

      В отличие от иткульцев, прямыми наследниками межовских традиций эпохи бронзы, гамаюнская культура сформировалась далеко за пределами Зауралья - в Нижнем Приобье. Из-за изменения климата племенам гамаюнской археологической культуры пришлось сменить озёра и протоки нижней Оби на берега озёр Зауралья. Несмотря на столкновение с более высокоразвитой культурой иткульцев пришлое гамаюнское население сохраняло свои традиции и своеобразие на протяжении очень длительного временного промежутка (VII-IV вв. до н. э.). Этому способствовал принципиально разный способ ведения хозяйства (для гамаюнцев - это рыболовство и охота). Следы взаимовлияния этих культур в самых различных сферах многочисленны и разнообразны. Все исследованные городища Иртяшской группы демонстрируют это, хотя и в разных соотношениях. Стационарно Иртяшские городища исследовались:

      - Большое Наногское городище - 1770 г. (П.С. Паллас), 1891 г. (В.Г. Дружинин). Ныне уничтожено садами г. Озерска.
      - Городище Гусева Гора - 1770 г. (П.С. Паллас), 1892 - 1893 г.г. (В.Г. Дружинин), 1994 - 1995 г.г. (А.Г. Гаврилюк, И.Э. Любчанский, А.Д. Таиров, С.А. Григорьев). Ныне подвергается воздействию садоводов.
      - Иртяшское II городище - 1894 г. (В.Г. Дружинин), 1938 г. (П.А. Дмитриев), 1994 - 1995 г.г. (И.Э. Любчанский, С.А. Григорьев, A.M. Наумов). Подвергается воздействию садоводов.
      - Иртяшское VI городище ("Беседка") - 1994 г. (А.Г. Гаврилюк, И.Э. Любчанский). Частично уничтожено беседкой "Ротонда".
      - Иртяшское VII городище (Козий остров - городище 1) - 1997 г. (A.M. Наумов). Частично уничтожено эрозией.
      - Иртяшское IX городище (Семеновское городище) - 1996 - 2000 г.г. (А.Г. Гаврилюк, A.M. Наумов).

      Многие неисследованные городища так же находятся на грани уничтожения:

      - Иртяшское VIII городище ("Белая галька") - практически уничтожено при строительстве водозаборной станции Озерска.
      - Городище "Толстый мыс" (Иртяш - городище-12) - активно разрушается жителями г. Касли.

      ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

      Как это ни странно, но наиболее "темными веками" территории остается средневековье. Следы пребывания людей в этот период крайне ограничены и представлены городищем и поселением на острове Ужовом, верхним слоем городища Гусева Гора, которые принадлежали носителям петрогромской археологической культуры (Х-ХП вв. н. э.). Средневековье также представлено золотоордынским погребением, разрушенным при строительстве бассейна "Дельфин", и отдельными находками керамики юдинского типа.

      Стационарно исследовались:

      - Городище "Ужовый остров"-1 - 2001 - 2002 г.г. (A. M. Наумов).
      - Поселение "Ужовый остров"-2 - 2002 г. (A. M. Наумов).

      В эпоху "Великого переселения народов" положено начало тюркизации местного населения. Этот процесс особенно усилился в результате перекроившего карту Евразии монгольского нашествия, последствия которого коснулись даже тех земель, куда не ступала нога монголов. С высокой степенью вероятности можно предполагать расположение в Зауралье прародины современных мадьяр - Великая Венгрия. Предки современных венгров совершили длительную миграцию в пределы Панонии во второй половине IX в. Споры об исходной территории миграции еще не завершены, однако ее размещение в Зауралье имеет много аргументов "за". Таким образом, перспективы обнаружения неординарных средневековых объектов достаточно велики.

      Наш край издревле привлекал внимание людей. Красота природы, богатство ресурсов, флоры и фауны - все это повлияло на то, что уже с каменного века берега Иртяша и других озер начинают обживаться людьми.

      Вкратце научную ценность памятников Иртяшской системы озёр, наиболее яркими из которых являются иткульские поселения, можно обозначить по следующему ряду позиций:

      1. Памятники расположены в зоне огромных и легко доступных природных запасов, что не могло не наложить неповторимый отпечаток на образ жизни и тип хозяйствования древнего населения края.

      2. Имеет место чрезвычайно высокая концентрация поселений с мощными системами фортификации и ярко выраженной направленностью деятельности их жителей на производство и обработку металла, что позволяет исследовать внутренние эволюции культуры древнего населения Иртяшского микрорайона.

      3. Пограничное между лесом и степью расположение территории обусловило широчайший спектр контактов с населением леса и степи; громадная по тем временам производственная база в значительной степени определила влияние народов Зауралья на историю сопредельных территорий. Предметы, найденные при раскопках, неоспоримо свидетельствуют о разнообразном составе древнего населения края, открывают пути изучения его технологий, хозяйства, быта, представлений о мире и т.д.

      Подводя итог, хочется еще раз заострить внимание на следующем факте: на пригодных для жизни участках нашей планеты не существует мест, не имеющих памятников археологии. Их может быть мало, они могут быть не зрелищны или недостаточно поняты, но они есть обязательно. Именно способность человека не ограничивать историю своего края сиюминутными (хотя и насущными, и жизненно важными) интересами, уважать прошлое, изучать его и учиться у него - критерий цивилизованности общества.



Источник: Страхов А., Наумов А. Иртяшские городища // Конкретная газета. - 2005. - 26 мая. - С. 4-5.