Почетные граждане города Озерска

На главную                                         О проекте                                         Персоналия


Персоналия


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

вернуться назад

Л. Кошелева

ИЗЫСКАТЕЛИ

День геолога, который празднуют в России каждое первое воскресенье апреля, посвящен людям мужественным и романтичным, которые первыми проходят по земле, оставляя за собой не только тропинки и дороги, но и целые города. Это им, геологалл-изыскателям, снятся голубые города, в которых счастливо и уютно живется людям. Сегодняшняя публикация - воспоминания Отто ГОРСТА- дань памяти первопроходцам Озерска.

Уже затихает резонанс oт не давно отшумевших торжеств по поводу 50-летнего юбилея нашего города.

Многие события довно прошедших времен вспоминали в те дни жители-ветераны, многочисленные гости, приехавшие к нам из других городов и районов стpaны. Вспоминали о людях, посвятивших себя беззаветному делу в первые, самые трудные годы возникновения нового города и неизвестного доселе производства.

Отрадно, что и средства массовой информации- городское радио, телевидение, газета - постарались сделать достоянием гласности то, что раньше было таинственным и сверхсекретным.

Большого одобрения заслуживают изданные к юбилею города книги "Тайна "сороковки" В.Толстикова и В.Новоселова, а также "За завесой секретности" В.Черникова. Эти книги читаются сейчас с большим интересом не только у нас, в Озерске, но и далеко за его пределами. Ведь героев книг, передач, очерков, воспоминаний - участников строительства города и комбината - за долгие годы судьба разбросала не только по России, но и по всей территории бывшего Союза. Вспоминали о многих, многих.

Конечно, обо всех, с кого начиналась история города, не расскажешь в двух книгах, поэтому мне хочется вспомнить и об истинных первопроходцах в прямом и переносном смысле этого емкого слова. Я имею в виду коллектив изыскателей: топографов, геодезистов, геологов, гидрологов, механиков-бурильщиков, которые еще до проектирования города трудились над изучением огромного района будущего строительства.

Наверное, многим, известно (или понятно), какое большое количество исходных данных требуется проектировщикам и строителям, чтобы приступить к работе. Это прежде всего легальная геодезическая сьемка местности, его рельефа и грунтов очертании РЕК и озер. Для бурения скважин и шурфов, нанесения трасс железных дорог, высоковольтных линий на план и многого другого нужен большой описательный и графический материал многих специалистов.

На заре будущего строительства, осенью 1945 года, все изыскательские работы для проектировщиков были поручены специально созданной на базе треста "Челчбметаллургстрои" организации - конторе инженерных изысканий (КИИ). Поначалу КИИ со всем своим хозяйством (геодезическим и буровым инструментом) размешалась в приснособленном для этой службы старом совхозном помещении на берегу озера Кызылташ. Разумеется, летом многие в этом озере тогда купались и ловили рыбу. Кстати, в ту пору в "верхах" еще только обсуждался вопрос, где разместить город, а где промплошадку

Мое первое знакомство с изыскателями состоялось в феврале 1946 года. В ту пору, мы, дорожники 3-го района срочно готовились к строительству железной дороги от ст. Кышгым до будущего разъезда "А" (так мы сами его тогда называли). От этого пункта дорога раздваивалась в сторону будущей промплощадки и на "соцгород".

Стояла морозная зима. Несмотря на глубокий снег, мы совместно с изыскателями уже в основном определили трассы этих дорог.

Там, в месте будущих дорог, мы и встретили впервые группу людей странного вида. Все они были в огромных валенках, овчинных полушубках и меховых рукавицах, с толстыми полевыми сумками на ремне через плечо либо с рюкзаком на спине. Это были изыскатели.

Как оказалось, в этих сумках вместе с изыскательскими журналами они носили и дневной запас продуктов питания. С наступлением весны полушубки меняли на брезентовые плащи, а валенки - на резиновые сапоги с высокими голенищами.

Передвигались изыскатели по трассе только пешком, неся на плечах нелегкий геодезический инструмент с треногами, рейками, лопатами и прочими принадлежностями. В большинстве своем это были уже опытные специалисты - инженеры и техники, а также видавшие виды практики, привыкшие к суровым условиям жизни и работы: отсутствию постоянного жилья и большим пешим переходам. Работали они, как правило, весь световой день - от зари до зари - без выходных дней.

Нас тогда очень торопили. Уже начали прибывать один за другим эшелоны военных строителей, для которых нужно было подготовить фронт строительных работ. С первых дней знакомства изыскатели внушили уважение к себе. Будет справедливо отметить, что с их непосредственной помощью нам, дорожникам, удалось в кратчайший срок запроектировать и построить первую железную дорогу, ставшую вскоре "дорогой жизни" для строительства.

Интересных встреч с изыскателями в процессе строительства было много. Особенно запомнился начальник КИИ инженер-майор Василий Петрович Пичугин. Ему одному из первых строителей было присвоено офицерское звание.

Однако своим внешним видом Пичугин мало отличался от прочих "трудяг" - полевых изыскателей. Мне он вспоминается всегда не в офицерском мундире, а в бушлате и в кирзовых сапогах, но непременно в брюках "галифе". Как специалист он пользовался у главного инженера строительства В.А.Сапрыкина большим авторитетом. Должность начальника он занимал более 10 лет, после чего, выйдя на пенсию, передал эстафету М.В.Вершинину, тоже опытному изыскателю. Михаил Васильевич, геолог по специальности, страстный любитель природы, знал множество пород. На камни у него был особый геологический "нюх", чго очень важно для изыскания нерудных материалов.

Из помощников начальника КИИ следует отметить О.Ч.Соркинда и А.Ф.Федорычева, внесших также большой вклад в изыскательскую работу. Большую популярность завоевала за свою долголетнюю работу Евгения Константиновна Чернышова-Гуро. Она геолог, как говорится, от бога, ни с кем не сравнимый изыскатель! Такой мы помним ее начиная с 1945 года и до выхода на пенсию.

Из числа изыскателей прошлых лет оставил память о себе и механик по буровому оборудованию, большой знаток и мастер своего дела И.Я.Гуро.

Следует отметить и геодезистов бывшего 3-го района стройки, которые рука об руку с КИИ проводили "разбивку" на местности трасс железных дорог, а в последующемсоставляли исполнительную съемку путей - уже для эксплуатационников. Это были Н.Бобков и А.Штемко. В данных записках я упоминаю только небольшую часть лиц, с которыми был лично знаком. Этот список первопроходцев далеко не полный. Состав КИИ с годами значительно изменился. Их контора в 1958 году была передислоцирована на территорию города, в здание УПП строительства. Позднее она стала частью ВНИПИЭТ и получила статус комплексного проектно-изыскательского отдела.

Источник: Кошелева Л. Изыскатели [Воспоминания О. Горста о геологах-первопроходцах: Е. К. Гуро и др.] // Озерский вестник. - 1996. - 6 апреля. - С. 3.