"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Образование

вернуться назад

М. Юрьева
СЛЕПОТА - НЕ ПРИГОВОР

      По мнению экспертов, «сильным звеном» Озёрска в эффективном обучении слабовидящих детей может стать дополнительное образование города.

      …2013-й. Верхняя Пышма. Школа-интернат для слабовидящих детей. Старейшее в регионе коррекционное учреждение, чей уникальный опыт работы ставится в пример многим. Названия научных трудов и практических методик, по которым сегодня организован здесь учебно-воспитательный процесс, профессионалам скажут о многом. Рядовому обывателю, думается, будет достаточно узнать, что практически все воспитанники пышминской школы, даже тотально незрячие, задействованы на рынке труда: в медицине, производстве, сфере услуг. Без сомнения, тут есть чему…

      «…Учить! Этих учить, несмотря на слезы и протесты», – так, безапелляционно, представила пышминцам делегацию педагогов озерской школы 36 заведующая лабораторией НИИ РАО (Москва) Венера Денискина, ставшая с недавних пор наряду с другими не менее известными и уважаемыми деятелями российской науки куратором и хорошим другом коррекционной школы из «запретки».

Когда знания нужны, как воздух

      Впрочем оговорка о «слезах и протестах» по отношению к озерчанам была напрасной. Для них самих эта поездка и, как следствие, налаживание деловых связей, обмен наработками с более опытными коллегами-практиками, были необходимы, как воздух. Визит в Пышму стал очередным шагом вперед в рамках той комплексной работы, которая вот уже третий год активно и, главное, эффективно ведется в школе 36; работы, в которую с большим энтузиазмом сегодня погружены академики и ученые, авторы экспериментальных методик и классических фундаментальных трудов, преподаватели ведущих профильных вузов страны и…весь без исключения коллектив школы 36.

Профессоры – в учителях

      Как уже не раз писал «ОВ», в рамках сотрудничества с ЧИППКРО и ИКП РАО в школе 36 сегодня успешно реализуются два научно-прикладных проекта. При кураторстве института, согласно требованиям новых ФГОСов, в школе апробируется программа «Проектирование внеурочной деятельности в специальном (коррекционном) образовательном учреждении III-IV видов».

      При поддержке Академии в лице научных сотрудников Института коррекционной педагогики РАО, супругов Алексея и Марты Любимовых набирает силу уникальный проект по социально-бытовой ориентировке и ориентации в пространстве детей-инвалидов. Педагоги, дефектологи, учителя начальной школы, классные руководители – абсолютно весь персонал коррекционной школы постоянно (!), ступень за ступенью проходит спецподготовку в профильных учебных заведениях.

      «Другие бы на их месте, узнав о такой обязаловке и требованиях дирекции к профподготовке, давно уже заявления об увольнении написали, но эти!» – как-то обронил с восхищением один из приезжих профессоров, проводивший очередную стажировку в школе 36. Вот бы подивился он, узнав, что строй педагогов-новаторов 36-й при нынешней-то непопулярности учительства не просто множится молодыми кадрами, а пополняется опытнейшими педагогами из обычных образовательных школ! «Общая увлеченность идеей заражает. Ведь работаем не ради работы, а на результат», – говорят новички, которых не смущает, что даже при наличии диплома, опыта в несколько десятилетий им надо не только учить, но и самим учиться.

Выход из темноты…

      «О каком результате речь?! У нас в Озерске подопечных 36-й – единицы! Стоит ли из-за этого в научные дебри лезть?! Зачем себя обременять лишней работой – пусть учат, как получится, и все», – кто-то, быть может, рубанет сгоряча и по незнанию. Во-первых, «а бы кабы» в школе 36 учить не будут: «Наши ученики тоже должны и могут быть успешными в жизни: получить достойное образование, специальность, встать на ноги, обзавестись семьей. Да, они особые, поэтому и подход к ним должен быть особым – для того и учимся!», – обиженно апеллируют оппонентам педагоги.

      Во-вторых, как горько ошибаются те, кто считает, что зрительные патологии у озерской детворы носят единичный характер. Количество таких ребят в городе увеличивается с каждым годом. Только сейчас в коррекционной школе 36 более десятка детей находятся на индивидуальном обучении. Диагнозы разные, подчас зрительные патологии осложнены другими, не менее тяжелыми, недугами. А сколько еще «взаперти»: сколько семей, добровольно изолировав себя от мира, растят детей-инвалидов?!

      И, к сожалению, прогнозируют специалисты, с введением нового закона о выхаживании 500-граммовых новорожденных (зрение которых особо уязвимо), с повальным увлечением компьютерными технологиями, врожденная и приобретенная слепота будет только прогрессировать. Однако недаром говорят, что безвыходных ситуаций нет. Главное – верить…

…Есть: «Вера!»

      «Наряду с научной деятельностью под патронажем ЧИППКРО и ИКП РАО за два последних года мы активно стали сотрудничать с городским обществом слепых, – рассказывает куратор проекта школы 36 Светлана Столяренко. – Сейчас из 10 «тотальников» двое молодых людей… работают у нас в школе, еще двое подростков начали приходить к нам на консультации. Более того, к нам стали обращаться родители детишек, неохваченных специализированными детскими садами. Эти семьи долгое время прятались в четырех стенах, один на один со своей бедой, считая, что ничего уже нельзя сделать. Можно! И нужно!

      Да, научно-практических методик по работе с незрячими не так уж много. Имеющиеся созданы в основном для дошкольников и учащихся начальной школы. А дальше… Из-за отсутствия реальных обучающих практик детям-инвалидам ранее либо давали низкоквалифицированную специальность, либо они сидели дома.

      Сегодня все обстоит совершенно иначе. Наглядный пример – пышминский интернат, чей опыт обучения слабовидящих ребят мы уже взяли на вооружение. Его педагогам удалось придумать свою методику обучения по сложнейшей системе Брайля. Заинтересовало нас и то, как в Пышме пытаются решить вопрос с оснащением учебных классов пособиями.

      Ситуация с материально-технической базой вообще очень болезненная для коррекционной педагогики. Особенно это ощутимо в среднем и старшем звеньях школы. Массового выпуска пособий, экспонатов для слепых практически нет, их спецзаказ весьма затратен. Поэтому каждой школе приходится выходить из ситуации самостоятельно.

      Например, в интернате Пышмы творения, сделанные в кружках слабовидящими воспитанниками, используют на уроках в качестве учебных наглядных пособий для их незрячих ровесников. Цветочные композиции, домики, человечки из пластилина, вышитый коврик «Солнечная система», объемные карты города, области… – для изготовления рельефных наглядных пособий в ход идут самые простые и доступные материалы. Уверена, такую практику мы вполне можем попробовать и у себя в школе, где параллельно с учебным предметом ИЗО работают ИЗО-студия, керамическая мастерская…».

Большие надежды

      Конечно же, в стремлении создать в школе комфортные условия для слабовидящих ребят – научить их элементарным навыкам самообслуживания и при этом дать в полном объеме учебный материал – педагоги школы 36 не ограничиваются одними лишь ознакомительными экскурсиями. Так, незадолго до начала учебного года озерчане вновь посетили Пышму. На этот раз многодневная программа визита гостей предполагала еще более серьезную и плодотворную работу: семинары, практикумы, мастер-классы и… составление плана на будущее.

      «И у нас есть что предложить вниманию пышминских коллег, – говорит Светлана Юрьевна. – У них создана мощная теоретическая база, внедрены самые передовые педтехнологии. «Изюминка» же Озерска – дополнительное образование, на которое мы, педагоги коррекционной школы, сегодня возлагаем большие надежды. Наши ДЭБЦ, СЮТ имеют отличную материально-техническую базу, открывающую неограниченные перспективы для развития детей с ограниченными возможностями здоровья – как их интеллектуального образования, так и эмоциональной сферы.

      Впоследствии это позволит положительно решать вопрос и с профориентацией ребят в городе. Допустим, углубленно занимаясь сегодня на кафедре минералогии ДЭБЦ и получив впоследствии профильное образование, слабовидящий сможет трудоустроиться в ювелирную мастерскую. Ему будет вполне по силам работать на шлифовальном станке. На занятиях по цветоводству, животноводству через общение с животными, растениями ребенок лучше познает окружающий мир… Примеров можно приводить массу. Не забегая вперед, отмечу, что первые шаги в мотивации ребят к исследовательской деятельности мы уже делаем».

Сила – в единении

      В связи с требованиями новых ФГОСов, сотрудничество школы 36 со своими научными наставниками сегодня стало еще более плотным. Наука, увидев неиссякаемое рвение практики в желании совершенствоваться, открыла перед ней многообещающие перспективы. Уже не секрет, что, в связи с оттоком студентов, уральские педвузы Челябинска и Екатеринбурга в этом году были вынуждены закрыть ряд коррекционных отделений, в том числе сурдо- и тифлопедагогики. Чтобы не потерять наработанный опыт, Челябинск предложил своему партнеру – озерской школе 36 – взаимовыгодный вариант сотрудничества: возможность молодым педагогам коррекционной школы пройти на базе педвуза переподготовку с получением второго высшего образования по специальности «Тифлопедагогика». В свою очередь лаборатория тифлопедагогики ЧИППКРО инициировала и уже начала претворять в жизнь проект объединения всех коррекционных школ региона. А далее, при поддержке уже ИКП РАО, и всей страны. В чем интерес науки? Ответ прост: систематизировав все имеющееся – теоретический и практический опыт, экспериментальные авторские методики, используемые на местах, создать на базе лучшего из лучших единое, что будет не просто красиво смотреться на бумаге, но и эффективно работать в жизни. Не останутся в проигрыше от такого объединения и коррекционные школы. Единая программа, созданная на основе самых успешных практик позволит проводить обучение наиболее эффективно. Да и заказ учебных пособий к ней можно будет делать централизованно.

      Сложную задачу «собрать, обобщить и создать» взяли на себя молодые исследователи – супруги Марта и Алексей Любимовы. Бийск, Пермь, Пышма – в поисках лучшего научные сотрудники института коррекционной педагогики РАО исколесили уже немало городов России. Во всех коррекционных учреждениях их визиты вспоминают с большой теплотой и благодарностью: ведь Любимовы не только берут, но и щедро делятся с российскими педагогами опытом других. И вот – Озерск. Точнее – снова Озерск.

Все – к лучшему

      Впервые чета Любимовых побывала в Озерске, в школе 36, в декабре 2012-го. Пообщались, пригляделись друг к другу москвичи и озерчане – и сразу поняли, что на одном языке говорят, в одном направлении мыслят, одними заботами живут. «Тогда – за дело!» – предложили гости из столицы, задав всему педколлективу озерской «коррекционки» бешенный рабочий ритм: семинары, лекции, мастер-классы шли один за другим (Более подробно – в декабрьском выпуске «ОВ», 2012г.). И вот новый визит – и новая порция ценнейших, самых свежих знаний.

      30 августа, 2013-й. Озерская специализированная школа 36 для детей с нарушениями зрения. Несмотря на каникулярное время, школа гудит, как рой пчел. Идут уроки?! Заглядываю в одну из аудиторий и вижу весь педколлектив начальной школы в полном составе плюс «новички» – учителя, пришедшие на работу в этом году. Все, как один, под руководством Марты Любимовой старательно изучают ленто точечный шрифт Брайля. За стеной ее коллега и супруг Алексей «натаскивает» предметников. Согласившись дать небольшую передышку своим «ученикам», Алексей и Марта охотно рассказали о ведущейся в школе 36 работе и ее перспективах.

      «На Южном Урале, – отметили в блиц-интервью «ОВ» московские ученые, – работают несколько коррекционных школ, где к решению проблемы обучения детей с ослабленным зрением относятся так предметно. Это Троицк и Челябинск. В данном случае Озерск не единственный. Однако энтузиазм школы 36, с которым она окунулась в работу, заслуживает уважения. Школа сама обратилась к нам за помощью, попросив не только дать теорию, но и практически обучить с ориентацией на результат, который в будущем она могла бы предложить на вооружение уже коллегам из других коррекционных школ России. Это далеко не ординарный случай для России. Конечно, как и во всем новом, есть определенные трудности в освоении материала. Сначала, когда мы только начали работу с озерской школой, то столкнулись с тем, что некоторые педагоги, пришедшие сюда из общеобразовательных школ, просто не знали специфики обучения детей с нарушениями зрения. Поэтому мы начинали с нуля: рассказывали учителям об особенностях данной категории детей, о том, какие пособия имеются для их обучения и как в целом организовать учебный процесс.

      Произошли ли какие-то изменения в школе 36 с момента нашего первой встречи?! Безусловно. Дело сдвинулось с мертвой точки. На этот раз в ходе семинара-практикума мы рассматриваем с педагогами современные технологии образования и реабилитации слепых и слабовидящих детей в условиях инклюзивного образовательного пространства. С вновь пришедшими учителями и педагогами, которые не прослушали курсы в 2012году, учимся чтению и письму по системе Брайля. Параллельно ведется практическая работа с учителями-предметниками социально-гуманитарного и естественно-математического методических объединений. Наше сотрудничество со школой 36 предполагает долгосрочную работу. На перспективу планируем предложить дирекции изготовить разборный макет учебного учреждения и его приусадебного участка. Такое наглядное пособие позволит детям с глубоким нарушением зрения узнать расположение школы, получить представление о размещении в ней классов, коридоров и, как следствие, поможет им лучше ориентироваться в пространстве. Есть идеи и по созданию в школе 36 объемных тактильных картгорода, районов, квартала…

      Сегодня в России и в мире существует огромное множество гаджетов, призванных облегчить жизнь слепым людям – это электронные модификаторы уровня жидкости, видео-увеличители и прочее. Мы готовы подробно рассказать об этом нашим коллегам из школы 36. Но, прежде чем переходить к освоению высокотехнологичных наработок, надо освоить элементарное, начиная с азов, с изучения того же языка Брайля. Чем, собственно, мы сегодня и занимаемся. Да, тяжело, сложно, но тем и интереснее работать. Считаем, что сейчас в школе 36 происходит удивительный процесс зарождения новых традиций преподавания. В данном случае, как никогда, важна поддержка со стороны: шефов школы, органов местной власти, в чьих полномочиях внести свой вклад в формирование достойной материально-технической базы этого образовательного учреждения.

      В России есть несколько школ для детей с нарушением зрения, которые считаются лучшими. Говоря «лучшими», мы подразумеваем, что из них выходят дети, которые, несмотря на серьезные патологии здоровья, получают хорошее, качественное образование, успешно оканчивают вузы, трудоустраиваются, создают счастливые семьи. Надеемся увидеть озерскую школу 36 в числе этих образовательных учреждений».

      2012-й стал знаковым в новой истории 36-й. В минувшем году научно-исследовательские наработки, квалификация педколлектива школы позволили ей открыть уже у себя региональную стажировочную площадку, ведущими которой стали сами учителями. В этом же году озерское коррекционное образовательное учреждение вошло сразу в две российские энциклопедии: «Золотой фонд кадров Родины-2012» и «Руководители образовательных учреждений России-2012».

      В настоящее время реабилитолог 36-й Игорь Кинжебулатов, пройдя по приглашению Любимовых курс повышения квалификации в РАО НИИ (Москва), взял на индивидуальное обучение четырех ребятишек из 2-5 классов. Все ребята – незрячие. Для каждого из своих маленьких учеников Игорь Сергеевич будет разрабатывать полноценный индивидуальный маршрут развития вплоть до окончания школы. Своего рода образовательная программа в миниатюре. За авторством одного человека. На такое ранее еще не решался никто!

      По итогам ЕГЭ 2013 года из 603 общеобразовательных учреждений Челябинской области МБСКОУ СКОШ № 36 занимает 54 место в областном рейтинге.

На фото: 1. Директор школы-интерната (В. Пышма) Нина Шалган и куратор проекта школы 36 Светлана Столяренко.
2. Знакомство с трогательными питомцами озерского ДЭБЦ произвело неизгладимое впечатление на московских гостей.
3. В геологическом музее ДЭБЦ замдиректора и руководитель центра А. Кашицин и С. Буглак, научные сотрудники ИКП РАО супруги Любимовы, реабилитолог школы 36 И. Кинжебулатов.
4. Август – 2013. В школе 36 идёт урок для… учителей. Занятия ведут научные сотрудники ИКП РАО Алексей и Марта Любимовы.


Источник: Юрьева, М. Слепота – не приговор : [проекты школы 36 и ДЭБЦ по обучению слабовидящих детей] / М. Юрьева // Озёрский вестник. – 2013. – 6 сент.