Почетные граждане города Озерска

На главную                                         О проекте                                         Персоналия


Персоналия


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

вернуться назад

О. Горст

ЕГО ЗНАЛИ ВСЕ СТРОИТЕЛИ!

В последнее время в газете "Про Маян" часто, из номера в номер, публикуются страницы из неизданной книги автора Г. Турова под названием "Первопроходцы".

Тема, конечно, очень интересная. Особенно для молодого поколения горожан, а также для многих работников комбината "Маяк", которые знают мало о том, как создавался их родной завод.

Сейчас, к сожалению, Григория Ивановича, автора рукописи этой книги, уже нет среди нас, его бывших сослуживцев и других первопроходцев, строителей города, комбината "База-10", как тогда называли "Маяк".

Также очень жаль, что книга "Первопроходцы" не была издана при жизни Григория Ивановича.

Судьба же рукописи сложилась так, что она сохранилась до настоящего времени. Заслуга эта в большей степени принадлежит его бывшим сослуживцам: В.Ф. Богатыреву, Г.И. Костенко и близким родственникам Г.И. Турова.

Как бывший первопроходец стройки, а также близкий товарищ по работе, считаю своим моральным долгом внимательно прочитать его объективную книгу в публикации газеты "Про Маяк". И не только прочитать, но и написать некоторые воспоминания об этом замечательном человеке.

Кстати, почему он не пишет ничего или почти ничего о самом себе, когда о других работниках стройки пишет очень много и интересно?

Наверное, это свидетельствует о его исключительной скромности.

Действительно, скромность его проявлялась во всем: и в работе, и в обращении со своими подчиненными. И этим он завоевал авторитет у всех, кто его знал и по работе, и в жизни.

Г.И. Туров - участник Великой Отечественной войны. За свои боевые заслуги награжден правительственными наградами: орденами и медалями.

На стройку он прибыл непосредственно из Германии, где служил в войсковой части командиром роты в чине старшего лейтенанта. Прибыв в город, он тут же был направлен на строительство крупного котлована, одного из важнейших сооружений "Базы-10". Там ему неоднократно приходилось встречаться с начальником стройки Семичастным, а также начальником "Челябметаллургстроя" (филиалом которого стройка была в период организации).

На строительстве этого сложного (по тем временам) сооружения Г.И. Туров зарекомендовал себя как один из добросовестнейших строителей. Там же он заслужил свою первую правительственную награду - орден.

Позже был назначен инженером в технический отдел стройки, где вскоре стал начальником (после полковника Николашина). Следует отметить, что авторитет на строительстве Григория Ивановича постоянно возрастал. Работая в техническом отделе, он оказал неоценимую помощь в деле перестройки строительства на индустриально-промышленную основу. Под его руководством велась работа по проектированию всех заводов УПП-ЮУС. Это помогло быстрому внедрению сборных железобетонных конструкций как гражданских, так и промышленных объектов. Это позволило стройке вскоре завоевать первое место среди других строек министерства.

Мне в ту пору пришлось как главкому инженеру УПП неоднократно докладывать на научно-практических конференциях в Красноярске, Ангарске и других городах нашей отрасли. Повторяю, в этом заслуга Г.И. Турова очень велика!

Должен отметить, что проектами производства строительных работ заказчик нашу стройку практически не обеспечивал. Все это было возложено на техотдел ЮУС. Проектные институты считали своим долгом давать строителям проекты здании и сооружении, а как их выполнять - "догадайся, мол, сама" (как поется в старой песне).

А проекты, кстати, исполняли такие институты, как ГСПИ-11, ВНИПИЭТ и другие из ряда городов: Ленинграда, Москвы и т.д.

Разумеется, со всеми этими институтами техотдел стройки под руководством Турова имел необходимую связь. С руководством большинства из них Туров был лично знаком и пользовался у них большим авторитетом.

Для стройки же техотдел, возглавляемый Г.И. Туровым, был настоящим мозговым центром. Под его долголетним руководством выросли многие квалифицированные кадры, не говоря уже о множестве рядовых инженеров и техников. Нельзя не упомянуть и о бывших (после ухода Г.И. Турова) начальниках техотдела: Фролове, И.М. Захарове и других.

Думается, что традиции техотдела стройки, заложенные Г.И. Туровым, сохранились и до наших времен. Во всяком случае, Турова Г.И. помнят до сих пор многие ветераны стройки. Помнят как специалиста-инженера, как порядочного и интеллигентного человека в лучшем смысле этого слова.

Г.И. Туров вышел на заслуженный отдых в 1983 году в звании подполковника. Но и после своей долголетней работы на производстве он не мог оставаться без дела.

Он передавал свои знания в техникуме, читая лекции для студентов-строителей.

Думаю, у него было о чем им рассказать из своего опыта прожитой жизни!

Таким прекрасным тружеником и человеком запомнился многим из нас первопроходец и создатель Озерска и комбината "Маяк" Григорий Иванович Туров!

Источник: Горст О. Его знали все строители! [Г. И. Туров] // КамерТон. - 2003. - N 43 (31 октября-6 ноября). - С. 11.