"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Образование

вернуться назад

Е. Тимофеева

ВЕКТОР СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

      Сегодня невозможно подготовить квалифицированного рабочего, конкурентоспособного специалиста в отрыве от реального производства. О том, как инструмент социального партнёрства используется для подготовки специалистов Озёрским техническим колледжем и ФГУП «ПО «Маяк», рассказывает директор ОзТК Елена Валеева.

      – Сегодня в стране формируются новые подходы к образовательному процессу и подготовке специалистов по рабочим специальностям. Специалисты, которых выпускает наш колледж, необходимы городу, в том числе и градообразующему предприятию – ПО «Маяк». Оптимальным вариантом мы считаем целевую подготовку обучающихся для предприятия, но конкретных заявок на подготовку рабочих и специалистов у нас нет. Главным образом потому, что сегодня во главе угла стоит не количество выпускников, а качество знаний, умений, соответствие полученных навыков сегодняшним потребностям предприятия.

      Современная система профессионального образования, основанная на Федеральном государственном образовательном стандарте 3-го поколения, потребовала от нас пересмотреть учебные планы по всем специальностям. Мы перешли на модульную систему образования. Она более стройная, понятная и уже, как сейчас видно, более результативна. Программа профессионального обучения – это от трёх до восьми модулей в зависимости от специальности. После каждого модуля обучающихся ждёт проверка знаний, навыков и компетенций. В работе государственных аттестационных комиссий всегда участвуют представители «Маяка».

      Например, обучение по специальности «Электроснабжение» включает в себя три модуля. Первый – сборка, ремонт, монтаж оборудования на промышленных предприятиях. Второй – это проверка и наладка электрооборудования. Третий – устранение неисправностей, предупреждение аварий. Кроме того, каждый модуль включает в себя и теорию. Повысилась интенсивность обучения, а сроки его сокращены с трёх лет до двух с половиной. Совместно с ведущими специалистами «Маяка» мы детально рассмотрели учебные планы по модулям, по которым проходят обучение станочники, электромонтёры, слесари по КИПиА. И сегодня они дополняются, корректируются в соответствии с внедрением новых технологий. И, конечно, тематика дипломного проектирования сегодня максимально приближена к производственному процессу ПО «Маяк».

      Ещё одной из важных форм взаимодействия с ПО «Маяк» становится возрождающееся наставничество во время прохождения учебно-производственной практики, подготовки дипломного проекта. Первокурсники – это вчерашние школьники, и они практически не имеют представления о ПО «Маяк», специфике его технологически сложного и опасного производства. Экскурсии, которые предприятие организует для наших учащихся, позволяют ребятам составить конкретное представление о производстве в целом и месте прохождения учебно-производственной практики конкретно. Жизнь показывает, насколько необходимо участие работодателей в обучении студентов. Сегодня работодатели оценивают не только профессиональные знания и компетенции практикантов, но также их умение работать в команде, коммуникабельность.

      Как отмечает Президент Российской Федерации Владимир Путин, сейчас, когда главным направлением в экономике становится развитие новейших технологий и модернизация, стране нужны технологи, грамотные специалисты. А их можно подготовить, только имея современную учебно-материальную базу. ПО «Маяк» оказывает колледжу помощь в приобретении нового оборудования.

      Несколько лет назад наше образовательное учреждение выиграло грант Росатома, который позволил нам приобрести оборудование немецкой фирмы FESTO-Didactic. Оно представляет собой стенды пневмо- и гидроавтоматики, комплексы мехатроники, непрерывных технологических процессов, в том числе и химических, на которых ребята изучают принципы построения автоматизированных производств. Это оборудование позволило Озёрскому техническому колледжу стать в Уральском регионе лидером движения WorldSkills в сфере профессионального образования: наша команда неоднократно занимала призовые места в соревнованиях по мехатронике. Навыки, которые учащиеся приобретают на занятиях в лаборатории ОзТК, позволяют им уверенно овладеть необходимыми профессиональными компетенциями, а впоследствии и быстрее адаптироваться в условиях производства.

      Кроме того, обновлённая материально-техническая база позволила ОзТК стать площадкой для областного конкурса среди учащихся и мастеров производственного обучения по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электромеханического оборудования». Конкурс прошёл на высоком уровне, и здесь специалисты ПО «Маяк» входили в состав жюри.

      В системе социального партнёрства Озёрского технического колледжа и ПО «Маяк» появилась ещё одна тенденция – это повышение квалификации работников «Маяка» (в основном, аппаратчиков и слесарей по КИПиА), а также профессиональная переподготовка для всех желающих. ОзТК имеет лицензии на обучение по 40 основным и 58 дополнительным специальностям. Только за прошлый год на базе нашего колледжа прошли повышение квалификации и переподготовку около тысячи человек.

      Конечно, наша главная задача – подготовка квалифицированных специалистов по рабочим специальностям в первую очередь для «Маяка», но не надо забывать, что на «Маяке» высокие требования к безопасности, что в свою очередь обуславливает высокие требования к претендентам на рабочие места. В прошлом году молодые специалисты, пришедшие на предприятие после колледжей и вузов, имели в дипломе средний балл не ниже 4,33. Это высокая планка, но её можно достичь при желании стать квалифицированным специалистом. Около 40 процентов наших выпускников на итоговой аттестации показывают знания на 4,0 балла и выше.

      Ежеквартальные совещания, проходящие на базе ОзТК с руководством ПО «Маяк», позволяют решать различные вопросы, обсуждать проблемы социального партнёрства и подводить итоги совместной деятельности. Таким образом, социальный диалог, который идёт между ОзТК и ФГУП «ПО «Маяк», выстраивается на взаимовыгодных условиях: производство влияет на сферу базовой подготовки студентов колледжа, и профессиональное обучение проникает в производственный процесс.

      Виталий Шустов, главный приборист ФГУП «ПО «Маяк»:

      – Озёрский технический колледж был организован на базе трёх профессиональных лицеев, которые выживали отдельно друг от друга. Сегодня перед вновь организованным образовательным учреждением стоят чёткие цели, основная из них – это подготовка специалистов для нашего предприятия. Для ребят, которые решили связать свою жизнь с ПО «Маяк», есть все условия, и их образовательный вектор может пройти от школы через технический колледж до «Маяка». Те, кто заинтересован в получении высшего образования, могут поступить в Озёрский технологический институт НИЯУ МИФИ.

      Недавно я присутствовал на выпускных экзаменах в Озёрском техническом колледже в группе будущих прибористов. Знаете, ребята произвели очень хорошее впечатление: у них отличные знания, и четверо из 15 получают красные дипломы. Это отличный результат, похвально стремление многих получить высшее образование. За два последних года проделана большая организационная работа руководством предприятия совместно с преподавателями колледжа: создана нормативная база, утверждены учебные программы и программы производственных практик. Уже налажена работа по подготовке энергетиков, станочников, сейчас завершается организационная работа по подготовке киповцев.

      Виктор Гробовский, главный энергетик ФГУП «ПО «Маяк»:

      – Новая модульная система обучения ставит и образовательное учреждение, и его обучающихся в жёсткие рамки: одни за четыре года должны научить, а другие научиться обслуживать электрооборудование. Два с половиной месяца, которые предусмотрены программой модульного обучения на производственную практику, – этого тоже мало. За столь короткий срок многим обучающимся сложно овладеть необходимыми знаниями, сложно познакомиться со всем многообразием энергетического оборудования, которое есть на предприятии.

      В прошлом году совместно с руководством колледжа мы составили программу сотрудничества: показали ребятам весь комплекс, начиная с производства электрической энергии и заканчивая её потреблением. Затем была разработана программа производственной практики. А сегодня мы смотрим, каких результатов нам удалось добиться за год. Есть подвижки в лучшую сторону, в то же время есть над чем ещё поработать. Наша цель – подготовка персонала, ведь квалифицированные кадры нужны предприятию всегда. В этой связи содружество предприятия и технического колледжа является приоритетным направлением нашей совместной деятельности.


Источник: Тимофеева, Е. Вектор социального партнёрства [Текст] : [Озёрский технический колледж] / Е. Тимофеева // Вестник Маяка. – 2014. – 27 июня. – С.4.