"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Культура. СМИ
вернуться назад

А. Дерновая

ЗДЕСЬ НЕ ПАХНЕТ «КОНТОРОЙ»

      "Все лучшее – детям!" Этот советский постулат, похоже, постепенно и безвозвратно уходит в прошлое. Но, может, не со всем нужно расставаться навсегда?

      В июле 2004 года детской городской библиотеке исполняется 45 лет. И все время здесь царила совершенно удивительная атмосфера, созданная сотрудниками учреждения культуры.

      - Я приехала в Озерск в 1966 году - рассказывает Тамара Григорьевна КОРЕНЬКОВА, директор детской библиотеки. - И меня просто поразило, как все здесь было славно, уютно! А еще я увидела особую любовь детей к книге, почувствовала как дети тянутся к той комфортной обстановке, которая существовала в библиотеке уже тогда. Для меня, как для руководителя, это было очень важно. Дело в том, что именно в такой обстановке прошло мое детство. Я выросла в Кыштыме. Все тяготы голодного, холодного военного времени мне и моим сверстникам помогла пережить библиотека.

      Мы дневали и ночевали в ней. Работавшие в библиотеке люди были готовы нас и обнять и пожалеть и развеселить. Вот это ощущение укрытия, родного дома я пронесла через всю жизнь. Для меня библиотека моего детства стала своеобразным эталоном. И сегодня основная установка в нашем учреждении - никакой «конторы», казенщины! Может быть, именно поэтому к нам тянутся дети, которые в семье недополучают внимания, тепла. Часто сюда приходят ребята - учащиеся школы 202 (причем с самого утра, вместе с уборщицей, которая открывает помещение). Они знают, что отсюда не выгонят, в случае чего бутерброд дадут! По-прежнему остаются нашими посетителями и бывшие ученики школы 37. Некоторым уже по 18-20 лет, но они приходят послушать музыку, посмотреть видеофильм и даже просто пообщаться с сотрудниками – спокойными, приветливыми, уважительно относящимися к интересам детей.

      Сегодня в детской городской библиотеке ведется грандиозная работа. В учебное время проводятся групповые занятия: детям предлагаются просветительские программы (или - программы дополнительного образования) для разных возрастов - от дошколят до старшеклассников. Цель этих развивающих программ - научить детей проблемно мыслить, выражать собственное мнение, любить книгу. Ребята приходят целыми классами - с учителями воспитателями, родителями - по четкому расписанию. График настолько плотный, что нет и свободной минуты! Во второй половине дня у сотрудников начинается так называемая индивидуальная работа с детьми - по их интересам. Юные озерчане приходят в библиотеку, чтобы подготовиться к докладу, к сочинению. Для них работает Интернет-класс, Медиацентр, где каждый может просмотреть, прослушать видео- или аудиоматериалы на интересующую его тему, естественно связанную с книгой, с каким-то литературным произведением. По субботам в библиотеке проводятся программы для семей. Совсем недавно детская библиотека взялась за новое направление, предназначенное для будущих мам. Им необходимо знать, что развивать ребенка надо не с момента рождения а намного раньше, когда он еще находится во чреве. Что петь, читать, какую ритмику речи выбирать и т.д. - об этом поведают мудрые библиотекари. Есть в детской библиотеке и уникальный отдел педагогической информации. При нем - специальный читальный зал с прекрасным фондом по педагогике, психологии, методике преподавания предметов. И все вроде бы замечательно, энтузиазм сотрудников детского учреждения культуры радует... Но это, как говорится, лишь одна сторона медали. Что же на обороте?

      - Самая большая наша проблема - площади, - делится своей болью Тамара Григорьевна. - Их катастрофически не хватает. Объем нашей работы «не вмещается» в отведенные нам помещения. Например, желающих посещать групповые занятия столько, что приходится многим отказывать. Сердце сжимается! Мечтаем о том, чтобы каждый возрастной отдел имел классную комнату. Пока же она одна и вмещает всего 30 человек. А библиотеку посещает 12 тысяч ребят - это 99,9 процента всех озерских детей! Мы готовы работать больше (образования, опыта, таланта у коллектива хватит), но пока сковывает теснота. Следующая проблема, являющаяся продолжением первой, - это наш гардероб, маленькая комнатка. Когда идет поток детей, крючки завешаны в два-три этажа - по 2-3 пальто на номерок... Иногда верхнюю одежду приходится оставлять на банкетках, кучей. Если два человека стоят у гардероба, то остальные толпятся на лестнице. А коридор - это еще одна наша беда. К 45-летию библиотеки мы проводим конференцию, на которую пригласили коллег из разных городов России, в том числе и из столицы. Честно говоря, даже неудобно вести гостей по такому коридору - стены облуплены, штукатурка с потолка отваливается. И нет денег, чтобы сделать ремонт (здание капитально не ремонтировалось с 1970 года, со дня открытия), Нет ни копейки и на то, чтобы менять постоянно перегорающие лампочки, ломающуюся сантехнику... Приходится, закрыв от стыда глаза, протягивать руку и побираться. Да-да! Именно так я поступила,позвонив в УПТК и попросив материалы для ремонта коридора. Самое интересное, что все необходимое нам доставили в тот же день! Ремонтные работы ведет мама одного из ребят, посещающих библиотеку. Другой родитель, посмотрев, как его сын ползает по облезлому ковру, предложил прийти к нему в магазин и выбрать новый палас для одного из отделов. Вот так и живем. Вернее, выживаем... И самое страшное, на мой взгляд, привыкнуть к сложившейся ситуации, привыкнуть к такому нищенскому положению и решить, что это норма.


Источник: Дерновая А. Здесь не пахнет «конторой» // Озёрский вестник. – 2004. – 14 мая. – С.3.