"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Наука. Образование

вернуться назад

Л. Лапин

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

      "15 ноября 1947 года в городе открылась школа № 1 по ул. Школьной (ныне здание СЮТ), директором которой была Чаплыгина Валентина Андреевна. В первом выпуске нашего города были всего пять десятиклассников.

      В 1950 - 51 учебном году основная часть школы № 1 была переведена в новое здание по ул. Лермонтова, которому присвоили № 8, а позже школа стала называться средней школой № 24".

Из летописи школы.


ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

      17 марта в школе № 24 прошел семинар для директоров и завучей школ города на тему: "Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в условиях перехода на оазисный учебный план и профильное обучение".

      Школа № 24 - первая престижная школа в городе. В 1965 году здесь собрались сильнейшие учащиеся города в девятый "В" - первый класс с математическим уклоном. Выпускники этого класса заработали для школы 2 золотых и 4 серебряных медали. Кстати сказать, столько же медалей заслужили и выпускники того года из параллельных классов. Это говорит о высоком общем образовательном уровне школы.

      Нынче в школе 64 преподавателя обучают 902 ученика в 35 классах. Средняя наполняемость класса - 25 учащихся. На педсовете от 16.02.1996 года было принято решение о постепенном переходе школы № 24 на профильное обучение.

      Концепция школы состоит в следующем: все классы с 1 по 7 считаются предпрофильными. С восьмого класса обучение ведется по трем профилям, которые отражают не только возможности и потребности родителей и учащихся, но и потребности общества на современном этапе.

      Профиль первый - математический. Профиль второй - экономический. Профиль третий - человек, семья, общество.

      Курс школьной программы, как известно, состоит из трех компонентов: федерального, регионального и школьного. Школьный компонент двадцать четвертой ориентирован на вышеперечисленные профили. Предпрофильная подготовка с 1 по 7 классы развивает у ребенка способности к конструированию, комбинации, образному мышлению. С восьмого класса по трудовому соглашению выбирается специальность: слесарно-токарные профессии для мальчиков, швейное дело и кулинария для девочек и программирование или компьютерное делопроизводство для тех и других. С 8 по 10 классы работают факультативы (экономические и т.д.). С 10 класса идет приток в экономические классы из других школ. А 11 класс уже является окончательным по специализации. Однако чтобы поступить в вуз и стать хорошим специалистом, ученик должен добавить к трем компонентам учебной программы и свой, личный. И, судя по результатам вступительных экзаменов, это удается. В 1994 году в вузы поступили 69 процентов, в 1995 - 68 процентов, в 1996 - 71 процент, в 1997 - 78 процентов. Кроме того, в двадцать четвертой 110 золотых и 98 серебряных медалистов.

НАШИ В АМЕРИКЕ

      Самая большая гордость школы - это ее ученики. Не буду говорить о рядовых специальностях, поскольку не нужно никому доказывать, что значительная часть рабочих и служащих Озерска - выпускники двадцать четвертой. Но и за пределами города немало специалистов, воспитанных школой № 24.

      Александр Мухонин (выпуск 1991 года) закончил МИФИ, там же учится в аспирантуре и в аспирантуре США. Владимир Лелюк (выпуск 1985 года) закончил Первый медицинский институт, кандидат наук, работает в Шестой московской клинике. Александр Жмайло (выпуск 1987 года) закончил ЧПИ, депутат городского Совета. Дмитрий Кисельгоф (выпуск 1988 года) врач, работает в Израиле. Наталья Слюнчева (выпуск 1988 года) работает журналистом телевидения г.Озерска.

      Среди выпускников двадцать четвертой есть заместитель главного инженера ПО "Маяк" по науке и заместитель мэра по предпринимательству, директор фабрики и заместитель генерального директора акционерного общества, врачи и учителя, классные токари и непревзойденные портные - всех не перечислишь.

      А вот про Дмитрия Лукина хочется сказать особо. Школу он закончил в 1985 году с золотой медалью. Заочно учился в десятом классе при МФТИ, куда и поступил после выпускных экзаменов. Затем была аспирантура при АН СССР. Через год выиграл конкурс американских стипендий и был приглашен в США. Закончил Иейльский университет (который, кстати, закончили и Буш с Клинтоном) и поступил учиться в Европейский институт бизнеса (INSEAD) во Франции. Имеет звание мастера искусств по экономике, что соответствует нашей кандидатской степени, и теперь готовится к защите докторской (по нашим понятиям), после чего уже этим летом вернется в Калифорнию.

      Остается добавить, что Дмитрий Лукин - воспитанник Киры Борисовны Цингери, учителя-методиста, отличника народного просвещения России, лауреата гранта Сороса.

ЦВЕТЫ РАДУГИ

      Коридорные степы всех четырех этажей школы заняты планшетами музея-летописи. Оформление планшетов сделано по инициативе Людмилы Анатольевны Абраменко. Людмила Анатольевна просила передать огромную благодарность завучу школы Маргарите Ивановне Поповой, которая сохранила большое количество фотографий.

      Вот первый преподавательский состав двадцать четвертой. Платья, прически, выражение лиц вызывают прилив ностальгии по детству. Директора школы: В.А. Долженко, Л.В. Махаев, Н.М. Харламов, Г.И. Хрусталева, Н.И. Турлюн, О.А. Кананина, В.М. Гуров. Ветераны: А.А. Решетова, Е.А. Дайбова, А.А. Болотова, Г.Г. Быковченко, В.В. Гужина, Н.А. Бондаренко... Я смотрю на портретные снимки, а перед глазами - живые картинки прошлого: в класс входит Леонид Владимирович. Кроме директорских дел, он вел в нашем классе физику. "Как легче запомнить цвета радуги?" "Каждый охотник желает знать..." - веселым хором начинаем мы. Леонид Владимирович отрицательно крутит головой и комически выкатив глаза диктует: "Как однажды Жан-звонарь головой сломил фонарь!" Скука на уроке после такого начала просто неуместна.

      Есть планшеты и печальные - "Памяти наших коллег". Они, как обелиски нелегкому учительскому труду. Ничего не поделаешь, жизнь не бесконечна. Но, как цветы у этих обелисков, жизнеутверждающие ватманские листы: "Ими гордится школа". На этих планшетах сегодняшние достижения россиян грядущих десятилетий. Победители конкурса чтецов Катя Левченкова (26) и Кирилл Перепелкин (36), отличники - старшеклассники Виталий Пушинский и Андрей Ерофеев - все они являются гарантами землячества двадцать четвертой. "Самой, самой!", - как любят характеризовать свою школу кавээнщики под руководством Егора Романова.

      С чего начинается Родина? Среди прочих примет поэт Михаил Матусовский называл и такую: "С картинки в твоем букваре". Кто и где открыл перед тобой эту картинку, научил прочитать под ней надпись, - останется с тобой на всю жизнь. И где бы ни учились, кем бы ни работали ее выпускники, они всегда будут помнить свою родную двадцать четвертую.


Источник: Лапин Л. С чего начинается Родина: [Школа № 24] // КамерТон. - 1999. - 3 апреля. - С. 14.