"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Религия
вернуться назад

Д. Шорин

ДВЕ ПЯТИЛЕТКИ ОЗЕРСКОГО ПРИХОДА

      Когда десять лет назад группа православных энтузиастов решила организовать в Озерске общину и построить в городе храм, мало кто верил в успех. Кроме самих энтузиастов, конечно. Пришлось им узнать за эти годы и что такое бескорыстная помощь от людей, которых в симпатии к Православию и заподозрить было трудно, узнали и что такое палки в колеса (а порой - не просто палки, а и целые бревна) от интеллигентного вида чиновников, узнали и радость первых совместных праздничных богослужений и первых "субботников" по уборке территории, и первых детских православных утренников...

      Сегодня у прихода есть свое помещение на улице Матросова, 9А. Идет строительство храма. Ведет свои занятия воскресная школа и для детей, и для взрослых. Совершаются богослужения.

      О приходской жизни мы сегодня говорим с настоятелем озерского Свято-Покровского храма, иереем Димитрием ШОРИНЫМ.

      - Батюшка, в преддверьи престольного праздника, Покрова Пресвятой Богородицы, хотелось бы поговорить о том, какими были первые десять лет Покровского прихода?

      - Да, действительно, даже ребенок, достигая десятилетнего возраста, считает это поворотным событием в своей жизни: "Завтра мне пойдет одиннадцатый год, значит, я взрослый человек..." Хотя десять лет для общецерковной истории срок совсем небольшой, но для истории Православия в нашем городе этот срок поистине значимый. Потому что здесь произошло зарождение Свято-Покровской общины в отсутствие храмового здания. А на "большой земле" часто происходит наоборот: есть здание, которое хранилось на балансе у государства, и было порушено и поругано, и благочестивые миряне, объединившись в общину, начинают его восстанавливать. Здесь было совершенно иначе. Мы себя не считаем людьми, которые занимаются возрождением отеческих традиций (я имею в виду - на территории Озерска, молодого города с определенной судьбой, именовавшего себя городом коммунистического быта), ибо во многих вещах, в том числе и в организации православной общины, люди православные явились здесь первопроходцами.

      - То есть это город первопроходцев во всех отношениях...

      - Во всех отношениях. Да. И чего ни коснись - общаешься с первопроходцами, окружают тебя первопроходцы, живешь с первопроходцами...

      - И сам первопроходец...

      - (смеется) Да. И сам... И естественно, как сказано: "Приготовился работать Господу Богу - уготовь свое сердце к искушениям". И для человека православного это является некой лакмусовой бумажкой, что если ты собрался что-то делать из того, что направлено к славе Божией, то многие ополчатся на тебя. Я, честно признаюсь, никогда не думал, что строительство храма на территории самого города встретится с такими трудностями и будет иметь такой затяжной характер. Но тем не менее те слова, что я привел, можно считать подтверждением тому, что нами делается дело правое, несмотря на многие искушения, которыми, мы, как все люди, бываем часто обуреваемы. Тем не менее все, кто в городе живет, и те, кто приезжают, могут убедиться, что то, что связано со строительством храма, уже не будет иметь обратного хода, и что в скором будущем мы увидим храм во всем благолепии. И под колокольный звон прихожане смогут стекаться под своды уже освященного храма, где будут совершаться Таинства, где будут возноситься молитвы о нас...

      - Всем памятен тот момент, когда появились первые кружки для сбора средств на строительство храма, все прекрасно помнят слова рядовых и не рядовых чиновников о том, что храмы на Руси строились на пожертвования...

      - ...Радует, что наши руководители в последние годы выучили сложные слова и в их лексиконе появились такие слова как "пожертвование". И уже можно сказать, что отчасти миссия Православной Церкви здесь состоялась.

      - Тем не менее хотя средства и собирались, они успешно съедались инфляциями и дефолтами. Более-менее какое-то движение началось, когда стали вкладываться серьезные деньги. Но поскольку местных предпринимателей, способных на благотворительность, не слишком много, естественно, возник вопрос: где дальше брать деньги, когда истощились озерские желающие. Как этот вопрос был решен?

      - Всякий православный человек, связанный с жизнью прихода, относится к храму так же, как к ребенку, которого надо выносить, которого надо родить, которого потом надо растить... Конечно, слава Богу, что находятся люди, у которых есть сердечное произволение и сознание того, что необходимо жертвовать на храм. Все-таки, наверное, Русская Православная Церковь является единственной конфессией, которая не имеет корней за рубежами и поэтому не имеет потоков нефтедолларов. И, слава Богу, что сейчас появляются отдельные люди, которые сознают, что только на наши пожертвования возможно строительство храма. Действительно, пути Господни неисповедимы. И наш земляк, который является членом Совета Федерации от Челябинской области, сенатор Андрей Ильич Комаров, кроме того, что имеет искреннее внутреннее желание помочь родному городу обрести храм, еще имеет осознанное убеждение в том, что все немощи духовные, которые у нас происходят, как раз связаны с тем, что народ наш жил на протяжении многих десятилетий в отрыве от своей духовной традиции и культуры.

      Особенно это пагубно в последние годы проявилось в жизни нашего города. Почему? Потому что наш город с ядерной судьбой был достаточно заидеологизирован, а когда отпала идеология, которая была построена на воинствующем безбожии, люди вообще оказались без почвы под ногами в своей повседневной жизни. И вот вернуть их к корням своим, показать им, что есть Свет не только в конце туннеля, а вообще показать, что есть этот Свет. И как сказано в Священном Писании: "Будем ходить пока есть Свет, чтобы не объяла нас тьма", в том числе и через созидание храмов. А храм является пусть молчаливой, но проповедью, миссией Православия. Возведение храма для нашего города как раз является той миссионерской целью и оправданным душевным движением, произволением, которое Андрей Ильич проявил, организовав благотворительный фонд поддержки строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы в Озерске.

      Более того, фонд не просто насыщает строительство финансами, но и активно участвует в кураторстве над стройкой, в наблюдении не только над тем, чтобы средства расходовались по назначению, но и чтобы само его возведение происходило в соответствии с проектами, со всеми стандартами и Снипами, которые у нас существуют, то есть осуществляет то, что называется техническим надзором.

      - Когда появилась сама идея строительства храма в Озерске, можно было слышать: "Да кому это надо? Кто туда будет ходить?". А на самом деле: будет ли храм наполнен, когда он построится?

      - Сегодня мы уже можем сказать, что он будет переполнен. В первое время многие люди (в том числе и православные) скептически относились к идее, что у нас здесь такое возможно. Тем более без явной финансовой поддержки. Были и те, кто просто пальцем у виска крутил: "Занимаетесь какой-то ерундой", - когда здесь, на пустыре, каждую неделю собирались несколько человек и читали акафист (и, кстати, читают до сих пор). И собственно говоря, вся жизнь по созиданию храма, в основном, этим и была ограничена.

      Но история нашего прихода еще раз убеждает человека верующего в словах: "По вере вашей да будет вам". Во что веришь, то и получишь. И количество верующих росло, и сейчас молитвенное помещение в праздничные службы всех уже не вмещает. Конечно, храм будет не только наполнен, но и переполнен. И, кстати, при этом общины в Кыштыме, Каслях и Татыше (в немалой доле состоящие из озерчан) не распались. В Кыштыме сейчас три действующих храма из четырех существующих...

      Да и по детским праздникам можно судить: в начале готовили 10-20 подарков для приходских детишек, теперь - 80. Это без учета старших групп. Причем среди прихожан немало многодетных. И многодетность всегда была нормой в православных семьях. Проблема демографии не в том, что много умирает, а в том, что мало рождается. Сейчас у русских на одни роды приходится три аборта. А если бы эти дети рождались, мы бы и исламские страны уже обошли. Кстати, мусульмане, как известно, абортов не делают. Да и православные абортов не делают. Я в этом убедился по нашему приходу. Вот появляется молодая семья. Смотришь, два года прошло после первого ребенка - уже второй, там - третий, четвертый... Вот и вся демография... На наших глазах за эти десять лет выросли дети, пошли в семинарию, в духовные училища. Несмотря на то, что я даже отговаривал многих из них.

      - Как-то это странно слышать...

      - Ничего странного. Просто туда должны идти люди, отдающие себе отчет в том, что это за путь, имеющие твердое убеждение, а не от какой-то духовной эйфории. Тем не менее некоторые наши юные прихожане пошли и в православные университеты.

      Вообще, конечно, приход должен стать духовным центром, центром православного общения. Мы же не только храм строим. Храм для нас - одно из направлений деятельности. Я помню, как Патриарх Алексий, будучи еще митрополитом, на проповедях неоднократно говорил, что Господь строго спросит с нас, как мы использовали время земной жизни. И действительно, православный человек, вся жизнь которого проходит перед Богом, должен каждый момент спрашивать себя: "Все ли я сделал (даже за сегодняшний день) из того, что я мог и должен был сделать для Церкви (а, значит, для ближних)". И, конечно, наш приход и замысливался как миссионерский. И сразу мыслилось создание духовного просветительского центра. Прошли те времена, когда люди встречались только в храме и там боялись даже заговорить друг с другом. А многие боялись и в храм зайти. Теперь миссия Православия вернулась на прежние рельсы, она вышла за ограду церковную, и Церковь теперь имеет возможность заниматься своей исторической, канонической деятельностью.

      - Поскольку мы общаемся накануне престольного праздника, хотелось бы услышать ваши поздравления и пожелания и прихожанам, и озерчанам.

      - У нас принято входить в празднование круглых дат с благодарностями. И, конечно же, мы благодарны всем тем людям, кто стоял у истоков прихода, кто занимался проектными работами: и Владимиру Александровичу Обмолову, и озерскому городскому фонду "Храм". Вот мы сравнивали строительство храма с рождением ребенка. Действительно, всё должно пройти все стадии, может быть надо и шишек набить, но, как говорил Екклесиаст: "Всему свое время". Все эти этапы в жизни прихода были необходимы и оправданны. Слава Богу, что сегодня они приносят свои плоды. Поэтому я благодарен всем, кто принимал, принимает и будет принимать участие в созидании этого Богородичного храма в Озерске.

      И хотелось бы пожелать духовного совершенства всем людям, не только нашим прихожанам, но и всем нашим горожанам, помня о том, что кроме того видимого неба над головой есть еще то невидимое Небо, которое в свое время для каждого человека станет явным, пожелать спасения бессмертных душ, достичь через служение своему Отечеству земному Отечества Небесного. И пожелать любви и к родному приходу, и к родному городу, и к той земле, на которой мы с вами живем, за которую, мы, кстати, ответственны не только перед властями, но в первую очередь перед Богом, как люди верующие.

      Я думаю, вот это отношение и будет являться для нас отражением того, к чему мы с вами стремимся, к какому будущему в вечности мы с вами устремляем свои души.

Беседовал Александр Волынцев,
Фото А. Кашлакова


Источник: Шорин, Д. (иерей) Две пятилетки озерского прихода : [о приходской жизни озерского Свято-Покровский храма] / Д. Шорин // Единый Озерск. - 2008. - 10 октября. - С. 14-15.