"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Образование | |
вернуться назад
|
|
Сегодня невозможно подготовить квалифицированного рабочего, конкурентоспособного специалиста в отрыве от реального производства. О том, как инструмент социального партнёрства используется для подготовки специалистов Озёрским техническим колледжем и ФГУП «ПО «Маяк», рассказывает директор ОзТК Елена Валеева. – Сегодня в стране формируются новые подходы к образовательному процессу и подготовке специалистов по рабочим специальностям. Специалисты, которых выпускает наш колледж, необходимы городу, в том числе и градообразующему предприятию – ПО «Маяк». Оптимальным вариантом мы считаем целевую подготовку обучающихся для предприятия, но конкретных заявок на подготовку рабочих и специалистов у нас нет. Главным образом потому, что сегодня во главе угла стоит не количество выпускников, а качество знаний, умений, соответствие полученных навыков сегодняшним потребностям предприятия. ![]() Например, обучение по специальности «Электроснабжение» включает в себя три модуля. Первый – сборка, ремонт, монтаж оборудования на промышленных предприятиях. Второй – это проверка и наладка электрооборудования. Третий – устранение неисправностей, предупреждение аварий. Кроме того, каждый модуль включает в себя и теорию. Повысилась интенсивность обучения, а сроки его сокращены с трёх лет до двух с половиной. Совместно с ведущими специалистами «Маяка» мы детально рассмотрели учебные планы по модулям, по которым проходят обучение станочники, электромонтёры, слесари по КИПиА. И сегодня они дополняются, корректируются в соответствии с внедрением новых технологий. И, конечно, тематика дипломного проектирования сегодня максимально приближена к производственному процессу ПО «Маяк». Ещё одной из важных форм взаимодействия с ПО «Маяк» становится возрождающееся наставничество во время прохождения учебно-производственной практики, подготовки дипломного проекта. Первокурсники – это вчерашние школьники, и они практически не имеют представления о ПО «Маяк», специфике его технологически сложного и опасного производства. Экскурсии, которые предприятие организует для наших учащихся, позволяют ребятам составить конкретное представление о производстве в целом и месте прохождения учебно-производственной практики конкретно. Жизнь показывает, насколько необходимо участие работодателей в обучении студентов. Сегодня работодатели оценивают не только профессиональные знания и компетенции практикантов, но также их умение работать в команде, коммуникабельность. Как отмечает Президент Российской Федерации Владимир Путин, сейчас, когда главным направлением в экономике становится развитие новейших технологий и модернизация, стране нужны технологи, грамотные специалисты. А их можно подготовить, только имея современную учебно-материальную базу. ПО «Маяк» оказывает колледжу помощь в приобретении нового оборудования. Несколько лет назад наше образовательное учреждение выиграло грант Росатома, который позволил нам приобрести оборудование немецкой фирмы FESTO-Didactic. Оно представляет собой стенды пневмо- и гидроавтоматики, комплексы мехатроники, непрерывных технологических процессов, в том числе и химических, на которых ребята изучают принципы построения автоматизированных производств. Это оборудование позволило Озёрскому техническому колледжу стать в Уральском регионе лидером движения WorldSkills в сфере профессионального образования: наша команда неоднократно занимала призовые места в соревнованиях по мехатронике. Навыки, которые учащиеся приобретают на занятиях в лаборатории ОзТК, позволяют им уверенно овладеть необходимыми профессиональными компетенциями, а впоследствии и быстрее адаптироваться в условиях производства. Кроме того, обновлённая материально-техническая база позволила ОзТК стать площадкой для областного конкурса среди учащихся и мастеров производственного обучения по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электромеханического оборудования». Конкурс прошёл на высоком уровне, и здесь специалисты ПО «Маяк» входили в состав жюри. В системе социального партнёрства Озёрского технического колледжа и ПО «Маяк» появилась ещё одна тенденция – это повышение квалификации работников «Маяка» (в основном, аппаратчиков и слесарей по КИПиА), а также профессиональная переподготовка для всех желающих. ОзТК имеет лицензии на обучение по 40 основным и 58 дополнительным специальностям. Только за прошлый год на базе нашего колледжа прошли повышение квалификации и переподготовку около тысячи человек. ![]() Ежеквартальные совещания, проходящие на базе ОзТК с руководством ПО «Маяк», позволяют решать различные вопросы, обсуждать проблемы социального партнёрства и подводить итоги совместной деятельности. Таким образом, социальный диалог, который идёт между ОзТК и ФГУП «ПО «Маяк», выстраивается на взаимовыгодных условиях: производство влияет на сферу базовой подготовки студентов колледжа, и профессиональное обучение проникает в производственный процесс. Виталий Шустов, главный приборист ФГУП «ПО «Маяк»: – Озёрский технический колледж был организован на базе трёх профессиональных лицеев, которые выживали отдельно друг от друга. Сегодня перед вновь организованным образовательным учреждением стоят чёткие цели, основная из них – это подготовка специалистов для нашего предприятия. Для ребят, которые решили связать свою жизнь с ПО «Маяк», есть все условия, и их образовательный вектор может пройти от школы через технический колледж до «Маяка». Те, кто заинтересован в получении высшего образования, могут поступить в Озёрский технологический институт НИЯУ МИФИ. ![]() Виктор Гробовский, главный энергетик ФГУП «ПО «Маяк»: – Новая модульная система обучения ставит и образовательное учреждение, и его обучающихся в жёсткие рамки: одни за четыре года должны научить, а другие научиться обслуживать электрооборудование. Два с половиной месяца, которые предусмотрены программой модульного обучения на производственную практику, – этого тоже мало. За столь короткий срок многим обучающимся сложно овладеть необходимыми знаниями, сложно познакомиться со всем многообразием энергетического оборудования, которое есть на предприятии. В прошлом году совместно с руководством колледжа мы составили программу сотрудничества: показали ребятам весь комплекс, начиная с производства электрической энергии и заканчивая её потреблением. Затем была разработана программа производственной практики. А сегодня мы смотрим, каких результатов нам удалось добиться за год. Есть подвижки в лучшую сторону, в то же время есть над чем ещё поработать. Наша цель – подготовка персонала, ведь квалифицированные кадры нужны предприятию всегда. В этой связи содружество предприятия и технического колледжа является приоритетным направлением нашей совместной деятельности. Источник: Тимофеева, Е. Вектор социального партнёрства [Текст] : [Озёрский технический колледж] / Е. Тимофеева // Вестник Маяка. – 2014. – 27 июня. – С.4. |