"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Наука. Образование

вернуться назад

А. Чайка

КАК НЕДАВНО ЭТО БЫЛО...

      Первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство, строила новые фабрики, заводы, электростанции, осваивала новые территории, технологии и процессы.

      А международная обстановка требовала держать под ружьем многомиллионную армию. Первое увольнение в запас было только в начале 50-х годов. Люди служили по 5-8 лет. Овладев тайной атомного оружия, США шантажировали весь мир, объявили социалистическим странам "холодную войну".

      К 1945 году наработки советских ученых позволили создать свою атомную промышленность и лишить США монополии на владение атомным оружием.

      После пуска первого в Европе атомного реактора "А" в 1948 году был введен в строй в 1950 году второй реактор АВ; в 1951 году была введена целая серия атомных реакторов разного типа и назначения: АВ-2, АИ, ОК-180; в 1952 году - реактор АВ-3. Одновременно строились объекты радиохимических технологий "В" и "С".

      Нужно было много специалистов, которых тогда не готовило ни одно учебное заведение страны. Теорию и практику изучали непосредственно в лабораториях ученых и переносили на строящиеся объекты. Из Москвы и Ленинграда, Горького и Свердловска, Челябинска и Новосибирска, из многих других городов страны прибывали ученые, инженеры и техники, высококвалифицированные специалисты различных профессий. Особенно много привлекалось военных: специалистов-строителей, авиаторов, артиллеристов, моряков.

      Юноши и девушки с заводов и фабрик, студенты средних и высших учебных заведений, воины, уволенные в запас, ехали на Базу-10, в "сороковку". Привыкшие к тяжелым условиям службы, труда и быта молодые люди легко вписывались в жизнь города. Особенно самоотверженно они трудились в период пусконаладочных работ и освоения нового производства, сутками не выходили из цехов и объектов.

      Познакомившись с технологиями атомной промышленности, они потянулись к знаниям - в школы работающей молодежи, средние специальные и высшие учебные заведения.

      Первая школа работающей молодежи располагалась в здании школы № 27 на улице Красной и в бараках на улице Зеленой. Но не хватало мест, учебников, учебных пособий.

      Не хватало и учителей, потому уроки вели инженеры заводов, сотрудники ЦЗЛ, Южно-Уральского управления строительства. Физику преподавали Б.М. Долишнюк, С.Н. Работнов, П.А. Барышев; литературу - студент-заочник Вегнер. В школе работали преподаватель химии О.А. Захарова, математик Е.М. Кустицкая (Иванова), историк К.Ф. Барышева. Возглавляла школу А.С. Лукашевич.

      Педагоги не только вели уроки: они руководили внеклассной работой, готовили учащихся к выпускным экзаменам, организовывали экзамены по предметам предыдущих годов обучения, по которым в аттестатах не было оценок.

      К экзаменам выпускные классы подошли полностью подготовленными. На заботу учителей взрослые ученики отвечали хорошей учебой и обязательным посещением всех занятии. Хотя многие работали по сменам (а занятия проходили только вечером), пропуски уроков были крайне редкими.

      Несколько слов о классе, в котором я учился. В начале 1951-1952 учебного года сформировался 10-й класс, в котором были учащиеся, начавшие учебу преимущественно в 1949 году, в восьмом классе. Каждый год класс регулярно пополнялся двумя-тремя учениками; я пришел уже в десятый. Первое впечатление о ребятах сложилось хорошее: они были дружны, внимательны друг к другу, без обиды принимали шутки. В классе были два лидера: Алексей Зорин и Андрей Мезенцев. Первый - инициативный молодой человек, решавший, как правило, организационные вопросы. Второй - Андрей - уже имел среднее специальное образование, но хотел поступить в вуз вне конкурса. Для этого ему надо было закончить среднюю школу с золотой медалью. Готовился к этому он серьезно, много знал. Поначалу он даже поправлял учителей. И, видя это, они после объяснения материала спрашивали его: "Правильно, Андрей?" А получив удовлетворительный ответ, продолжали урок. Если же требовательный слушатель говорил: "Нет", то учитель и ученик менялись местами - рассказывать начинал Андрей.

      Осенью 1951 года старшие классы были переведены в учебное здание Южно-Уральского политехникума на улицу Студенческую, 6. Это намного упростило учебный процесс, так как классы были оборудованы всем необходимым. В этом здании был закончен учебный год и проведены выпускные экзамены. Около шестидесяти человек получили аттестаты зрелости. Выпускной вечер закончился торжественным чаепитием учеников и преподавателей. А фотограф-любитель запечатлел первый выпуск учащихся 10 классов, окончивших вечернюю школу в 1952 году.

      Большая часть выпускников разъехалась во все концы страны, чтобы продолжить учебу в высших учебных заведениях. Только выпускники 10-А класса и Южно-Уральского политехникума продолжили учебу в открывшемся в 1951 году филиале Московского механического института (ММИ), преобразованном потом в вечернее отделение № 1 Московского инженерно-физического института (МИФИ-1). Первый выпуск инженеров состоялся в 1958 году.

      Многие студенты МИФИ-1 первого набора еще до окончания института занимали должности техников, инженеров, конструкторов, а потом стали руководителями служб, цехов, отделов, лабораторий.

      Недавно МИФИ-1 отметил свое славное сорокалетие. Около трех тысяч его выпускников трудятся во всех отраслях народного хозяйства бывшего СССР. И среди этих тысяч немало ребят и девчат первого выпуска школы работающей молодежи 1952 года.

Источник: Чайка А. Как недавно это было…: [Первая школа работающей молодежи] // Озерский вестник. - 1996. - 13 января. - С. 6.