"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Культура. СМИ

вернуться назад

Г. Ярцев

ОБРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

      В закрытом Озерске энтузиасты возрождают национальную культуру татар и башкир.

      Согласно последней переписи населения, в Озерском городском округе проживает 99951 человек. Большинство - 86211 - русские, что вполне объяснимо: 60 лет назад создавать плутониевый комбинат направлялись по путевкам партии и комсомола коренные москвичи и ленинградцы, выпускники институтов и техникумов Саратова, Иванова, Куйбышева, Ярославля, Кинешмы. Реакторы и заводы строили вчерашние фронтовики. На самых тяжелых работах использовался труд заключенных, репрессированных и бывших военнопленных. Местное население поставляло невест и неквалифицированную рабочую силу. Так формировался национальный состав нового поселения. Сегодня в городе проживают 5380 башкир и 3917 татар, 2030 украинцев, 451 белорус, 360 немцев, узбеков и чувашей соответственно 65 и 197, казахов - 101. А всего - более 60 национальностей.

Помогли Алине с произношением

      Татары и башкиры составляют около 10 процентов населения. Это вторая по численности этническая группа.

      - Так что есть для кого работать, - считает руководитель центра национальных культур Озерска Светлана Абдрахимова. - Идея создания центра принадлежит имам-хатыбу озерской мусульманской общины, руководителю фонда "Нур" Габдулле Шаймарданову. Он долго искал единомышленников, размещал объявления в газетах, пока не предложил должность руководителя мне. В марте 2007 года культурно-просветительский центр татар и башкир открылся. Первым мероприятием стал вечер отдыха. В программе были песни, стихи, танцы. А уже на следующий день мы с Алиной Шариповой поехали на региональный фестиваль "Уралым". Жюри конкурса покорило выступление и прекрасный голос 16-летней школьницы из поселка Метлино. Но первое место ей не дали. Посоветовали поработать с акцентом.

      - А что у Алины с акцентом?

      - Татарский язык более мягкий в произношении гласных и согласных звуков. В быту, на работе, в школе мы общаемся на русском. Поэтому происходит своеобразная русификация языка. Чтобы добиться успехов на национальной сцене, надо совершенствовать родной язык. Так возникла идея создать при мечети воскресную школу.

      - Алине она помогла исправить произношение?

      - Теперь она прекрасно говорит и великолепно поет на татарском языке.

Восемь учительниц и один рядовой

      Центр со временем наладил сотрудничество с Уфой и Казанью, с Челябинским домом народов. Последовали приглашения на областной Сабантуй и Бажовский фестиваль, где молодой коллектив центра стал лауреатом. Успехи заметили в управлении культуры администрации города, создали сектор национальных культур, выделили ставку солиста, хормейстера и хореографа. Разработали и приняли целевую программу возрождения и развития национальной культуры на территории Озерского городского округа, рассчитанную до 2010 года.

      - "Челябинский рабочий" писал в прошлом году о необычной татаро-башкирской группе в детском саду поселка Метлино. Малыши с трех лет приобщаются к мусульманской культуре, говорят на родном языке, изучают быт и историю тюркских народов.

      - Да, программа заработала. Особенно в Метлино, где ее активно поддерживают. В ДК "Синегорье" в прошлом году появился первый народный коллектив "Умарзая". Среди участниц фольклорно-эстрадного ансамбля - восемь педагогов, зубной техник, штукатур-отделочник и даже милиционер.

      Недавно студентки Озерского колледжа искусств из Кунашакского и Аргаяшского районов объединились с местными девчатами в молодежный хор. Ждем результатов. Сама я народные песни люблю, часто выступаю в концертах, поэтому рада каждому новому творческому коллективу. Последнее наше достижение - диплом фестиваля "Уралым", который привезла преподаватель лицея N 46 Флюра Каримова, а я стала лауреатом этого регионального фестиваля.

      - Когда Озерск проведет свой первый Сабантуй?

      - К сожалению, на его организацию у нас нет ни средств, ни возможностей. Сабантуй - не только песни и танцы, это целое представление: скачки, народная борьба Куреш, национальная кухня, общественные моления и потчевание гостей.

Нужен национальный заместитель

      На мое следующее "почему?" Светлана Марсовна ответить не успела. В центр зашел имам-хатыб мусульманской общины Габдулла Шаймарданов.

      - Находите ли вы общий язык с представителями других национальностей и городской властью, втянувшей жителей города в многолетний политический конфликт? - поинтересовался я у него.

      - В городе представлено много конфессий. В отличие от администрации и депутатов мы не враждуем. Евреи, русские, дагестанцы или татары хотят, чтобы во власти был человек, который их выслушает и поймет. Пока обращаться не к кому. Нужен заместитель главы по национальным вопросам. Польза для города будет несомненная, а уж для дружбы наций тем более.

      Был бы у главы города Чернышева заместитель по нацвопросам, как у губернатора, или как в Аргаяшском и Кунашакском районах, учителю нерусской национальности при детях в пылу ссоры завуч никогда бы не крикнула: "Хороший татарин - мертвый татарин".

      - Вы инициировали создание центра, чтобы не было подобных случаев?

      - Да, проблема национальной консолидации всегда приобретает чрезвычайную актуальность, когда падает общая культура населения. Успели сделать многое. В феврале при мечети открыли воскресную школу. Преподаем культуру, истоки религии, воспитываем чувство гордости за свою нацию. Прививаем законопослушание и стремление к нравственному совершенствованию, милосердию и состраданию. Мечтаем открыть в Озерске Дом народов. Но без поддержки властей этот проект не осилить. А пока пытаемся создавать национальные уголки в детских садах. В детском комбинате N 58 организован музей. Все это осуществляется по личной инициативе и исключительно на общественных началах.

Чем заполнить вакуум?

      - Сколько в Озерске мусульман?

      - Пять лет назад, когда мы создавали общину, на молитву заходили один-два человека, сейчас - 250. Последний Ураза-байрам посетили более 500 мусульман. Праздники объединяют общину. Люди тянутся к религии, к своим истокам. Духовный вакуум прежних лет заполняется верой. В первые годы строительства города многие скрывали свою религиозность. Дети и внуки рассказывают, как родители, направленные обслуживать ядерное производство, дома тайком молились. Сейчас третье поколение строителей "Маяка" приносит в общину старинные татарские книги на арабском языке, которые сохранились вопреки строгому режиму города. Я сам через это прошел. В воскресной школе семеро молодых людей начали изучать арабский язык. Цель - овладеть им в совершенстве и читать священные книги в оригинале.

      - Вы сами читаете молитвы на арабском?

      - Да, получил религиозное образование, периодически практикуюсь в разговорной речи на Аравийском полуострове. Совершил хадж. В октябре-ноябре приглашен на два месяца в Египет.

      Кстати, ислам интересует не только башкир и татар. Русская девушка после обучения у нас поехала продолжать учебу в Малайзии. Роль ислама в России будет расти год от года. Пока искореняли всякое инакомыслие и религию, страна отстала от всего исламского мира лет на 70.

      - Сейчас наверстывает упущенное?

      - Не всегда успешно. Учить исламу полнокровно в нашей общине пока не удается. Мы часто встречаемся с руководителем православного прихода отцом Дмитрием. У него много помощников, 1 сентября они придут почти в каждую школу. Нам похвастаться нечем, учить детей исламу так масштабно пока некому.

      - Создание татаро-башкирского культурного центра решает проблему?

      - Центр - связующее звено с религией, которая неотделима от культуры. Духовность - путь к религии. Открывая мусульманскую общину, я понимал, что начинать надо с культуры. Вспомните крещение Руси и связанный с этим культурно-образовательный рывок в Европу. А ведь ислам старше и пришел на Русь раньше. Наша культура потерялась в веках, а советская власть ее добила. Мы ее возрождаем. Особая благодарность "Челябинскому рабочему", который первым в стране выпустил региональные страницы "Ак Барс" и "Башкорт". Это была своевременная поддержка южноуральских коренных народов в их стремлении возродить национальное печатное слово.



Источник: Ярцев, Г. Обращение к истокам : [Центр национальных культур Озерска] / Г. Ярцев // Челябинский рабочий. - 2009. - 7 июля. - С. 3.