Почетные граждане города Озерска

На главную                                         О проекте                                         Персоналия


Персоналия


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

вернуться назад

Т. Болотова

БОЛЬШОЙ МАСШТАБ

3 ноября М.А. Саморуковская отметила 75-летний юбилей. Редакция газеты "Вестник Маяка" поздравляет Маргариту Алексеевну со знаменательной датой, желает крепкого здоровья, бодрости, хорошего настроения и дальнейших творческих успехов в работе.

Профсоюзы сегодня не являются "школой коммунизма", более того, многие молодые люди даже не знают, что означает аббревиатура ВЦСПС. Но старшее поколение прекрасно помнит те времена, когда быть членом профсоюза означало то же самое, что и жить.

Советский человек мог рискнуть: не вступить в ВЛКСМ, его могли не принять в КПСС, но не быть членом профсоюза - было смерти подобно. Оплата больничных листов, декретных отпусков, направление на санаторно-куротное лечение, распределение жилья - все, с чем человек сталкивался так или иначе вне своей работы, относилось к социально-культурной сфере. А это значит, находилось в ведении ВЦСПС (Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов).

Процветали профсоюзы и у нас в городе. Конечно, самым крупным из них был профсоюз трудящихся "среднего машиностроения" (проще говоря, работников нашего комбината). Размах деятельности по нынешним меркам просто немыслимый! Поражает все: от бесплатного протезирования зубов до объема денежных средств, выделяемых на культурно-массовую работу (0,15% от фонда заработной платы). Заводчанам ежегодно выделялось более 7 тысяч путевок в дома отдыха и санатории страны. Притом, как сказали бы сегодня в какой-нибудь рекламе, "по довольно смешным ценам". Например, путевка на 12 дней в Судак стоила 7 руб. 40 коп., путевка в детский лагерь в Сочи - 15 рублей (без стоимости дороги).

В обязанности профсоюзов входила и организация досуга трудящихся. Понятное дело: как человек отдохнет, так он потом и работать будет - с пользой для своего здоровья, предприятию тоже будет польза. Не случайно, с 1949 года по 1991 год два крупнейших учреждения культуры - Клуб им. Ленинского комсомола и Дворец культуры "Маяк" находились на балансе нашего градообразующего предприятия, а их сотрудники числились в штате профсоюзных работников.

Два десятилетия - с 1962 по 1982 год - профсоюзный комитет комбината возглавлял Александр Лившиц. Учреждения культуры всегда находились в зоне его пристального внимания. Директор ДК "Маяк" Маргарита Саморуковская с благодарностью вспоминает годы их совместной работы: "К Александру Львовичу всегда можно было обратиться с просьбой о помощи. Он никогда не отказывал! А если вдруг такое и случалось, то у него были такие грустные глаза, что сразу становилось понятно - он просто не может помочь. И ему очень жаль". Для того, чтобы оценить всю масштабность его личности, достаточно привести один пример.

В 1965 году группа заводчан была отправлена в Москву на очередной съезд ВЦСПС. С целью организации культурного досуга им были предложены билеты в Театр на Таганке. Поначалу наши делегаты расстроились, когда узнали, куда им предложили билеты: хотели в Большой, а тут в какой-то неизвестный театр. Но делать было нечего, пошли… И просто провалились в какое-то феерическое шоу!

По словам Александра Львовича, "ничего подобного они ранее не видели, на сцене происходило что-то фантастическое". Давали знаменитые "10 дней, которые потрясли мир" с участием Владимира Высоцкого. Одно начало спектакля приводило людей в ступор: у входа в театр стояли не привычные глазу билетерши, а два вооруженных красноармейца. Зрители должны были накалывать свои билеты на их штыки. В общем, наша делегация вернулась в "сороковку" тоже потрясенная, только уже другим зрелищем. Но это только начало истории…

Председатель профсоюзного комитета А.Лившиц задумал совершить немыслимое: поставить столичный спектакль на озёрской сцене. Руководство городского музыкально-драматического театра идею не одобрило: "Да, Вы что! Видимое ли дело, чтобы Таганка отдала нам свой спектакль… Да и вообще, у нас ничего не получится!" Зато самодеятельный творческий коллектив Дворца культуры - Народный театр - согласился участвовать в рискованном проекте. И работа закипела! Были налажены связи с руководством Театра на Таганке, достигнуты договоренности, по специальному разрешению министерства в Москву была делегирована группа товарищей для обмена передовым опытом.

Для постановки спектакля приобрели уникальный световой занавес: аппаратуру, позволяющую при помощи оптических эффектов создавать без закрытия реального занавеса иллюзию затемненной сцены. Правда, для этого пришлось покрасить потолок над балконом в черный цвет. Но это все такие мелочи по сравнению с грандиозностью самого проекта! Все задуманное сбылось. В 1967 году на сцене ДК "Маяк" состоялась премьера спектакля Джона Рида "10 дней, которые потрясли мир". На этот раз уже озёрские зрители накалывали на штыки красноармейцев свои билеты. Успех спектакля был ошеломляющий!

Как рассказывают старожилы, Александр Лившиц был инициатором многих грандиозных проектов. С его легкой руки в городе установлен памятник Курчатову: он не только довел идею до реального воплощения, но и своими руками помогал таскать тяжелейшие части монумента на выбранное место. Благодаря поддержке легендарных директоров А. Семенова и Б. Броховича, в 70-е годы в заводском профилактории появились новые дополнительные корпуса. Даже детский лагерь "Прогресс" в Сочи был организован при непосредственном участии и чутком руководстве Александра Львовича. "Ой, как вы будете 500 детей на море перевозить? Чем их кормить в дороге будете?" - говорили ему. "Ничего, главное, цель правильную поставить, - отвечал доброжелателям Александр Львович. - А проблемы как-нибудь решим. Главное, не бояться начинать что-нибудь новое!"

К его заслугам можно отнести и тот факт, что с 1968 года Дворцом культуры "Маяк" руководит Маргарита Саморуковская. Прежний директор - Виктор Назаренко - уехал возглавлять советский культурный центр в Восточной Германии. Опытному руководителю пришлось искать замену. По словам Александра Лившица, Маргариту они заметили давно, как только она появилась на сцене ДК. Это было в 1958 году на концерте, посвященном открытию Дворца культуры. Юная Маргарита так зажигательно отплясывала в составе нашего первого танцевального коллектива, что, говорят, не заметить ее было трудно. Заметили, отправили на учёбу в Университет профсоюзов, в Ленинград. Потом назначили молодое дарование на ответственную работу. Руководству комбината понравилась творчески одаренная натура Маргариты Саморуковской, ее уравновешенный характер, но, главное, - то, что она всегда душой болела за порученное ей дело. "Стоящий директор", - такую Лившиц ей дает характеристику.

Сегодня Александр Лившиц и Маргарита Саморуковская являются Почетными гражданами города. У них вообще много общего: оба живут работой, являются патриотами своего города, их дети - сыновья - не променяли Озёрск ни на какой другой город. Оба по-доброму относятся к окружающим их людям, имеют веселый нрав и предпочитают все-таки говорить о других.

О себе Александр Лившиц рассказывает так: "Приехал в город в 1949 году. Работал дозиметристом, потом зампредседателя профкома, председателем профкома, начальником отдела. И сейчас работаю простым наемным рабочим. Обычный человек!" Позвольте не согласиться… О человеке все-таки по делам судят!

На фото: Маргарита Алексеевна Саморуковская и Александр Львович Лившиц.
Директор Дворца культуры "Маяк" и председатель профсоюзного комитета
градообразующего предприятия (c 1962 по 1982 годы).

Болотова, Т. Большой масштаб : [Александр Лившиц и Маргарита Саморуковская. 75 лет М. А. Саморуковской] / Т. Болотова // Вестник Маяка. - 2011. - 4 ноября. - С. 4.