Почетные граждане города Озерска

На главную                                         О проекте                                         Персоналия


Персоналия


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

вернуться назад

В. Гондусов

ТРУДОВАЯ ДОБЛЕСТЬ

Более полувека отдал любимому делу прославленный строитель Александр Васильевич ПИЧУГИН. Наград у него, как у боевого генерала – Золотая звезда Героя Социалистического Труда, два ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, пятнадцать медалей. И хотя он никогда не носил погоны, но нередко у него были в подчинении высокие военные чины, а возглавляемые им коллективы насчитывали 30-40 тысяч человек.

Его знаменитые коллеги-строители, удостоенные подобных почестей и наград, были известны на всю страну. Как вспоминает Герой Социалистического Труда Анатолий Суровцев, «не было дня, чтобы в нашей комплексной бригаде не побывал корреспондент газеты или телевидения.

Все пытались выяснить, почему у нас самая высокая производительность труда в стране». О том коллективе сняты документальные фильмы, которые показывали в кинотеатрах и по телевидению. О бригаде написаны две книги.

О делах подчиненных Пичугина не писали. Причина проста – Александр Васильевич работал в строительном комплексе Министерства среднего машиностроения – ведомства, которое после войны объединило высокую науку, ядерную энергетику, производство стратегического оружия и сложной техники. Все это коротко называлось «атомным проектом». И тот проект предполагал масштабное строительство промышленных предприятий, испытательных полигонов, атомных реакторов, а еще – так называемых режимных городов, или «почтовых ящиков», тщательно охраняемых от постороннего глаза. Внутри них и располагались секретные объекты – НИИ, опытные и серийные заводы и, разумеется, городские кварталы с полной инфраструктурой.

Вот в таких «запретках», как их называли жители, строил жилье и промышленные объекты Александр Васильевич. В Красноярске-26 и Красноярске-45, Челябинске-40 и Златоусте-36... В начале 90-х годов эти города рассекретили, присвоили им названия, нанесли на открытые карты, но они так и остались режимными.

Все Министерство среднего машиностроения было закрыто от какого-либо внимания прессы. Примечательный факт: фотография Ефима Павловича Славского, который руководил этим ведомством почти 30 лет, лишь один раз мелькнула в печати: центральные газеты как-то опубликовали портреты всех министров Советского Союза. Больше ни о Славском, ни о министерстве ни столичные, ни местные издания не упоминали ни разу. Александр Васильевич также за годы своей работы никогда не встречался с журналистами. Лишь в последние годы в печати появились воспоминания коллег Пичугина, которые проработали с ним многие годы, – Леонида Антонова, Виктора Богатырева, Василия Деревянко и других.

Приведем пока лишь одно мнение: «Александр Васильевич про строительство знал все. Поддерживал все новое и передовое, посылал инженеров на другие стройки за опытом. Уважал и поощрял всех, кто того заслуживал, вне зависимости от «ранга»: и рабочих, и ИТР. К нему всегда можно было обратиться по любому вопросу и рассчитывать на помощь». В тех воспоминаниях есть и теплые слова о супруге Александра Васильевича – Ольге Васильевне, которая в Челябинске-40 (позднее Челябинск-65, ныне – Озерск) принимала самое активное участие в проектировании и выполнении архитектурно-отделочных работ пионерского лагеря им. Гагарина, санатория «Березки», где, отметим, до сих пор традиционно отмечается День строителя, Лицея № 16. «Благодаря ее настойчивости, инициативе и оперативности в подготовкеграмотных технических решений стало возможно создание этих уникальных объектов, которые и сейчас являются украшением города».

Пичугины приехали в Сибирь в 1954 году, сразу после окончания МИСИ, в котором вместе учились. Студенческую свадьбу в «красном уголке» общежития института сыграли незадолго до выпуска. «Приехали с двумя чемоданами. Поселили нас в бараке, в котором и прожили полтора года. Печку топили дровами. Меня назначили прорабом. Строил жилье, горно-химический комбинат, испытательный стенд для ракетных двигателей, другие объекты...»

Тот первый в трудовой биографии город Красноярск-26, ныне переименованный в Железногорск, называют «городом в скальных толщах». Из всех «почтовых ящиков» он выделяется уникальностью почти во всем. В отрогах Саянских гор на большой глубине пробивались тоннели и залы, в которых тут же начинался монтаж производственных мощностей горно-химического комбината, нацеленного на выпуск оружейного плутония.

Уровень секретности был таков, что самые всезнающие разведки мира – израильская, британская и американская – до последних лет понятия не имели о сути сокрытых в горе тайн... Тот подземный город полностью автономен, этакий непотопляемый атомный линкор, имеющий на борту все необходимое для полнокровной жизни, в том числе свою АЭС. Вот в таком городе начиналась трудовая биография Пичугина. О том времени он вспоминает с удовольствием: «Невероятная сложность работы в подземных условиях позволила за шесть лет пройти хорошую школу строительного дела».

Потом был Красноярск-45, ныне Зеленогорск, где Александр Васильевич был главным инженером, а затем – начальником строительства. Этот город и сегодня является одним из самых крупных центров по производству обогащенного урана, для чего там построены четыре корпуса электрохимического завода по полтора километра длиной. Возведением этих корпусов Пичугин очень гордится. Там же ему пришлось, после возведения плотины на реке Кан, строить ГРЭС.

Через шесть лет Александра Васильевича переводят в Челябинск-40, где он возглавил Южно-Уральское управление строительства. Именно здесь располагается один из самых крупных отечественных объектов атомной промышленности – комбинат «Маяк». Здесь Пичугин проработал 13 лет. Именно при нем была решена сложнейшая проблема по ликвидации бараков Десятки тысяч людей получили квартиры. Были внедрены новые серии домов, которые и сегодня, по словам прославленного строителя, спустя много лет, и выглядит хорошо, и комфортны для жилья.

«У нас сильный коллектив был – мобильный, грамотный, – вспоминает Пичугин. – Свои заводы по выпуску бетона и железобетона, ДСК, крупное АТП, вся механизация. Построили два реактора с романтическими названиями «Руслан» и «Людмила». Они выпускают сотни видов изотопов, которые пользуются спросом в сферах высоких технологий. Строили мы по всей Челябинской области. Например, в райцентре Аргаяш возвели жилой квартал с Домом культуры, медицинским училищем и административным зданием. Комплекс получился на загляденье...»

По воспоминаниям Виктора Богатырева, «авторитет Пичугина перешагнул далеко за границы нашей отрасли. Это уважение и доверие переносилось на весь коллектив. Слова «со стройки Пичугина» служили пропуском, паролем для радушного приема представителей стройки заказчиками самых различных рангов».

Именно там, в нынешнем Озерске, Александр Васильевич стал Героем Социалистического Труда, а в 2001 году – почетным гражданином города.

Несколько раз Пичугина бросали туда, где что-то разваливалось, где срывались сроки ввода важнейших для атомной отрасли и народного хозяйства промышленных комплексов.

...И снова обратимся к воспоминаниям. У Леонида Антонова, в прошлом заместителя главного инженера, лауреата премии Совета Министров СССР, нашел такие слова: «Появление у нас Пичугина связано с провалом работы в Казахстане, где мы по решению правительства строили ракетную базу из подземных шахт. Министр тогда снял с работы начальника строительства, генерал-майора. Александр Васильевич буквально за неделю уволил всех бездельников и пьяниц. Сразу взялся на наведение порядка на базе, куда приходили железобетонные изделия для «точек» и жилых домов. Она была завалена настолько, что никто не знал, что и где лежит. Походила на свалку. Пичугин создал специальную бригаду, снабдив ее автотранспортом и кранами, и в течение двух месяцев привел в порядок эту базу. Работать пришлось без выходных. Постепенно стройка вошла в график, нас перестали ругать, все «точки», районы и положенное жилье были сданы Государственной комиссии. Это стало неожиданностью для министерства. Это была большая победа».

А вот дополнение Василия Деревянко, позднее ставшего главным инженером Южно-Уральского управления строительства: «Александр Васильевич действовал напористо и решительно. Добился укомплектования стройки, как надо, расставил ИТР, четко ставил задачи, внедрил систему регулярного подведения итогов и широкого поощрения за успехи».

Как пояснил Пичугин, речь идет о строительстве стратегического ракетного комплекса в Державинке, что в 60-70 км от нынешней столицы Казахстана Астаны. «Там у меня было в подчинении восемь полков по 2.5 тысячи человек, майоры, полковники, а я гражданский человек. Тому строительству уделяли огромное внимание: часто приезжали и наш министр Ефим Павлович Славский, и главный маршал артиллерии Владимир Федорович Толубко, другие высокие руководители Минсредмаша и Минобороны. Я хорошо понимал цену доверия, что от меня ждали результата, и не имел права на ошибку».

Добавил, что встретил в Державинке замечательных людей: «Познал их через строительный фронт ракетных комплексов в экстремальных условиях, и такое познание было практически безошибочным, чрезвычайно полезным для меня».

В 1979 году в Ангарске «развалилась» крупнейшая стройка атомной отрасли, и министр Славский принял решение направить туда Пичугина. «У меня там было 40 тысяч человек в подчинении», – отметил Александр Васильевич. И там тоже выправил положение, особенно при сдаче химкомбината в городе Зима.

На вопрос, как получалось ликвидировать прорывы, услышал: «Помимо производственных проблем, сразу же брался за решение социально-бытовых. В каждом подразделении мы строили бытовые помещения: комнаты отдыха, сауны, душевые. Люди это ценили. Особо обращал внимание на обеспечение жильем. Молодых специалистов сразу же изымал из очереди на жилье и старался в течение трех-четырех месяцев предоставить им квартиры. Строил детские сады и базы отдыха. Первым в системе министерства построил базы отдыха «Березки» и «Солнечная», на которых до сих пор имеют возможность одновременно отдохнуть полторы тысячи строителей и членов их семей. В живописных местах на берегах озер воздвигли лучший по тому времени на Южном Урале пионерский лагерь».

Отметил, что никакой команды за собой не тянул. «Приезжал на стройку, становился в шеренгу и шел вместе с теми, кто на ней уже работал». Когда разбирался в кадрах, выделял людей опытных, знающих, на них и опирался. Сказал и о том, что к нему просились сотрудники с прежних мест работы, но перевести удавалось не всех. И еще о том, что не щадил себя: рабочий день начинал с раннего утра и заканчивал поздним вечером. Как правило, выходных не знал. Подчиненные его чаще видели в телогрейке и сапогах, чем в костюме. Это действовало, на него равнялись руководители рангом меньше.

Особо сказал, что благодарен судьбе, что стал именно строителем, что многое сделал своими руками, повидал удивительные места в Сибири и на Урале, познакомился и сдружился с прекрасными людьми. А все началось с хозяйственной постройки, что примыкала к дому. Она развалилась, и Саша, которому было 13 лет, решил ее восстановить. Шел 1940 год, отца, Василия Григорьевича, человека мастерового, к тому времени уже не было в живых, мама, Марфа Васильевна, возглавляла колхоз, и дети видели ее редко, а старшие братья, Анатолий и Евгений, уже уехали из деревни. Помогал Саше лишь младший из братьев, Ваня, которому тогда было семь лет. Пользы от него, разумеется, было немного. Саша в своей и в соседней деревне нашел доски, правда, вспоминает, с гвоздями было туго. Чтобы найти с десяток, приходилось даже ходить в соседние деревни и искать их в брошенных постройках. Когда же все получилось, даже загордился сделанным. «Понял, что могу сделать своими руками. Почувствовал вкус».

С этого и началась трудовая биография паренька из дальней деревни, что во Владимирской области. Когда началась война, он, в четырнадцать лет, наравне со взрослыми строил дороги, по которым на передовую шла боевая техника и живая сила. С 1943 года до конца войны ремонтировал автомобили и тракторы, в том числе и для фронта. В 1949 году окончил с отличием строительный техникум в подмосковном Дмитрове. Пока учился, подрабатывал на стройке, на которой работали пленные немцы. «Работали они великолепно, у них были грамотные инженеры-строители. Из любой ситуации старались найти достойный выход и находили. Предпринимали все меры, чтобы сделать работу качественно». В 1949-м Александр поступил в МИСИ, где также успешно совмещал учебу с работой. Институт он также закончил с отличием.

Не все было гладко в трудовой биографии Пичугина. Были и зависть, и сплетни, и наговоры, и глупые задачи. После одного вызова на «партийный ковер» заработал микроинфаркт. А тяжесть на сердце «лечил» довольно своеобразно. «Залезал на самый высокий кран и смотрел на панораму строительства. Говорил себе – это же я строю! Километра на полтора-два вокруг – тысячи людей, машины, механизмы. Дух захватывает! И я руковожу этой стройкой! Пусть, думаю, эти партийные чинуши попробуют сделать такое! В общем, стресс как рукой снимало».

Сейчас прославленный строитель на пенсии. Активно работает в совете ветеранов атомной отрасли. В мае этого года с Ольгой Васильевной, которая, к слову, отдала строительной отрасли более тридцати лет, они будут отмечать 55 лет супружеской жизни. Выросли дети – Татьяна и Анатолий, получили образование, состоялись как специалисты. Сын назван в честь старшего брата, который в сорок первом, будучи студентом, ушел в народное ополчение и погиб при обороне Ленинграда. Есть внучки и внук, а недавно появился правнук Федя, которому нет и года. Своей семьей Александр Васильевич гордится не меньше, чем трудовыми наградами.

Источник: Гондусов, В. Трудовая доблесть: А. В. Пичугин // Сайт Красноярской краевой организации КПРФ . – Режим доступа: http://kprfkrsk.ru/content/view/2008/1/