"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Наука. Образование

вернуться назад


МУЗЫКАЛЬНОМУ УЧИЛИЩУ - 25 лет

      25 лет назад по инициативе руководившей тогда отделом культуры Н.И. Шуваевой в наш город приехала группа музыкантов, чтобы организовать новое учебное заведение - музыкальное училище. Среди их были супруги Толстых и Масленниковы, Г.М. Пулькин, С.С. Поляков, Т.А. Пироженко, Т.И. Лобода. Горячо поддержал рождающийся коллектив бывший в то время председателем горисполкома Н.Я. Ермолаев.

      Педагогам-энтузиастам пришлось нелегко: не было своего помещения, учебных пособий, не хватало нот, грамзаписей. Но зато в избытке были молодой задор, энергия, увлеченность музыкой. И вот минула четверть века. Теперь музыкальный колледж превратился в настоящий храм музыки, приобрел хорошую, крепкую репутацию, воспитал сотни педагогов-профессионалов и любителей музыки.

      Чем жил и живет коллектив музыкального колледжа, что волнует его студентов и педагогов, каковы достижения? Об этом рассказывают ведущие специалисты высшего музыкального училища (колледжа).


      ХРАМ МУЗЫКИ

      И.А. ТОЛСТЫХ - бессменный директор, заслуженный работник культуры РФ, опытный педагог с 40-летним стажем работы.

      - Игорь Алексеевич! Вспомните, пожалуйста, основные этапы истории училища.

      - 1 сентября 1971 г. - по приказу Министерства культуры РФ в городе открыт филиал Челябинского музыкального училища. 1974 г. - большое и радостное событие: мы получили собственное здание, в котором работаем и по сей день. В этом же году при училище открыта базовая школа практики. Буквально с первых шагов мы становимся методическим центром для музыкальных школ системы закрытых городов. 1985 г. - впервые наша студентка И. Власова становится призером на конкурсе пианистов Южного Урала, открыв целую серию наших дальнейших побед. 1992 г. - училище преобразовано в колледж. Открыта первая ступень для учащихся школьного возраста. 1995 г. - коллектив получает лицензию на право преподавания в сфере среднего профессионального и дополнительного образования. 1996 г. - очень серьезное испытание на профессиональную и творческую зрелость: аттестация, которая прошла блестяще. По всем специальностям колледж аттестован на самый длительный срок - 5 лет.

      - Как вы оцениваете свой коллектив, с которым уже столько лет работаете рука об руку?

      - Сейчас у нас 45 педагогов, 145 студентов, 70 учащихся школы практики. Из тех, кто начинал свою работу в училище, 5 человек удостоены звания заслуженных работников культуры РФ, большая группа имеет, знаки "Отличник Министерства культуры", звания "Ветеран труда". Растет профессиональное мастерство. Трое преподавателей - Н.Г.Федотова, И.М. Борейко и О.С. Праздникова - закончили аспирантуру.

      Я считаю, что в нашем коллективе сейчас удачно сочетаются высокая квалификация и цветущий возраст, соединяются опыт, мастерство с расцветом творческих сил, что позволяет решать самые сложные задачи.

      Н.М. ДОМНИНА более 20 лет руководит фортепианным отделением, ведет класс специального фортепиано. Многие ее выпускники, закончив училище, поступили в вузы, а И.М. Борейко, Е.М. Скубенко стали ее коллегами. Нина Михайловна - опытный, чуткий концертмейстер, ее нередко можно увидеть на сцене.

      - Нина Михайловна! В дни юбилеев принято подводить итоги. Каковы основные достижения, в работе фортепианного отделения?

      - За эти годы мы подготовили 230 пианистов - таким количеством педагогов можно укомплектовать десяток музыкальных школ. Более 50 процентов наших выпускников продолжили свое обучение в вузах. С большой теплотой и любовью мы вспоминаем наших талантливых учеников, которые на госэкзаменах получили высший балл - "5+". Это И. Петрин, закончивший Московскую консерваторию (сейчас он преподает в консерватории в греческом городе Салоники), это Ж. Куршинская, выпускница Петербургской консерватории, это О. Ушакова, Л. Латфуллина, Е. Морозова (Уральская консерватория). На отделении сейчас сложилось очень мобильное творческое содружество педагогов, где опыт таких асов, как заслуженные работники культуры Игорь Алексеевич и Лия Александровна Толстых, сочетается с энергией молодых преподавателей, наших бывших выпускников О. Праздниковой, Е. Григорьевой.

      С.А. КОРЕНЕВА отвечает за самый, пожалуй, сложный и пестрый по своему составу коллектив. Здесь объединены студенты, обучающиеся игре на русских народных инструментах - домбре, балалайке, гитаре, баяне, аккордеоне; духовики и ударники. Работать с таким разноголосым ансамблем совсем не просто, тем более, что и возраст, и уровень подготовки учащихся неодинаков. Но эта скромная, интеллигентная женщина умеет, найти подход и к взрослым юношам, пришедшим в училище после армии, и к 15-летним подросткам.

      - Светлана Александровна! Что объединяет учащихся и педагогов вашего отделения?

      - Совместное музицирование, игра в оркестре и разного рода ансамблях. Оркестр русских народных инструментов существует столько же, сколько и училище. Его организатором был чуткий талантливый музыкант Г.М. Пулькин. Многие годы руководил коллективом заслуженный работник культуры РФ Ю.А. Салтанов. Благодаря ему оркестр добился больших успехов, трижды становился лауреатом областных и зональных конкурсов. А сейчас дирижерская палочка в руках у В.Р. Велькера, который делает с ребятами большие интересные программы.

      Дух коллективизма присущ и нашим преподавателям. Несмотря на учебную работу, семейные дела, мы стремимся постоянно участвовать в ансамблях. Эту традицию поддерживают наши выпускники. Многие из них и после окончания училища работают в оркестрах, например, в городском муниципальном оркестре "Россияне", а некоторые создают собственные коллективы. Е. Черкашин - руководитель ансамбля народных инструментов в ДК "Маяк", А. Ушатов организовал оригинальный народный коллектив в Верхнеуральске.

      Отделение хорового дирижирования живет в училище как небольшая, но очень дружная, спаянная семья. И, в этом заслуга Л.В. ЧЕРЕПКОВОЙ, которая является настоящей хозяйкой и душой ДХО. Всегда неутомимая, очень деятельная, инициативная, она прекрасно организует работу своего коллектива. Многие в городе знают Людмилу Владимировну как руководителя студенческого вокального ансамбля "Апрель", который можно назвать долгожителем, ведь в следующем году он будет отмечать свое 20-летие. Для коллектива, каждый год обновляющего свой состав и работающего на общественных Началах, это просто рекордный срок.

      Людмила Владимировна Черепкова считает, что "именно коллективное творчество воспитывает в наших учащихся дух взаимопонимания, общительность, любовь к людям - качества, столь необходимые для дирижера-хоровика".

      Еще одним энтузиастом на отделении можно считать Т.Н.ГОРЯЧЕВУ, которая многие годы возглавляет работу различных коллективов: хора, фольклорного ансамбля. Прекрасным творческим содружеством музыкантов города стал ансамбль старинной музыки. "Горячевцы", как их ласково называют в городе, - победители различных крупнейших конкурсов хоровой музыки.

      А сейчас - вопрос заслуженному работнику культуры РФ, опытному педагогу, человеку широких, знаний, эрудиции, заведующей теоретическим отделением Т.И. САВУШКИНОЙ.

      - Тамара Ивановна! В чем вы видите основные задачи, специфику работы своего отделения?

      - Первая особенность в том, что преподаватели-теоретики работают с учащимися всех специальностей. И мы стремимся, чтобы наши предметы давали не только общие музыкальные знания, но и оказывали действенную практическую помощь в обучении пианистов, народников, дирижеров. Вторая сторона - это воспитание студентов теоретического отделения, будущих музыковедов. Наши ученики получают довольно широкое, многопрофильное образование, что в дальнейшем открывает перед ними самые разнообразные пути. Вот некоторые из них: режиссер оперного театра (П. Коблик), музыкальный редактор телевидения (Е. Кононенко), журналист (А. Дерновая), будущие искусствоведы, культурологи (Н. Мырзина, Е. Черникова, М. Бородина)...

      - В течение одиннадцати лет вы возглавляете работу нашей неофициальной, действующей на общественных началах городской филармонии "Музыкальные среды". А как готовятся к музыкально-просветительской деятельности наши студенты?

      - Хорошей школой для будущих музыковедов являются наши еженедельные лекции-концерты, которые ведут педагоги теоретического отделения - Л.В. Величко, Т.А. Пироженко, Г.Б. Голубева, Н.Н. Мокрова. Но и сами ребята получают возможность пообщаться с аудиторией. Они проводят беседы на самые различные музыкальные темы в детских садах, школах, профтехучилищах, в физико-математическом колледже. Лучшим показателем нашей работы являются не только очень высокие отзывы об уровне знаний выпускников озерского колледжа, при поступлении в консерватории, . но та активность, энергия; с которой наши питомцы пропагандируют серьезную, классическую музыку, работая в самых различных учреждениях культуры.

Материал подготовила Т. Пироженко

Источник: Музыкальному училищу - 25 [Материал подготовила Т. Пироженко] // Озерский вестник. - 1996. - 20 ноября. - С. 2.