"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
История

вернуться назад

А.Л. Георгиевский

ШКОЛА ЮНОГО АРХЕОЛОГА

      Мало кому известно, что во второй половине 60-х - начале 70-х годов в нашем городе существовала Школа юного археолога (ШЮА). Основана она была энтузиастом археологии, руководителем краеведческого кружка при городском Доме пионеров, Маргаритой Ивановной Волковой.

      С конца 40-х годов прошлого века ученые-археологи с "большой земли", по понятным причинам, не имели возможности проводить исследования археологических памятников в черте нашего города. В связи с этим возникла идея попытаться осуществить такие исследования силами энтузиастов-горожан, в основном учащихся городских школ. Речь шла именно о научно грамотных стационарных археологических работах, а не просто самодеятельных раскопках. Безусловно, для того чтобы квалифицированно провести такие работы, школьники должны были пройти соответствующую подготовку, а общее руководство должны были осуществлять профессиональные археологи.

      В 1967-69 годах руководитель школы М.И.Волкова с ребятами ездила в Свердловск, где встречалась с учеными-археологами Уральского государственного университета. В те годы археологической работой на историческом факультете УрГУ руководил выдающийся ученый - Владимир Федорович Генинг - основатель свердловской археологической школы, первооткрыватель и исследователь Синташты.

      Были достигнуты договоренности о методическом руководстве со стороны УрГУ, составлена программа обучения, рассчитанная на три года. Планировалось, что после теоретического курса и учебной практики, учащиеся ШЮА проведут разведку и, в зависимости от результатов, раскопки разведанных памятников в окрестностях нашего города. Все раскопки должны были проводиться только после получения государственного разрешения (открытого листа). Результаты работ после полной документации должны были передаваться в УрГУ для дальнейшего изучения.

      Первый набор в ШЮА состоялся осенью 1967 года, занятия начались в конце ноября - начале декабря. В этом наборе, в частности, были учащиеся городской школы № 23: Расчектаев Сергей, Колесников Коля, Шурупов Толя, Петрова Таня, Смагина Галя, а также автор настоящей статьи.

      В первом классе школы (1967-68 г.г.) изучались такие теоретические предметы как история образования Земли, эволюция жизни и основы палеонтологии, возникновение и эволюция человека, история первобытного общества - каменный, бронзовый, железный века.

      Программа второго класса (1968-69 г.г.) включала подробное знакомство с историей древних цивилизаций Европы, Азии, Америки, а также основами античной археологии.

      В третьем классе (1969-70 г.г.) изучались древняя история Урала и Зауралья, археологические исследования и археологические культуры региона. Кроме того, рассматривались вопросы практической археологии: виды археологических памятников, их обозначение, методика проведения разведки и раскопок разных видов памятников, оформление полевой документации, камеральная обработка, описание, обозначение археологического материала, вопросы датировки и др. Проводилась специальная подготовка - основы геодезии и топографии, фотосъемка, туристское дело, оказание первой медицинской помощи и т.д.

      Кроме прослушивания лекций и семинарских занятий, учащиеся самостоятельно готовили доклады и рефераты. При подготовке к занятиям использовались как библиотечная литература, так и книги краеведческого кружка (например, монография Л.Я.Крижевской "Неолит Южного Урала", вузовские учебники по методике археологической разведки и раскопок и др.). По окончании каждого класса сдавались зачеты по пройденному материалу, а в конце трехлетнего курса - экзамены.

      Практические занятия проводились в классе и в "поле". Во время практических занятий в классе ребята знакомились с археологическим материалом, методами камеральной работы, техникой изготовления орудий, возведения древних жилищ и поселений, осваивали приемы восстановления сосудов по сохранившимся фрагментам, лепили модели сосудов из пластилина по древним методикам. Учащиеся узнали много интересного о технике изготовления керамических изделий, составе глиняной массы, способах нанесения орнамента, обжига. Например, в керамическое тесто, кроме глины, песка и др. компонентов, древние люди добавляли тальк, который повышал огнеупорные свойства изделий. Наличие весьма значительного количества талька в керамике - характерная черта местного производства. Тальк и сейчас в изобилии встречается в окрестностях Озерска (например, в карьере у деревни Горки).

      Полевые занятия проводились на территории известных стоянок и городищ и включали отработку навыков ведения полевого дневника, осмотра, зарисовки, описания, составления рабочего чертежа памятника.

      Первое правило, которое учащиеся должны были строго соблюдать на полевых занятиях - не производить действий, которыми можно было нарушить культурный слой - закладывать ямы, шурфы, раскопы, извлекать из земли археологические артефакты. Только при таком условии будущие исследования могли быть успешными и иметь научную ценность. Обычно во время учебных занятий проводился только сбор подъемного материала, вымытого водой по берегам озер.

      Одно из первых выездных занятий состоялось на месте мастерской кремневых орудий, находившейся на берегу оз. Большая Нанога рядом с городищем Береговое, недалеко от протоки, соединяющей Большую и Малую Наногу. На занятии ребята узнали, что в этих местах уже в далекой древности существовало "рыночное" разделение труда. Местное население специализировалось на производстве изделий из камня, эти изделия оно обменивало на другие вещи у степных племен, приходящих с юга. Сырьем служил местный халцедон, а также привозной кремень и яшма. В настоящее время территория древней мастерской полностью занята садовыми участками.

      Весной 1968 года по местному телевидению была показана передача, в которой учащиеся ШЮА рассказали о своей школе, археологических памятниках города, истории их исследований, демонстрировали макет жилища-полуземлянки, сделанный по описаниям П.А. Дмитриева, проводившего раскопки иртяшского городища в 1938 году.

      В августе 1968 года ребята вместе со своим руководителем М.И.Волковой совершили ознакомительный поход по Челябинской области по маршруту: Кыштым - Карабаш - Миасс - Ильменский заповедник - Челябинск - Троицк - Варна. В Варне они побывали в местном краеведческом кружке, осмотрели музей и знаменитую "башню Тамерлана".

      В 1970-71 годах выпускники ШЮА продолжили занятия в рамках краеведческого кружка. Прежде чем приступать к раскопкам, необходимо было изучить все имеющиеся литературные источники, установить точное местонахождение памятников, составить их современное описание и планы. Главными источниками сведений по археологии района Кыштыма - Каслей были материалы исследований П.С.Палласа, В.Г.Дружинина, Д.Н.Анучина, А.А.Спицина, П.А.Дмитриева, К.В.Сальникова. Кроме того, ребята изучали карты, рисунки и фотографии, старую топонимику района, беседовали со старожилами, охотниками, лесниками.

      К концу 60-х годов в черте города имелось несколько археологических объектов, которые достаточно явно определялись по внешним признакам - остаткам более или менее сохранившихся валов и рвов, находкам археологических артефактов. Это прежде всего три городища на оз. Иртяш: на Втором мысу, в районе беседки в парке и на Козьем острове, а также два городища на оз. Большая Нанога: на острове Гусева гора и на юго-восточном берегу. Кроме того, было известно местонахождение остатков древних металлургических печей (горнов) на Первом мысу, мастерской каменных орудий на оз. Большая Нанога, а также ориентировочно, на основании артефактов, нескольких стоянок по берегам озер. Городище на территории водозаборной станции в то время не было доступно.

      Некоторые объекты достаточно точно совпадали с описанными в литературе, например, городище на Втором мысу в наибольшей степени соответствовало городищу Иртяшское II (Старая займа), городище на юго-восточном берегу оз. Большая Нанога - городищу Большое Наногское (Береговое). Не вызывало сомнений и городище на острове Гусева гора. Описание других было дано в литературных источниках без строгой топографической привязки, многие ориентиры были со временем утрачены. Поэтому определить точное местонахождение многих памятников - городищ Островки, Белая галька, Городки, Новая деревня и др., было нелегко. Например, городище на Козьем острове в те годы ошибочно считали Белой галькой.

      Для облегчения идентификации необходимо было иметь точные планы и описание реально существующих памятников. Зимой 1970-71 г.г. автор настоящей статьи вместе с другими ребятами по заданию краеведческого кружка проводил обмеры и составление общих планов некоторых городищ: на острове Гусева гора, в районе беседки в парке, на Козьем острове. При этом применялся траверсовый метод измерений с использованием компаса и рулетки. Высоты определялись с помощью строительного уровня и мерных реек. Позднее предполагалось провести более детализированную съемку с разбивкой территории на квадраты (секторы) и составлением точных профилей.

      В июле 1971 года выпускники ШЮА, в качестве учебной практики, в течение месяца участвовали в раскопках на оз. Андреевском недалеко от Тюмени. Окрестности озера славятся большим количеством древних памятников - это настоящая Мекка западно-сибирской археологии. Работы проводились под руководством профессиональных археологов УрГУ в рамках Уральской археологической экспедиции. Здесь ребята впервые смогли практически применить полученные знания, получить опыт настоящей полевой работы, освоить технику раскопок - разметку, нивелировку, разборку слоя, изучение стратиграфии, документацию, составление плана раскопа, фиксацию и консервацию находок и др. действия. На берегу озера автору настоящей статьи удалось найти металлический топор эпохи железа, который, с разрешения руководителя экспедиции, был привезен в город и занял место среди экспонатов краеведческого кружка.

      За время существования ШЮА ребятами по берегам озер было сделано немало различных находок, особенно керамики и изделий из кремня (скребков, наконечников стрел, ножевидных пластин, микролитов, нуклеусов, отщепов, сколышей и др.). Позднее эти подъемные сборы вошли в музейную экспозицию по древней истории нашего края, подготовленную следующим руководителем краеведческого кружка - Юрием Борисовичем Заславским.

* * *

      Несмотря на то, что в те годы так и не удалось приступить к раскопкам древних памятников нашего города, занятия в Школе юного археолога пробудили у многих ребят интерес к древней истории, воспитали бережное отношение к культурно-историческому наследию нашей страны, а для кого-то, возможно, археология стала делом жизни.

* * *

      При написании настоящей статьи были использованы сохранившиеся конспекты занятий в ШЮА, планы работ, рисунки, схемы. Автор просит извинения за возможные допущенные неточности в статье и надеется, что другие бывшие учащиеся Школы юного археолога также поделятся своими воспоминаниями.


На фото: 1. Черновик плана городища Гусева гора; 2. Керамика и кремневый инвентарь (предположительно - гамаюнская культура), юго-восточный берег о. Иртяш. 3. Заготовки кремневых орудий - мастерская на юго-восточном берегу о. Б.Нанога.
Георгиевский А.Л.
georg7576@bk.ru

Источник: Георгиевский, А.Л. Школа юного археолога [о ШЮА в Озерске в 60-70-х гг.] // На правах рукописи [2011]