"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Искусство
вернуться назад

Д. Тихонов

ДОСУЖИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
О СУДЬБАХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО РОК-Н-РОЛЛА

      "ВСПОМНИ, когда ты был молод, ты сиял подобно солнцу! Теперь твой взгляд больше смахивает на черные дыры в небе", - так или почти так старик Уотерс ставит вопрос о самосокращении рок-музыкантов, а, может быть, и обнищании рок-культуры в целом, а, может, и еще о чем-нибудь. И если "Флойды" посвятили эту песню конкретно Сиду Баррету аж в 1975 году, то в наше мирное время, да еще и в провинции, ее можно отнести почти ко всем "рокерам". Дезертируют хлопцы из рядов рок-н-ролла!

      Вам известно, сколько некогда крутых парней из их рядов ударились, например, в попсу? И последняя получила в их лице сильных и грамотных музыкантов. Еще бы! Если незамысловатый дешевенький попе пользуется наибольшим спросом, то, стало быть, обеспечивает и деньгами. Куда ж бедному музыканту без денег податься? На консервной банке долго не поиграешь - нужен инструмент, и аппаратура, и студия, и все на свете! А раз вопрос сей столь принципиален, так не все ли равно, что играть? Иные из музыкантов-любителей, не получающих от любви никаких дивидендов, и потому уставших любить, предпочли заняться делом более прибыльным - коммерцией: кто-то стал брокером, кто-то мелким спекулем (Ну, дай им Бог хоть в этом найти себя! Торговать музыкальными идеями или шмотками - не все ли равно?).

      Интерес к рок-музыке упал почти до нуля. Тяжеловесен рок для восприятия. А, может, и не интересен вовсе, коль речь идет о меломанах местного покроя. Или, может, мы настолько интеллектуально преуспели, что нас вовсе не интересует, что наболело в душе представителей деревенского социума, "заклинивших" на харде? Есть, мол, вещи более серьезные и достойные внимания: например, отсутствие продуктов и рост цен. Что нам за дело до чьих-то проблем? У всех - свои! Мы ведь не бежим сломя голову на сцену, чтобы поведать миру о своих сложностях в жизни или поделиться своими соображениями "по ряду наболевших вопросов". Чего этим хлопцам не сидится на месте?

      Или все-таки, слава Богу, мы еще увлечены рок-н-роллом? И в наших сердцах еще живет бесконечная вселенская любовь, без которой немыслимо вообще никакое творчество... И мы еще храним в душе верность своей музыке, не имея с того никаких дивидендов?

      А вдруг именно провинциальный рок-н-ролл способен сказать новое слово? Может быть, он только растет и собирается с силами?

      Вспомним, как сначала появился питерский рок-клуб, потом - московский и чуть позже - свердловский. Затем, в этой же последовательности, все они умерли.

      А в нашей глуши все происходило скромнее. Где-то в начале восьмидесятых работала студия "Синтез" и шумная компания всевозможных ВИА... "Синтез" без денег и аппаратуры стал чахнуть, перерождаясь в "Стэнтор". На ВИА напал мор. Стихийно вспыхивали "Левые марши". Мор напал и на них. В общем, словно эпидемия прокатилась. Я затрудняюсь сказать, существует ли еще "Стэнтор"?

      Но если хорошо покопаться в недрах уральской глубинки, то, пожалуй, можно наковырять и сегодня пяток команд, оставшихся в живых...

      Итак, рок-фестивалей не стало, идеи о создании городского рок-клуба "засохли на корню", не получив материальной поддержки. А музыканты?.. Музыканты готовятся выступать, ибо сцена для них - это жизнь, а благодарный зритель - источник энергии.

      И я рад сообщить, что в этом году местная производственно-коммерческая фирма "Фантом Компани", взяв на себя все расходы по организации и проведению концерта городских рок-групп, дарит нам еще один праздник рок-н-ролла.

      12 октября в 19 час. в ДК "Маяк" на одной сцене встретятся четыре городские рок-команды: "Трест", "Глоссарий", "Макс Линдер" и "Лавина".

      Я хочу познакомить вас с каждой из этих групп.

      "ТРЕСТ"

      Группа "Музыкальный Трест" нарисовалась на горизонте местного рок-н-ролла в 1987 году, когда вернувшийся из дальних краев на родину Олег Мельников вошел в состав спокойно себе игравшего в духе "Криденса" ВИА "Контур". Этот ВИА базировался тогда в ДК "Маяк", и бал правил гитарист Славик Максимов. Некоторое время спустя творческий тандем Максимов - Мельников перебазировал свою лабораторию искусств в одно из пустующих помещений треста "Уралпроммонтаж". Там-то и явилось на свет божий несколько индустриализированное короткое название "Трест".

      Новое утро - новая песня. Так, очередная передислокация в ДК "Строитель" повлекла за собой новые изменения в составе. Кстати, из всех городских групп "Трест", пожалуй, самая нестабильная. И в этом мне видится ее большое преимущество перед другими, ибо непостоянство не позволяет ансамблю зацикливаться в рамках одного стиля, не накладывает табу на творческую свободу музыкантов и, наконец, делает структуру группы достаточно гибкой и универсальной.

      Итак, с переездом "Треста" в ДК "Строитель" Дима Можаей, оставив бас-гитару, садится за операторский пульт, а его место занимает Женя Цицорин, чью манеру исполнения трудно спутать с чьей-либо... Веселый и добрый Стае Казаков берет на себя барабаны, что ему очень идет (помните одного из героев "Маппет-шоу", который неистово "рубится" на ударных?).

      В таком виде группа "Трест" возвращается в родные пенаты, то бишь в ДК "Маяк". С появлением профессионального Толика Худякова "Трест" ожесточенно взялся за усложнение аранжировок и форм. "Все было так "неестественно мирно"... Ан нет, в 1990 году Максимов и Казаков покинули группу, предпочтя идти своим путем. И пришли! Первый - на "чердак" ДК "Маяк", где создал собственную "банду" "Макс Линдер", а второй - в один из боксов КБУ (принадлежащий клубу "Федерал"), где превратился в члена коллектива "Глоссарий".

      Итак, профессиональный Толик Худяков, взяв на себя роль клавишника и аранжировщика Олеговых песен, стал творить на чем свет стоит. Вскоре называть "Трест" любительской группой стало как-то неудобно. А когда Эдик Завьялов со своим саксофоном пополнил их ряды... А позже появился в составе и Олег Апенский...

      Короче, в лице группы "Трест" мы представляем на нашем "Рок-симпозиуме" один из самых профессиональных коллективов города...

      "МАКС ЛИНДЕР"

      Славик Максимов всегда тяготел к харду. Славик Максимов - "древний" музыкант, воспитанный в лучших традициях тяжелого рока. Вместе с тем мелодичность и легкость игры делают его музыку очень "съедобной" и "легкоусвояемой".

      Как я отмечал выше, на определенном этапе своего творческого пути Славик Максимов "завязал" с "Трестом" и вскоре создал собственную рок-банду, окрестив ее не просто "Макс", а еще и "Линдер".

      Его собрат по оружию, столь же "древний" музыкант Толик Саврулин, вернувшись на круги своя, т. е. в мир музыки, взялся за бас-гитару, а Дима Можаев, работавший некогда в "Тресте" по части звукорежиссуры, стал выполнять в группе "Макс Линдер" функции второго гитариста. Ударными заведует Игорь Куваев, информацией о котором я, к сожалению, не располагаю.

      Как видно невооруженным глазом, состав группы типично хардовый. Репертуар - соответствующий. Однако Славик не склонен ограничивать себя рамками одного стиля и иногда развлекается тем, что исполняет композиции другого Славика - Славика Башмакова, прокладывающего собственную тропу в дебрях панк-рока и по пути сотрудничающего с группой "Макс Линдер" в качестве поэта и композитора. У него есть своя группа с милым и трогательным названием типа "Обманутые микробы" (или что-то в этом роде).

      По мнению Славика Максимова, ребятам-"микробам" еще рановато самостоятельно работать на сцене. Поэтому композиции Башмакова он пока что исполняет сам. Кто сказал, что хардовому музыканту не пристало играть "шизовый панк"? Настоящий музыкант должен уметь все!

      "ГЛОССАРИЙ"

      Группа задумывалась и создавалась как явление феноменальное и непостижимое. На нее возлагалась высочайшая миссия: соединить коммерческий подход с чистым искусством! Коммерческий подход как-то неожиданно быстро "заржавел", а осталось... Один хит типа "Дядя Какаду" чего стоил! "Глоссарий", объездив за полтора месяца все войсковые части в городе и округе, стал величать себя "военно-строительной агитбригадой". Последняя попытка коммерческой деятельности была предпринята прошлой зимой, когда группа уже спряталась под крылышко клуба "Федерал": на концерт в Кыштыме аж сорок шесть человек зрителей собралось.

      Что ж, долой коммерцию. Да здравствует чистое искусство! И уж ради чистого искусства группа была готова пойти на крайние меры. И пошла!

      Первым делом Стас Казаков, явившийся из "Треста", вытеснил ритм-компьютер. И дело медленно двинулось в гору. Песни начал писать басист Сергей Лабзин... Спустя полгода был сделан решающий шаг - отстранен от должности "черствый" и "деспотичный" руководитель (которым оказался я). Мои права и обязанности перешли к Сергею Гальперину (моему другу!). Чуть позже в группе появился Игорь Жарков. И все стало "о'кей". "Глоссарий" гораздо моложе того же "Треста", но в мастерстве, на мой взгляд, ничуть ему не уступит. Группа работает в лучших традициях "жесткой волны". На клавишах играет Паша Моторин, на гитаре - Вова Арефьев.

      "ЛАВИНА"

      "Лавина" образовалась в 1987 году и с грохотом, ворвалась в нашу мирную жизнь в 1988-м: первое же выступление на "Левом марше" имело сногсшибательный эффект! Зал рыдал от восторга, зрители катались по полу. Балкон, однако ж, не рухнул, и своды дворца "Маяк" не дали трещин. Правда, и сейчас как вспомнит очевидец тот "роковой" день так вздрогнет.

      Своим грандиозным успехом "Лавина" обязана в немалой степени бывшему вокалисту группы - Саше Кравченко. Но недолгой оказалась его творческая судьба: он покинул группу. Теперь место у микрофона занял бывший басист Юра Рыбаков, сдав свои басовые полномочия Леше Реутскому (поднаторевшему и выросшему в оркестре "Ровесник"). Игорь Баранов взял на себя обязанности гитариста, а в прошлом гитарист Вова Подрезов сел за ударные. Прежний же барабанщик, Ижевский, предпочел судьбу Сида Баррета...

      Прошу учесть: с 1987 года предстоящее выступление "Лавины" на нашем "Рок-симпозиуме" будет третьим выходом группы на сцену. "Лавина" выступает чрезвычайно редко и встречу с ней нельзя пропустить. Она оставит яркие впечатления! Ручаюсь!


Источник: Тихонов Д. Досужие размышления о судьбах провинциального рок-н-ролла: [Рок-группы г. Озерска] // Озерский вестник. - 1991. - 2 октября. - C. 3-4.