"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Образование

вернуться назад

С. Войтко,
директор Лицея № 39

ВЫБОР СДЕЛАН. ВПЕРЕДИ – БАЛ

      В новом учебном году в самом молодом образовательном учреждении Озерского городского округа – физико-математическом лицее №39 произошло два заметных события. Во-первых, он поменял свой адрес. Во-вторых, его педагогический коллектив возглавил 31-летний Сергей Войтко, который до этого руководил отделом управления образования по нормативному обеспечению и контролю деятельности учебных заведений.

      – Здравствуйте, Сергей Александрович. Скажите, это первое ваше интервью?

      – В этой должности первое. Но однажды я уже рассказывал вашей газете о посещении Америки. Мы с учащимися летали туда на конференцию по нераспространению ядерного оружия.

      – Как чувствует себя молодой директор на столь ответственном посту?

      – Ну, пока еще не директор, хотя конкурс состоялся, и я одержал в нем победу.

      – Что сыграло решающую роль в выборе, как вы думаете?

      – Как пояснили члены экспертной комиссии, моя программа более комплексная, то есть направленная на развитие лицея в целом. У моего оппонента же упор был сделан на воспитательный процесс.

      – Летом этого года лицей переехал из здания бывшей вечерней школы с ул. Матросова, 2 на ул. Уральскую, а школа 29, ранее располагавшаяся здесь, – в реконструированное помещение на ул. Семенова. Как вы тут разместились? Обжились уже?

      – Если сравнивать те два здания, которые у нас были, то здесь, конечно, удобнее. Тут просторнее, есть столовая, библиотека, практически у каждого учителя свой кабинет – это большие плюсы. Что касается столовой, то вы, наверное, видели комментарии на городских сайтах, мнения родителей, и я с ними согласен в том, что не хватает линии раздачи. Здесь ведь прежде находилась коррекционная школа, и питались все одинаково. А наши дети привыкли к разнообразной еде в первой столовой. Хотя, надо отдать должное работникам комбината школьного питания, они готовят очень вкусно!

      Теперь для уроков труда у нас имеются собственные мастерские, которых никогда не было. Лицеисты обучались технологии в 27-й школе. Правда, помещения еще требуют доработки и оснащения, потому что основную часть оборудования школа 29 при переезде забрала с собой.

      Наконец-то у нас появился свой спортзал. Однако при этом мы не отказались проводить занятия в «Дельфине» для учащихся 5-6 классов. Благо спорткомплекс располагается рядом. По-прежнему посещаем бассейн. И наш зал нас очень выручает: ежедневно, во второй половине дня, открыта секция легкой атлетики, куда мы приглашаем всех лицеистов. Тут же проходят уроки ритмики для учеников 5-7 классов.

      – Какими вопросами приходится заниматься в первую очередь?

      – Прежде всего освоением новых площадей, их дооснащением, модернизацией. Подготовкой к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего образования. Ведь с 2012 года мы пилотная школа по внедрению стандартов общего образования. И если по всей стране только учащиеся пятых классов перешли на ФГОС, то у нас уже восьмые классы по ним учатся. То есть через два года мы перейдем на ФГОС среднего общего образования для старших классов.

      Это предполагает совершенно новые подходы к системе обучения и требования к кадровому составу. Педагоги должны будут пройти курсы повышения квалификации, перестроить свою работу в старших классах. Акценты расставить по-другому, сосредоточиться на достижении не только предметных результатов, что мы уже умеем делать, но и личностных, а этому придется учиться.

      – Как складываются отношения с педколлективом?

      – Коллектив знакомый. Меня с лицеем связывает 17-летняя история, начиная с того, что я сам учился здесь с 1998 года; затем, будучи студентом университета, проходил в течение трех лет практику; потом преподавал английский язык, работал заместителем директора. Даже в последние три года, работая уже в управлении образования, я продолжал вести в лицее уроки, поэтому связь с учреждением и учителями у меня не прерывалась. Коллектив наш достаточно молодой, поскольку средний возраст педагогов – 42 года. Мне кажется, это самый молодой коллектив в озёрском образовании. Все известно, все понятно. Работа налажена.

      – Испытываете ли вы недостаток в кадрах?

      – Сегодня штат полностью укомплектован. Практически все учителя имеют высшую категорию. Это педагоги, у которых стабильно хорошие показатели в олимпиадном движении, результаты Государственной итоговой аттестации. В связи с тем, что мы переходим от традиционных стандартов к новым, ведутся постоянное переобучение, переподготовка. Раз в три года учителя проходят курсы повышения квалификации.

      – Даже при наличии таких профессионалов лицеисты вынуждены заниматься с репетиторами. Почему? У учителей не хватает времени на уроках всем доходчиво объяснить материал?

      – Бывают случаи, когда ученикам приходится обращаться к репетиторам. Уровень развития детей разный: одни нацелены на решение олимпиадных задач, другим необходимо усвоить базу. Соблюсти баланс и подготовить всех получается не всегда. Это проблема, и с ней надо работать.

      – Ходили слухи, а может и не слухи, что летом с родителей учащихся собирали деньги на ремонт лицея, на установку евроокон после того, как школа 29 уехала из него...

      – Родителями в 2009 году был создан Фонд поддержки и развития лицея №39. Это отдельное юридическое лицо со своим Уставом, счетом в банке. Именно фонд принял решение оказать помощь при переезде. Конечно, на него и частичное обновление были выделены средства и из бюджета города, но мы благодарны фонду в лице его председателя Александра Луценко, который за лето выполнил колоссальную работу. Родители могли внести любой посильный вклад в наш переезд, например что-то помыть, прикрутить, повесить, перевезти. Признательны мы и спонсорам, оказавшим существенную финансовую поддержку.

      – Все ваши выпускники прошлого учебного года поступили в вузы?

      – Да. Из 59 человек 46 прошли на бюджет, 13 – на коммерческие факультеты. Цифра может показаться большой, ведь это около 22 процентов, но факт связан с тем, что выпускники отдали предпочтение гуманитарным специальностям, которые практически не финансируются государством. Если на физику, химию – порядка ста бюджетных мест, то на экономику – от пяти до десяти. Тенденция понятна: рынок труда уже перенасыщен выпускниками вузов, получившими экономические специальности. Однако если молодые люди выбирают себе такую стезю, тем более что в лицее есть математико¬экономический профиль, мы их готовим.

      – Изменились ли сегодня требования к приему детей в лицей?

      – Уже много лет у нас работает школа будущего пятиклассника, куда мы приглашаем всех учащихся четвертых классов города. Ребята занимаются в течение года по трем предметам: математике, русскому и английскому языкам, а также с психологом. Венчают процесс заключительные олимпиады, которые выявляют более успешных. С прошлого года в связи с вводом законодательного механизма отбора детей в учреждения, реализующие программы углубленного и профильного обучения, мы имеем право составлять рейтинг при поступлении, принимая ребят в пятые и в десятые классы.

      – Что означает это для десятиклассников?

      – После девятого класса они, и это могут быть не только учащиеся лицея, пишут заявление на прием в десятый класс. Затем, учитывая их результаты Государственной итоговой аттестации, достижения в олимпиадах, мы отбираем 50 молодых людей в два десятых класса. Остальные переходят в другие школы или останавливают выбор на профессиональном образовании.

      – На протяжении последних лет лицей активно взаимодействует с производственным объединением «Маяк», вернее, с одним из его подразделений. Чем продиктован такой выбор?

      – Когда на муниципальном уровне стало возрождаться производственное шефство над образовательными учреждениями, то за лицеем была закреплена Центральная заводская лаборатория. Так сказать, интеллектуалы к интеллектуалам. Вот тогда началось тесное научное взаимодействие наших учеников с заместителем директора ЦЗЛ Игорем Александровичем Истоминым.

      Пользуясь случаем, поздравляю молодых исследователей, принявших недавно участие в федерально-окружном соревновании «Шаг в будущее»! Решением экспертного совета по Уральскому федеральному округу семь работ, а над каждой трудились по два человека, обучающихся в лицее № 39, прошли конкурсный отбор. Молодые исследователи были приглашены 6 ноября на соревнование по двум направлениям: «Естественные науки», «Техника и инженерные области знаний».

      Особенно отличились десять человек. После подведения итогов восьми лицеистам даны рекомендации для участия в Международной научной и инженерной выставке в США в мае следующего года. Эта победа не состоялась бы без научного руководителя работ, нашего шефа Игоря Александровича Истомина, который занимается с девушками и юношами наукой на протяжении вот уже трех лет.

      – Можно с уверенностью сказать, что у этих учащихся технической направленности нет свободного времени, поскольку они увлечены научной работой. А чем в свободное время занимаются остальные?

      – У нас развито олимпиадное движение. Ребята участвуют не только во всероссийских олимпиадах, но и в вузовских в разных городах страны с прицелом на будущее. Сейчас проводится Санкт-Петербургская химическая олимпиада. У нас заключен договор с СПбГУ, который присылает нам олимпиадные задания. Затем работы сканируются и отправляются в университет на проверку. Иногда проверяют наши педагоги.

      Проходят олимпиады и по физике. Заключительные этапы проводятся в областных центрах или непосредственно в вузах. Таким образом, у всех есть возможность приложить свои знания. Кто-то углубленно изучает понравившийся ему предмет, кто-то усиленно занимается лабораторной практикой, благо у нас есть отдельные лаборатории по химии и по физике. Творческую направленность можно реализовать в «Одиссее разума».

      Параллель седьмых классов при активном участии родителей выпускает свою газету. Это практически профессиональное издание, которое печатается в типографии Челябинска. В ноябре состоялся очередной этап Всероссийского конкурса сочинений, в котором победила наша ученица, а ее преподаватель Елена Пчелина отмечена за большой вклад в работу по подготовке учащихся. Так что у нас имеет место не только физика, но и лирика.

      – К чему сейчас готовится лицей?

      – Самое главное событие – это подготовка и проведение 24 декабря лицейского бала «Ночь перед Рождеством». В этом году он будет посвящен 200-летию Н.В. Гоголя. Его произведение практически полностью будет поставлено с ребятами нашей бессменной помощницей, актрисой и режиссером Ириной Костериной в театре драмы и комедии «Наш дом». Наш собственный актовый зал, к сожалению, не вместит 440 лицеистов и гостей. Думаю, это будет очень красивый праздник.

      – Удачи вам и с наступающим Новым годом!

Беседовала Людмила Бахметьева


Источник: Войтко, С. Выбор сделан. Впереди – бал: [беседа с директором лицея №39 Сергеем Войтко / вела Л. Бахметьева] // Озёрский вестник. – 2015. – № 45 (4 декабря).