"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Образование

вернуться назад

ТЕРРИТОРИЯ ОЗЁРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      Сегодня, в конце декабря, можно смело сказать, что уходящий год для озерского образования был весьма успешным. Вот лишь некоторые достижения, о которых рассказал А.А. Барабас, начальник управления образования Озерского городского округа:

В тройке лучших по ЕГЭ

      – В 2013 году по результатам ЕГЭ Озерский городской округ занял 3 место в регионе. Для проведения Единого государственного экзамена оборудованы три площадки: это школы 33, 32 и 30. Все пункты уже оснащены системами видеонаблюдения, школа 32 оборудована металлоискателями (до следующего ЕГЭ ими снабдят и два других пункта сдачи экзамена), чтобы предотвратить использование сотовых телефонов. Надо сказать, что из 603 образовательных учреждений Челябинской области восемь озерских входят в сотню лучших, а четыре являются постоянными лидерами областного рейтинга: это лицеи №№ 23,39 и школы №№ 24,32.

Победители проекта «Школа «Росатома»

      – Особое внимание в уходящем году уделялось методической деятельности образовательных учреждений, и в этом направлении педагогическое сообщество добилось высоких показателей. В последние годы осуществляется тесное сотрудничество с госкорпорацией «Росатом» совместно с Рособрнадзором. Озерские учителя принимают активное участие в проекте «Школа «Росатома».

      В 2013 году два педагога – Е.В. Жинкина (школа № 32) и Н.А. Пауль (школа № 38) – стали победителями этого престижного конкурса. С их инновационным опытом работы в рамках стажировочной площадки познакомились не только озерские учителя, но и коллеги с территорий, где работают предприятия госкорпорации. Оба педагога побывали на стажировке в Королевстве Нидерланды: познакомились с голландской системой образования, побывали в школах Амстердама, Девентера, Гааги, Роттердама, Утрехта.

      Победителем конкурса мероприятий для талантливых детей в рамках проекта «Школа «Росатома» в этом году стал конкурс образовательных веб-квестов «С квестом – в Интернет», разработанный методистом информационно-методического отдела школы 25 Н.И. Перетти. Следует отметить, что это уже третий по счету конкурс, подготовленный педагогом и получивший грантовую поддержку «Школы «Росатома». В 2011 году аналогичный грант взял молодежный аукцион идей с использованием информационно-коммуникационных технологий «Интеллект. Компьютер. Творчество», а в 2012 году – web-аукцион идей с использованием ИКТ для дошкольников и младших школьников «ИнфоРАДУГА».

      От наставников не отстают и дети, которые с большим желанием принимают участие в конкурсах проекта «Школа «Росатома». За свои достижения девять учащихся Озерского городского округа были награждены поездкой во Всероссийский детский центр «Орленок».

      Арсений Нестюк и Виктор Рубинштейн (лицей № 39) – победители II Всероссийского детского научно-технического фестиваля «Люди будущего» (Снежинск); Полина Гарцева (школа 32) – победитель конкурса IT-проектов «Открыто о закрытом» (Саров); Максим Олиевский (школа № 32), Артем Тухватулин (школа № 38) и Даниил Пайвин (лицей № 23) – победители Web-аукциона идей с использованием ИТК для дошкольников и младших школьников «ИнфоРАДУГА» (Озерск); Павел Бурмак (школа 32) – победитель конкурса презентаций «Если бы я был учителем физики» (Димитровград); Александра Сергеева и Дарья Назарова (лицей №23) – победители турнира знатоков (Снежинск).

      Вообще Озерск славится талантливыми детьми. Ежегодно от трех до шести ребят награждаются премиями губернатора Челябинской области. В 2013 году среди пятидесяти награжденных этой престижной премией (победителей и призеров международных, всероссийских, областных олимпиад по общеобразовательным предметам) – пять учащихся лицея № 39: Кирилл Компаниченко, Полина Белобородова, Роман Прыкин, Виктор Прутьянов, Наталья Гринь – и учащаяся школы № 32 Полина Гарцева.

От теории – к практике

      – В уходящем году состоялись и традиционные методические мероприятия: методические марафоны в системе общего образования, фестивали педагогического творчества среди учителей начальных классов и педагогов дошкольных образовательных организаций. За прошедший год 34 процента всего педсообщества представили собственный опыт в печатных изданиях разных уровней (5 процентов – на областном, 5 процентов – на всероссийском и 2 процента – на международном; 22 процента – в сети Интернет). Этот факт говорит о том, что педагоги Озерска имеют высокий профессиональный статус и являются активистами в продвижении новых идей системы образования.

      В конкурсе, который проводился Министерством образования Челябинской области, школа 35 поселка Метлино заняла 1 место. Учителя школы разработали и представили в областное министерство программу «Профилактика асоциального поведения обучающихся», и отрадно констатировать, что она была признана лучшей. Достоинство программы в том, что она не только написана на бумаге и полным ходом реализуется, но и в том, что уже есть положительные результаты – количество правонарушений среди учащихся образовательных учреждений в этом году значительно снизилось.

      Два педагога – Е.В. Жинкина (школа № 32) и Н.В. Гудков (лицей №39) – признаны победителями ежегодного конкурсного отбора лучших учителей Челябинской области и награждены премией Президента РФ в рамках реализации национального проекта «Образование».

      Преподаватель английского языка лицея № 39 А.Б. Гагарина стала победителем впервые проведенного в области конкурса учителей образовательных учреждений «Современные образовательные технологии». Ежегодной премии губернатора Челябинской области удостоены два педагога: А.Ю. Хрущев, учитель истории и обществознания школы № 32, и И.А. Ключникова, учитель технологии школы № 22.

Хорошо учат и вкусно кормят

      – Школа № 24 стала победителем областного конкурса муниципальных образовательных учреждений, основными критериями которого были организация питания и его качество. Кроме того, при подведении итогов в индивидуальном кулинарном состязании на 1 место вышла заведующая столовой школы № 24 Р.В. Цимбалюк. Это еще раз доказывает то, что в озерских школах работают высокопрофессиональные кадры по всем направлениям и детей не только хорошо учат, но и вкусно кормят. Опыт, который имеет школа-победительница по организации питания через линии раздачи, уже в январе-феврале 2014 года будет перенесен в другие образовательные учреждения.

      Администрации Озерского городского округа удалось изыскать и выделить необходимые средства для приобретения линий раздачи в каждую школу (кроме коррекционных). Такая система дает учащимся возможность выбрать из нескольких блюд то, которое они обязательно съедят. Родители же могут не волноваться – ребенок сыт.

      Многих беспокоит то, что деньги, положенные на электронную карточку, школьник потратит не по назначению. Это исключено, так как с этих карточек снять наличные через банкомат невозможно. Более того, на карты устанавливается лимит: за один день ученик может потратить на питание определенную сумму, не больше.

На новом, электронном уровне

      – Еще одно направление, которое активно развивалось в 2013 году, – это информатизация образовательного пространства. На сегодняшний день 75 процентов учебных кабинетов оборудованы автоматизированными рабочими местами (АРМ), и задача управления образования – добиться стопроцентной оснащенности каждого кабинета. Такое оборудование позволяет использовать на уроках современные мультимедийные методические комплексы. Родителям это дает возможность контролировать своих детей.

      Информатизация общеобразовательных учреждений позволила с 1 сентября 2013 года перейти на электронный документооборот, а все дошкольные организации с 1 ноября перешли на электронную очередь. Теперь родитель может записать ребенка в детский сад с сайта управления образования. Управление образования поддерживает педагогов, которые с энтузиазмом включились в работу, создавая цифровые образовательные ресурсы, и проводит традиционный конкурс «Информика», который в ближайшем будущем планируется вывести на региональный уровень.

      Впервые в 2013 году был проведен конкурс «Сайт педагога Озерского городского округа». Наиболее активно откликнулись на него педагоги дошкольного образования. В результате трое из них: С.В. Мерхайдарова, старший воспитатель детского сада №54, Н.П. Рудометкина, воспитатель детского сада №58, и Ж.В. Усова, воспитатель детского сада №15, – стали победителями. Также первые места в этом конкурсе заняли Л.А. Лебедева, учитель начальных классов лицея №23, О.И. Коротаева, учитель истории и обществознания школы № 32, и Ю.Р. Щербакова, учитель начальных классов школы № 24.

      Второй год проводился конкурс на лучший сайт учреждения образования, и два наших победителя одновременно стали лучшими в областном состязании, которое организует Министерство информатизации Челябинской области. Это сайты Станции юных техников и детского сада №50. А сайт управления образования Озерского городского округа в 2013 году был признан лучшим среди ведомственных сайтов области в конкурсе, который негласно провело Министерство образования.

Робототехника и предметные лаборатории

      – В уходящем году Озерск во второй раз принял участие в областном конкурсе по отбору предметных лабораторий с целью создания Центра робототехники. В этом году школа 38 признана лучшей и получила грант в размере одного миллиона рублей. Победа не была случайной, так как в данном образовательном учреждении нанонаправление уже давно и успешно развивается под руководством В.А. Смолина, учителя по информатике. Это единственный в области сертифицированный тренер международного класса, который имеет право не только готовить детей к соревнованиям по робототехнике, но и быть на них судьей. Школа 38 постоянно является победителем в региональных, российских и международных соревнованиях (в этом году они прошли в Индонезии).

      В августе на базе санаторной школы им. Гагарина проходил всероссийский робототехнический лагерь по подготовке к международным соревнованиям. Озерск, одновременно с областью, как принимающая сторона, встречал участников и гостей со всей России.

      Робототехника становится частью образовательных программ не только в школах, но и в дошкольных учреждениях. Позитивный опыт в этом направлении накоплен детским садом №54, воспитанники которого с удовольствием посещают лего-занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах. Поэтому и закономерно, что данное учреждение выступило с предложением запустить в городском округе новый проект – Центр легоконструирования и робототехники «Детский сад-школа», в основу работы которого лег положительный опыт школы 38 и детского сада №54. Этот проект планируется продолжить в других образовательных учреждениях.

      В 2014 году управление образования совместно с ПО «Маяк» предполагает реализацию еще одного нового проекта – открытие на базе Станции юных техников лаборатории робототехники. В создании лаборатории на базе одного учреждения есть ряд преимуществ:

– минимизация финансовых затрат на приобретение современной материально-технической базы;
– больше возможностей для последующего обновления оборудования, его модернизации;
– концентрация современного оборудования в одном месте;
– легче решить вопрос необходимого кадрового обеспечения (привлечь в качестве преподавателей не только высокопрофессиональных учителей, но и работников комбината и других организаций и учреждений округа);
– создание условий учащимся любой школы получать дополнительное образование технической направленности с использованием современного оборудования;
– вовлечение в процесс инженерного творчества большего количества детей, начиная с младшего школьного возраста, что способствует раннему профессиональному самоопределению школьников в технических профессиях.

      В свою очередь, СЮТ станет координирующим центром внедрения робототехнологий, подготовки детей дошкольного и школьного возраста, учащихся учреждений специального профессионального образования к соревнованиям различного уровня и организатором городских конкурсов и соревнований в области робототехники и легоконструирования.

      Озерский городской округ является одним из лидеров по количеству предметных лабораторий среди органов управлений образования Челябинской области. Их сегодня в Озерске шесть, и работают они по шести направлениям. Сегодня четыре образовательных учреждения города – школы 38, 32, лицеи №39 и №23 – имеют региональные предметные лаборатории. А на базе школы № 24 создана муниципальная лаборатория по химии, тем самым выполнена заявка градообразующего предприятия – готовить выпускников для поступления в вузы на технические факультеты. В совместных планах управления образования и «Маяка» – создание еще одной предметной лаборатории по физике.

Калейдоскоп событий

      Уходящий год для образовательного пространства Озерского городского округа был насыщен событиями.

      Январь. Особо значимое мероприятие – традиционный конкурс «Педагог года» (в феврале уже станут известны его итоги). Отрадно, что в течение последних лет озерские педагоги достойно представляют округ на области. Например, Н.Ю. Слатина, в этом году классный руководитель школы 24, вошла в десятку лучших из 42 участников.

      Февраль. С этого месяца началась работа по пропаганде Олимпийских игр в Сочи. Первым мероприятием стал праздник для первоклассников «Сочи-2014», проведенный ДЮСШ.

      Озерское образование гордится тем, что в эстафете Олимпийского огня в Челябинске одним из факелоносцев был тренер-преподаватель отделения плавания Детско-юношеской спортивной школы, мастер спорта международного класса Ю.М. Середа.

      Март. Уже в 26-й раз прошел спортивный конкурс «Весенние ласточки», в котором приняли участие 24 детсадовские команды, 30 семейных команд и 16, состоящих из сотрудников дошкольных образовательных учреждений.

      Апрель. Округ принимал на своей территории представителей Министерства образования и начальников управлений образования всей области. В этом же месяце прошел конкурс «Веснушки», который продемонстрировал итоги работы музыкальных руководителей детсадов. В нем приняли участие 142 детских коллектива из 14 дошкольных образовательных организаций.

      Совместно с ПО «Маяк» школы провели Второй Кубок «Содружество» – спортивное мероприятие, в котором едиными командами выступали школьники и работники шефствующих структурных подразделений ПО «Маяк». В этом году к соревнованиям подключили и Управление пожарной части № 1, которое продемонстрировало специальную пожарную технику.

      Май. Система дополнительного образования праздновала свое 95-летие. Этой дате посвящался муниципальный конкурс авторских образовательных программ допобразования. Программа «Пожарно-прикладной спорт» Е.В. Романова (ДТДМ) была признана лучшей, а дипломантами конкурса стали В.П. Шумков с программой «Парсек» (ДТДМ) и А.А. Кашицин с программой «Экспедиционное краеведение» (ДЭБЦ).

      Активное участие учреждения дополнительного образования принимают и в соревнованиях разного уровня. Газета для школьников «Ламп@.ru» (ДТДиМ) заняла I место в номинации «Лучшая детская газета» на областном фестивале детских и юношеских СМИ «Журналина-2013». А ее главный редактор И.С. Ларионова, педагог дополнительного образования ДТДМ, стала победительницей на II международном конкурсе образовательных программ по журналистике «ImPRO».

      Станция юных техников в мае этого года принимала на своей базе и организовывала областные соревнования по авиационным кордовым моделям под протектом Министерства образования и науки Челябинской области. Затем прошло первенство России по тому же виду спорта, а в ноябре СЮТ провел очередные соревнования по комнатным летающим моделям среди учащихся 7-18 лет.

      Сентябрь. Он ознаменовался тем, что впервые в этом году работники озерского образования приняли участие в областных состязаниях по туризму и водному слалому, посвященному 95-летию допобразования. В состав команды вошли О.Б. Худяков, директор школы 41, С.А. Акужинов, директор школы 22, а также учителя разных школ. Долгожданная победа в областном финале конкурса «Безопасное колесо» – это результат совместной работы педагогов Дворца творчества детей и молодежи М.Н. Самсоновой, Д.Ю. Колосова и инспектора по пропаганде ОГИБДД Н.А. Архиповой.

      Октябрь. Озерские волейболистки в результате упорной борьбы стали одними из лучших в Челябинской области, взяв на соревнованиях «бронзу». Но спортивные успехи на этом не заканчиваются. В этом году озерские спортсмены заняли I место в областной Спартакиаде «Олимпийские надежды Южного Урала». Это произошло благодаря поддержке управления образования, которое выработало особую схему финансирования данных мероприятий, и, конечно же, профессиональной работе педагогов ДЮСШ и ДТДиМ.

      В октябре же был проведен традиционный День профессиональной ориентации выпускников, в котором приняли участие вузы, функционирующие на территории Озерска, а также близлежащих городов, в том числе Русско-Британский институт управления (Челябинск) и Уральский государственный университет им. Ельцина (Екатеринбург).

      В этом же месяце стали известны итоги летней оздоровительной кампании: Озерский городской округ занял I место, а «Звездочка» заняла III место среди загородных оздоровительных лагерей.

      Прошел фестиваль «Звездная семья-2013», который раскрыл творческий потенциал семей и педагогов, работающих с дошкольниками. В октябре для детского сада №54 приобретены электронные пособия, которые позволят вести образовательный процесс на современном уровне.

      Процесс по апробации электронных учебников начат в школе № 38, на очереди – школа № 32, где оборудование уже есть, осталось закупить программное оснащение.


Источник: Территория озёрского образования : [рассказ начальника управления образования Озёрска А.А. Барабаса о работе в 2013 году] // Озерский вестник. – 2013. – 27 декабря. – С. 8.