"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Искусство
вернуться назад

Е. Вяткина

ТЕАТР ЕГО РОДИТЕЛЕЙ


      Г.А. Боровик родился в Минске в 1929 году. По окончании МГИМО работал в журнале "Огонек", где вскоре получил известность как автор очерков из "горячих точек", умевший выражать и отстаивать собственную точку зрения.

      В 1966-1972 годах - собкор Агентства печати "Новости" и "Литературной газеты" в США. С 1972-го по 1982 год - специальный корреспондент АПН и "Литературной газеты". В 1960-1970 годах пишет ряд пьес и киносценариев, ведет ряд телепрограмм ("Международная панорама" и др.). Пьеса "Интервью в Буэнос-Айресе" (1976; Государственная премия СССР, 1977) о событиях в Чили после свержения Альенде была поставлена во многих странах мира, в том числе в Нью-Йорке, Мадриде, Стокгольме, Праге, Варшаве, Токио, Дамаске, Париже, Каракасе... С 1980 года попал в опалу после критических замечаний о войне в Афганистане.

      С 1987 года - председатель Советского комитета защиты мира и заместитель председателя Всемирного Совета Мира.

      Г.А. Боровик вписал основательный творческий вклад в становление телевизионного канала "Культура". Его авторская просветительная программа "Завещание XX века", в которой он рассказывал о своих встречах с выдающимися людьми XX века, такими как А.Ф. Керенский, Эрнест Хемингуэй, Ким Филби, Константин Симонов, Грэм Грин, мать Тереза и др., имела высокий рейтинг.

      После гибели в 2000 году сына Артема, известного журналиста и сценариста, создателя холдинга "Совершенно секретно", Г. Боровик возглавляет благотворительный фонд его имени.


      Разыскать Генриха Аверьяновича (Авиэзеровича) Боровика я попыталась еще зимой 2010 года, когда нам единственный раз удалось реализовать проект "Умножающие славу Озерска".

      Напомним, что вместе с генеральным директором ПО "Маяк" Сергеем Барановым и будущими руководителями округа Александром Калининым и Виктором Трофимчуком мы собрали на сцене театра "Наш дом" людей, в разные годы имевших отношение к Озерску, а затем добившихся признания за его пределами.

      На малую родину приехали или прислали своих представителей юрист и участник телепрограмм центрального телевидения Александр Трещев; заместитель генерального прокурора по УрФО Юрий Пономарев; совладелец группы предприятий ЧТПЗ, тогда - сенатор Челябинской области Андрей Комаров; солистка Мариинского театра Людмила Дудинова; музыкант группы "Золотое кольцо" Дмитрий Иванов; бард Юрий Гарин; артисты балета Андрей и Мария Вешкурцевы; доктор исторических наук Владимир Новоселов; поэт Евгения Изварина.

      Известный журналист-международник советского периода, автор нашумевших театральных пьес и сценариев к документальным и художественным фильмам Генрих Боровик никогда не бывал в Озерске. Тем не менее он имеет к нему самое непосредственное отношение: в местном театре в эпоху существования здесь музыкальной комедии работали его родители: дирижер оркестра Авиэзер Боровик и актриса Мария Боровик-Матвеева. С их замечательного сына нам хотелось открыть в проекте новую номинацию - "Знаменитые потомки славных предков". Но достучаться до писателя не удалось ни по электронной почте, ни по выуженным в Интернете телефонам, а потом и сама идея потускнела, забылась в суете повседневности.

      И вот на Всероссийском балу прессы спустя три года я оказалась в непосредственной близости от Г.А. Боровика. На церемонии награждения "Золотое перо России" нас отделяли друг от друга какие-то два ряда кресел. Он прибыл на торжество, несмотря на сломанную руку. Генрих Авиэзеро вич не мог пропустить его в память о трагически погибшем сыне Артеме - отцу вручили символическую статуэтку за деятельность в качестве руководителя благотворительного фонда имени А. Боровика.

      Я написала легенде российской журналистики записку, в которой сообщила, что приехала из бывшего Челябинска-40 - ныне Озерска, где когда- то работали его мама и папа, и попросила согласия на интервью. Генрих Авиэзерович обернулся и закивал в огромное журналистское пространство. После официальной части я подошла к нему и представилась: мол, я и есть автор той самой записки. Первое, о чем спросил меня Г.А.Боровик, - существует ли сегодня театр, где трудились родители. Получив утвердительный ответ, вздохнул с облегчением: ему важно, чтобы дело Боровиков - и старших и младших - продолжало жить.

      - Папа работал в самых разных городах Советского Союза, - рассказал Генрих Авиэзерович, - и везде практически с нуля создавал небольшие оркестры. С мамой он познакомился в Сухуми, она была балериной. Вместе они много колесили по стране: с легкой руки отца появились оркестры в Туле, Иваново, Самарканде. Мама сменила амплуа и переквалифицировалась в актрисы (она была очень талантлива - таково мнение тех, кто видел ее на сцене, в том числе и Марии Мироновой). Самым длительным творческим проектом стал для них Пятигорск, где после долгих лет запустения и забвения в 1939 году был возрожден театр музыкальной комедии. Только детище родителей и их коллег набрало силу, как началась Великая Отечественная война. Мы вынуждены были эвакуироваться. Шли пешком, передвигались на грузовиках - и с самого начала эпопеи мечтали вернуться в полюбившийся город с его неспешным курортным ритмом жизни и великолепной атмосферой света и радости.

      Возвратились мы сразу после Сталинградской битвы в 1943 году. Пятигорск к этому времени стал средоточием военных госпиталей, и, наверное, не было такого, в котором бы не выступили мои родители, подбадривая, помогая исцелиться раненым солдатам и офицерам. Папа организовал еще и военный оркестр, который постоянно играл в городском парке. Думаю, что немало девушек и юношей обрели друг друга под звуки музыки.

      Моя трудовая биография тоже, кстати, началась в Пятигорске: я работал в театре помощником электромонтера и статистом. В 1947 году я окончил здесь школу и отправился покорять Москву, поступать в Институт международных отношений. Родители остались в Пятигорске. Разумеется, мы очень скучали друг по другу и старались использовать любую возможность для встречи. Завершив учебу, я стал работать в журнале "Огонек", популярность которого в те годы была огромной. Но жилья в столице у меня не было, я снимал крохотный закуточек. Тогда папа и мама решились на переезд. Простившись с любимым театром, за судьбой которого продолжали следить до конца своих дней, они перебрались в Москву, поменяв прекрасную трехкомнатную квартиру на комнату в коммуналке.

      Папа устроился работать в театр имени Пушкина - и это тоже был интересный, незабываемый период его жизни. Но тут ему и маме предложили отправиться на Урал, где в закрытом городе был создан молодой театр с двумя труппами: драматической и музыкальной. Родители не стали долго размышлять и оказались в секретном "почтовом ящике". Их не пугали уральские морозы, не смотря на то, что много лет они были окутаны мягким горным климатом Пятигорска. Папу и маму закалил гастрольный опыт: бывали они и в Сибири, холодов не боялись. Зато коллеги по театру закрытого города произвели на них самое благоприятное впечатление. Сколько раз я слышал от родителей о том, какие творческие, одержимые работой люди собрались в Челябинске- 40! Папа и мама и сами были такими. Они могли говорить о театре и музыке часами, если не сутками напролет! Тем более что при существовавшем тогда режиме секретности многого другого и не расскажешь. Помню, однажды с ними поехала на Урал моя бабушка. Когда она вернулась, я постарался рас-спросить ее о том, что это за город такой. "Внучонок, не приставай, я теперь засекре-чена!" - ответствовала она.

      В восторге родители были и от публики. Они говорили, что театр в молодом городке очень популярен, что зрители хорошо образованные, чуткие, вдумчивые. Много лет спустя - я уже жил и работал в США - папа и мама с нежностью вспоминали свой уральский период. К ним постоянно наведывались друзья из Челябинска-40, их встречали, как родных.

      В 1970 году ушла из жизни мама. Через десять лет не стало папы. Но они по-прежнему с нами: со мной, моей женой Галиной, дочерью, - как и наш сын Артем. Родители так любили каждого из нас, столько делали для детей и внуков - это невозможно не оценить! Они были по-настоящему творческими людьми, преданными профессии, и заразили нас своей увлеченностью. Недаром я, наверное, стал писать пьесы, позже был главным редактором журнала "Театр". Это наследственное.

      Заканчивая беседу, Генрих Авиэзерович поблагодарил озерчан за память, за то, что старания его родителей не забыты, сохранены и проросли на озерской земле.

      - Наверное, надо будет собраться и написать про них отдельный очерк. Время пришло, - сказал на прощание человек, которым родители по праву могли бы гордиться.


Источник: Вяткина, Е. Театр его родителей : [родители Генриха Боровика - дирижер и актриса театра г. Озерска] / Е. Вяткина // Озерский вестник. - 2013. - 15 февраля. - С. 7.