"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Экология

вернуться назад

Л. Антонов,
заслуженный строитель РФ

ТАНКИ НА КАРАЧАЕ

      27 июля 1994 года в вечерней программе "Вести" было показано озеро Карачай, снятое с большого расстояния, видимо, с вертолета. Диктор сообщил, что на его засыпку правительство выделило 12 миллионов рублей на 1994 год, однако этого, конечно, недостаточно.

      До последнего времени Карачай был окружен ореолом секретности, о нем мало известно неспециалистам. Будучи заместителем главного инженера ЮУС по промплощадке, я несколько лет работал на этом озере. Об этом и хочу рассказать.

      Мало кому из жителей нашего города удалось искупаться в Карачае. Я купался в нем 2 мая 1945 года. Было это так. Я служил тогда в штабе УралВО в Свердловске, и на три дня приехал к родственникам жены, жившим в Кыштыме. 2 мая мы с тестем возвращались из деревни Монашки с охоты, на которой взяли глухаря. Стали искать путь покороче, чтобы быстрее попасть домой. И вот по дороге мы наехали на это озеро (ехали но мотоцикле).

      Выйдя на берег, осмотрелись. Было раннее утро, начало появляться солнышко. Вдруг налетела стая чирков, и после выстрела один из них упал в озеро. Ну, не оставлять же трофей. Я разделся, побегал по берегу, немного согрелся и полез в воду. До чирка было метров тридцать пять. Сразу же у берега начался ил, он доходил до колен. Метров через двадцать глубина озера стала почти с мой рост. Я вернулся обратно на берег, нашел там валявшееся сухое дерево, с ним доплыл до нужного места, взял чирка и - обратно.

      Так состоялось мое знакомство с Карачаем. А впоследствии, до 1991 года, мне довелось командовать работами на этом теперь уже известном всему миру озере.

      Когда построили завод по переработке оружейного плутония, решено было отходы его по спецсетям сбрасывать в озеро. Была организована служба (начальник П.A. Kpacнопеев) по контролю за радиационной обстановкой и уровнем воды в озере.

      К 1963 году зеркало озера достигло размеров примерно 36 гектаров, и вода непредсказуемо стала выходить из берегов. Было принято решение ограничить Карачай дамбой длиной 3 километра по всему периметру озера, а чтобы этот насыпной земляной вал не смыло весенним паводком, необходимо было под него сделать "зуб" (широкую глубокую траншею, которая обеспечила бы сцепление насыпного грунта с естественным береговым).

      Сразу же встретилось много трудностей. Дело в том, что уровни излучения на урезе воды являлись столь высокими, что необходимо было вводить ограничения по времени для пребывания людей на этих участках. Но работу надо было делать. Поручили ее СМУ-1 - участку земляных работ (начальник Ю.Ф. Старков, прораб Г.С. Соколов), УМР и УАТ ЮУС (участок № 1 УМР и гараж № 3 УАТ).

      Проектировщики просчитали, что для защиты человека, хотя бы на 3 часа работы, в кабинах КрАЗов и бульдозеров необходима свинцовая защита со всех сторон толщи ной 70 миллиметров, такой же толщины должны быть и свинцовые стекла. Разработали проекты таких облицовок, и трест "Уралпроммонтаж" изготовил несколько автомашин и бульдозеров для этой цели. Одновременно в старых складах (между заводом и Карачаем) были оборудованы ремонтные мастерские для машин и механизмов. Схема работ была такая (она действует и сейчас): из карьера чистый грунт грузился на чистые машины и перевозился на "перевалку" - перевалочный пункт недалеко от Карачая. Уже оттуда "грязные" КрАЗы развозили его по берегу, а там он разравнивался и уплотнялся бульдозерами, тоже "грязными". За пределы "перевалки" "грязные" машины и механизмы не выезжали.

      За подготовкой прошло время, наступил декабрь 1963 года. Выпал снег, верхний слой земли промерз так, что его не брал никакой бульдозер (бульдозеры с "клыками" в то время еще не изобрели). Об этом мы доложили А.Н. Комаровскому, зам. министра по строительству. Тот, долго не раздумывая, договорился с Таманской дивизией о направлении к нам на площадку трех танков с установками под напалм, чтобы напалмом оттаять землю. Через 3 дня танки уже были у нас. Это было около 20 декабря 1963 года. Решили провести испытания, для чего подыскали специальную площадку. Оказалось, что в том месте, где падали куски напалма, они хорошо и глубоко прожигали землю, а рядом все оставалось по-прежнему замороженным. Пробовали делать залп из трех танковых орудий сразу, но все равно ничего не получалось. Приходится констатировать, что танки знаменитой Таманской дивизии этот бой проиграли.

      Наше знаменитое, я бы сказал, гвардейское СМУ-1, привыкшее выполнять любые невероятные задания (достаточно вспомнить, что первый промышленный реактор был построен меньше чем за 1,5 года!), ничего с природой сделать не могло - промерзшая земля не поддавалась. Но, как говорится, бог нам помог. 28 декабря, перед самым Новым годом, вдруг потеплело, растаял снег, а 29 декабря полил самый настоящий теплый дождь. Он-то нас и выручил. Буквально за эти 3-4 дня нам удалось бульдозерами вспахать землю вокруг всего Карачая и сделать "зуб". За это же время был вскрыт земляной карьер, и пошел чистый грунт на "перевалку".

      Всю зиму продолжались эти работы, и к весне 1964 года мы закончили первое задание по строительству в воде по периметру озера вала высотой 2 метра, шириной 3 метра и длиной 3 километра.

      За время работы пришлось ремонтировать и дополнять парк машин и механизмов, так как под свинцовой нагрузкой рамы не выдерживали. После перерасчетов защиту из свинца довели до 50 миллиметров, и это несколько удлинило срок службы техники, она людях не отражалось.

      Надо сказать, что труд шоферов и бульдозеристов был героическим. С "лепестком" на губах в душной кабине без вентиляции очень трудно было работать по 3 часа, но люди этот бой выдержали. Низкий поклон им: шоферам, бульдозеристам, экскаваторщикам, слесарям, механикам, обеспечившим выполнение этого важного задания.

      А танки мы погрузили на платформы и отправили обратно в Таманскую дивизию для прохождения дальнейшей службы. Через месяц пришел счет, и с нас армейцы "содрали" 37 тысяч рублей, которые мы были вынуждены выплатить.

      Оконтуренное озеро продолжало служить производству. Но вот в 1967 году оно вдруг начало высыхать, оголился оголовок, на поверхности появился радиоактивный ил. Возникла опасность подъема радионуклидов в воздух и загрязнения близлежащей территории, что и произошло весной этого года.

      В начале 1967 года на специальном совещании под руководством нового зам. министра по строительству П.К. Георгиевского (А.Н. Комаровский перешел в Министерство обороны) было принято решение соорудить вокруг озера дамбу высотой 3-4 метра и шириной 6 метров, берега озера укрепить камнем, а вокруг дамбы отсыпать щебеночную дорогу, построить новую газоочистку с новыми спецсетями к ней, от газоочистки проложить два водовода для сброса отходов в середину озера, а старые оголовки засыпать.

      Одновременно ленинградскому проектному институту было дано указание проработать вопрос о засыпке всего озера Карай, начиная с его самой "КЮРИстой" части - от оголовка. По расчетам физиков, уже в то время количество радионуклидов в озере равнялось нескольким миллионам кюри.

      Работу во второй раз выполнило управление коммуникаций ЮУС (начальник Я.Б. Фурман). Схема работ применялась та же, что и в 1963 году. После серьезной подготовки (было намного увеличено количество автомашин, бульдозеров, экскаваторов и т. д.) приступили к работе в июне 1967 года, а закончили ее в полном объеме в октябре 1971 года. Улучшились условия труда: в кабинах были установлены вентиляторы с фильтрами. Оголовок и территория вокруг озера были частично засыпаны. Радиологическая обстановка вокруг Карачая несколько улучшилась.

      В 1972 году СМУ-1 построил на восточном берегу новую газоочистку с двумя емкостями объемом по 20 кубометров каждая, соединили ее спецсетью сбросов. На газоочистке установили систему из ряда фильтров, которые препятствовали выходу "грязного" воздуха из сетей, и сети работали нормально без воздушных мешков.

      Из здания газоочистки проложили два водовода параллельно друг другу по дамбе, отсыпанной в озеро Карачай. Трубы размешались одна в другой, как в кожухе. Длина каждой трубы - 270 метров. Из них половина проложена в середину озера по отсыпанной дамбе (эту дамбу было видно на съемках 27 июля) - так и происходит сейчас сброс отходов с заводов.

      В то время, когда шла работа по отсыпке кругового вала, пришел проект засыпки всего озера отборным камнем (размер 200-300 мм). Этот проект строители сразу забраковали, так как отобрать вручную более миллиона кубометров камня невозможно.

      Тем не менее, завод 235 (объединенные заводы №№ 25 и 35 с 1.10.71) попробовал сам произвести отсыпку камнем в трех местах озера. Ничего из этого не получилось, потому что камень выжимал со дна озера ил, который всплывал на поверхность и создавал новые радиоактивные поля.

      В конце 70-х годов нашли способ засыпки озера с одновременным захоронением ила. Изготовили кубы из железобетона с толщиной стенок 100 мм, ребром куба 1 метр. Куб был без дна, и сбоку на стенах оставили дыры. Куб опускался в озеро пустой частью, накрывал собой ил, а если тот был лишний, то выходил в боковые отверстия и оседал рядом. За период с 1989 года завод № 1 УПП ЮУС изготовил около 8 тысяч таких кубов, и большинство их уложено в озеро и присыпано сверху землей. Таким образом, в итоге многолетней работы все-таки найден способ засыпки всего озера, и, как говорится, виден свет в конце тоннеля.

      В 1984 году дело засыпки Карачая было передано заводу № 22 (директор А.И. Семенюта), который начал работу бригадой, а затем организовал участок (начальник Ю.А. Лифаненков). В настоящее время на участке работают 80 человек, 4 бульдозера, 14 КрАЗов (все оборудованы радиотелефонной связью), 2 экскаватора на "перевалке".

      За эти годы участок приобрел 3 машины инженерного разграждения на базе танков Т-54, Т-55 и Т-72. Танки оборудованы выдвижной стрелой (длина до 8 метров) с манипулятором грузоподъемностью 2 тонны. Этими танками и укладываются кубы.

      Так что негодные для боев танки старого типа во второй раз здорово пригодились. И, можно сказать, выиграли бой на Карачае.

      Участком засыпано навечно примерно 55 процентов территории озера, в том числе северный берег со старыми оголовками - метров 350-400 в середину озера, часть южного берега и западного. Принцип работы такой: отсыпается с берега дамба, и с нее производится укладка кубов, а затем все засыпается землей. Земля доставляется на "перевалку" из поселка Новогорный по отдельно отсыпанной дороге.

      Забетонированы площадка на "перевалке", дорога от мастерских до Карачая, а вокруг Карачая отсыпана широкая щебеночная дорога, по которой можно проехать в любую точку озера по всему периметру. Допуск достиг 6 часов, работать стало намного легче.

      За миграцией воды из Карачая следят с помощью примерно 150 скважин, расположенных вокруг него на различных расстояниях. За годы работы завода № 22 в Карачай уже высыпано около миллиона кубометров грунта. Работы продолжаются.

      В этом описании работ на Карачае я, как строитель, старался описать трудности, с которыми мы столкнулись, но их преодолели, и не затрагивал совершенно вопросы морально-экологические. Но и без этого ясно, что оставлять озеро в таком виде нашим потомкам нельзя.

      Сейчас на заводе 235 успешно работает цех по остекловыванию отходов без их сброса в озеро (начальник цеха Г.В. Гомзин). Есть полная уверенность, что скоро сброс отходов будет прекращен, а озеро навечно засыпано. Правда, для выполнения этих задач нужно финансирование, а оно, как я уже упомянул в самом начале, явно недостаточно.



Источник: Антонов Л. Танки на Карачае // Озерский вестник. - 1994. - 31 августа, 1 сентября.