"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Искусство | |
вернуться назад
|
|
В четверг озерчане прикоснулись к истории театра драмы и комедии «Наш дом». Прикоснулись в буквальном смысле. Фотоальбомы с черно-белыми фотографиями и вырезками из газет лежали на столике в малом зале, где в рамках проекта «Около театра» проходила встреча из цикла «История театра в фотографиях», посвящённого 75-летнему юбилею «Нашего дома». ![]() Прозвенел третий звонок. Публику поприветствовал Заслуженный артист России, идейный вдохновитель цикла «История театра в фотографиях» Вохобжон Азимов, после чего начался интереснейший разговор о жизни нашего театра второй половины прошлого века. Если точнее, в орбиту пристального внимания попал период, охватывающий два десятилетия с 1958 по 1978 годы. Ранее, в апреле горожане смогли послушать о самых первых годах существования театра, познакомиться с архивными фотографиями, которые заботливо перевёл в «цифру» фотограф Михаил Лубнин. Теперь же настал черёд продолжить это увлекательное историческое путешествие. ![]() Невероятно, но в 50-х годах прошлого века труппа театра насчитывала до 150 человек (!!!), в зале могло уместиться до 800 человек, это не считая балкона. Помимо драматических спектаклей репертуар включал в себя и постановки в жанре оперетты. Музыкально-драматический театр им. М. Горького – именно так назывался театр в середине 50-х. В состав труппы входили вместе с драматическими актёрами профессиональные вокалисты, инструменталисты, танцовщики. Родители Михаила Лубнина были заядлыми театралами: «Те или иные новости, которые мама почерпнула в театре сама или с помощью своих подруг, неделями являлись центральными темами в их разговорах в течение нескольких недель. У батюшки заинтересованность к театру была немножко другая – тогда театральный буфет был очень хорош. Там продавали то, что можно было увидеть не везде в Советском Союзе, а с другой стороны, это был повод галантно поухаживать за своей женой, и театральная атмосфера настраивала именно на такой способ общения». «Женщины в театре могли выгулять свой очередной наряд, и театр начинался уже в гардеробе, с вешалки. Родители, как и другие зрители, не торопясь, прогуливались по фойе, я это вижу как сейчас. А та удивительная атмосфера наполненного зала! Люди негромко переговариваются, рассматривают зал в бинокли, везде витают ароматы духов. В оркестровой яме настраиваются инструменты… Вдруг постепенно гаснет свет, затихает гул в зале, и в этой волшебной тишине слышатся шаги дирижёра, шорох раздвигаемого занавеса. Дирижёр подходит, ударяет три раза своей палочкой, начинается спектакль… Очень любил оперетту, более того, оказавшись в Москве и услышав Шмыгу, я не сразу ее принял. Голоса, которые я слышал в нашем театре, по моему мнению, были гораздо интереснее!» Сначала из-за режима секретности коллектив театра не мог ездить на гастроли. Мало того, даже отпуск все проводили в закрытом городе. Чтобы как-то сменить обстановку, сотрудники театра выезжали на природу и устраивали там настоящие представления-капустники на свежем воздухе. Уже потом театр стал ездить со спектаклями по городам Челябинской области. Постепенно география больших и малых гастролей расширялась – Белорецк, Курган, Целиноград, все «закрытые» города-побратимы, всё дальше и дальше по нашей необъятной стране. Гастроли иногда длились по полгода – по месяцу в одном из городов. Ольга Кудрявцева с трепетом вспоминает общение с актёрской династией Ранневых: «Мне круто везёт на встречи и знакомство с прекрасными людьми, а супруги Ранневы тоже были замечательными людьми и актёрами. Пётр Иванович Раннев был артистом оперетты, ярким, запоминающимся. Коммунист, участвовал на фронте в концертных бригадах. После войны уехал с молодой женой и двумя детьми от первого брака на север, руководил театром, в составе труппы были артисты, прошедшие ГУЛАГ. Его полюбили и политические, и уголовники, а когда семья переехала в Хабаровск, им в благодарность даже подарили огромную шкуру белого медведя. Сусанна Анатольевна Раннева – актриса от Бога, преданная и верная жена, замечательная мать, а какая хозяйка! Когда мы с ней встречались, готовила всегда что-нибудь вкусненькое. Сыновья Николай и Алексей тоже успели поработать в театре, пока не уехали в Москву к родной матери». ![]() Вохобжон Азимов перечисляет спектакли, которые показал Челябинский областной театр драмы и музыкальной комедии за время гастролей с май по июнь 1968 года. «Мистер Икс», «Вера, надежда, любовь», «Весёлая вдова», «Последний чардаш», «Баядера», «Белая акация», «Полярная звезда» – сколько чудесных оперетт, какие названия! Казалось, что так будет всегда, но уже в сентябре 1968-го решено преобразовать театр драмы и музыкальной комедии в драматический театр, а артистов оперетты, музыкантов перевести в театры других городов. ![]() 19 ноября 1970 года к труппе театра присоединилась актриса из Свердловска-44 Эмма Власова. Без преувеличения, Эмма Митрофановна – кладезь множества прелюбопытнейших подробностей, забавных историй, и слушать ее можно бесконечно! «Сюда мы приехали с мужем, посмотрели, вроде все хорошо, заблудиться не заблудишься, на улице вокруг люди хорошие, добрые, показывают, как до театра дойти. В театре актёры на меня смотрят настороженно, думают, кто это пришел. Потом мне предложили прочитать пьесу и выбрать себе роль, я очень удивилась, потому что в жизни никогда ничего не выбирала. Я отвечаю, так я не героиня, а по амплуа оперетты – субретка и каскадная певица…. Когда я пришла в наш театр, меня поразил коллектив, у всех потрясающая дикция! Каждая буква, каждая интонация, всё слышно. Если помните Коганова, какой баритон, а Киреев, Ливанов, Вера Ивановна, Овчинникова. У Зайцевой – буковка к буковке, вот так тогда учили!» К огромному сожалению, в одной статье трудно пересказать всё, о чем говорили, вспоминали в этот вечер, и когда пришло время прощаться, никто не торопился расходиться. Зато 5 октября горожан приглашают вновь окунуться в прошлое театра. На третьей встрече цикла «История театра в фотографиях» речь пойдет о 80-90-х годах. Приходите, будет интересно! Д. Рябова, А. Лешкин
Источник: «Около театра»: назад в прошлое «Нашего дома»: [В театре прошла встреча из цикла «История театра в фотографиях», посвящённого 75-летнему юбилею «Нашего дома»] / Д. Рябова, А. Лешкин // Ozersk74.ru. – 2023. – 29 сент. – Режим доступа: https://ozersk74.ru/news/city/443340.php |