М.К. Сандрацкий,
ветеран ЦЗЛ ПО "Маяк"


СЛУЖБА "Д"

       В воскресенье 29 сентября 1957 года в результате теплового взрыва емкости, хранившей технологические высокоактивные отходы, произошел выброс этих отходов, и была загрязнены огромная территория - образовался ВУРС (Восточно-Уральский радиоактивный след).

       Этот выброс миновал сам город Озерск благодаря правильному выбору места строительства города и заводов комбината (ПО "Маяк") на промплощадке с учетом розы ветров. (Роза ветров в метрологии - графическое изображение распределения повторяемости направлений или величин средних и максимальных скоростей ветра за месяц, сезон, год и т.д. (БСЭ)).

       Дозиметрический контроль территорий населенных пунктов был поручен начальнику лаборатории № 8 ЦЗЛ Ю. Д. Корсакову, а территории заводов комбината - непосредственно начальникам дозиметрических служб этих заводов.

       Для организации дозиметрического контроля на промплощадке, вне территорий заводов, была создана бригада из работников ЦЗЛ во главе с начальником ЦЗЛ Г.А. Середой.

       В середине октября 1957 года, по предложению начальника ОТБ "Маяка" Е.С. Костырева, мне поручили создать службу дозиметрического контроля территории промплощадки. До издания приказа надо было срочно приступить к организации службы, а приказом от 29 октября 1957 года я был назначен начальником отдельной лаборатории при объекте 40.

       Однако непосредственно я находился в подчинении главного инженера комбината Н.А. Семенова. Методическое руководство осуществлял начальник ОТБ Е.С. Костырев.

       По договоренности руководства комбината и командира одной из войсковых частей, расположенной на промплощадке, в мое распоряжение была выделена группа солдат и младших командиров. Кроме того, в состав лаборатории (в дальнейшем - служба "Д" промплощадки) были прикомандированы 11 человек из разных подразделений "Маяка". Они выполняли работы по ремонту приборов, фотоконтролю, материально-техническому обеспечению и др. 40 солдат были разбиты на 4 отделения, в каждом отделении назначен старшим младший командир.

       Начальник пожарной охраны промплощадки В.Г. Попов, по указанию директора "Маяка" Г.В. Мишенкова, предложил нам занять часть здания "пожарки", где расположились специалисты по ремонту приборов, фотоконтролю, складское помещение и др. Были установлены два телефона: один - для связи с диспетчером управления монтажно-строительных организаций, и телефон для связи с городскими организациями. На КПП было построено небольшое помещение, где размещалась дежурная смена солдат-дозиметристов, дозиметрические приборы и разное оборудование. После проведения всех организационных мероприятий группа ЦЗЛ во главе с начальником Г.А. Середой была освобождена от выполнения порученных обязанностей, и все функции дозиметрического контроля на промплощадке стали выполняться вновь созданной службой "Д".

       На КПП организовали круглосуточную проверку загрязненности транспорта и оборудования, вывозимого с территории промплощадки.

       Примерно через 3-4 дня после аварии по распоряжению Н.А. Семенова рейсовые автобусы с персоналом заводов шли только до КПП, а после КПП была пересадка персонала в другие автобусы, которые курсировали только на промплощадке. На КПП было установлен поддон с войлоком, пропитанным дезактивизированной жидкостью для вытирания обуви при посадке в автобусы, направлявшиеся в город.

       Оборудование, которое направлялось на заводы и в организации строительства, перегружалось в грузовой транспорт. Для отмывки грязного транспорта на КПП был смонтировал нержавеющий поддон. Отмывка проводилась под большим напором воды, а грязная вода стекала в промышленное озеро. В короткий срок на КПП была построена автоматическая мойка машин, и такая же мойка - недалеко от ворот завода 37 (ныне - 23).

       С персоналом службы "Д" ежедневно в здании воинской части в учебном классе проходила учеба по утвержденной программе.

       По распоряжению администрации "Маяка" на листе ватмана была сделана картограмма распределения активности на промплощадке вдоль направления выброса. В дальнейшем, в течение более двух лет, такие замеры проводились регулярно.

       При благоприятных условиях возобновилось сквозное движение "КПП - город" автобусов и грузового транспорта. В апреле 1959 года приказом от 25 марта 1959 служба "Д" промплощадки была подчинена начальнику ЦЗЛ И.А. Терновскому.

       На территории вблизи завода 37 (23) были расположены деревянные склады, где хранилось оборудование и запасные части строительно-монтажных организаций. При обследовании внутренностей складов, всё оборудование и запасные части были в чистом состоянии, так как находились в герметичных ящиках и были обвернуты промасленной бумагой. Всё это оборудование и запасные части были вывезены в чистое место, и "Маяку" компенсацию стоимости этих ценностей платить не пришлось.

       С согласия директора Г.В. Мишенкова все деревянные постройки были сожжены в безветренную погоду и при достаточно высоком снежном покрове. Дозиметрическая обстановка на территории завода 37 (23) не ухудшилась.

       По договоренности дирекции "Маяка" и военного руководства часть солдат-дозиметристов была демобилизована досрочно на полгода.

       В декабре 1960 года я был переведен на другую работу, а функции начальника службы "Д" были возложены на Я.П. Киселева.

Источник: Сандрацкий, М. К. Служба «Д» / М. К. Сандрацкий // ПрО Маяк. – 2007. – 3 августа. – С. 7.