"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Спорт

вернуться назад

Г. Ярцев,
В. Рискин

КАРТЫ НА ВИРАЖЕ

      В городе ядерщиков энтузиасты пытаются возродить малый автоспорт.

      Шум этих миниатюрных машинок одних раздражает, у других вызывает на лице приветливую улыбку. А вот молодых ребят рокот мини-болидов завораживает. Им хочется самим сесть за руль и до упора выжать педаль акселератора. Но не все желающие могут осуществить свою мечту. За удовольствие погонять на карте надо заплатить от 20 до 150 тысяч рублей. Именно столько стоит самый дешевый и: самый навороченный автомобильчик.

Три круга озерского картинга

      Секция картинга родилась в Озерске в 60-х годах прошлого века. Создали ее при клубе "Энтузиаст" Вячеслав Герасимов и Владимир Денисов. Юные автогонщики ездили на соревнования в Челябинск, занимали призовые места. Потом секция перешла под крышу станции юных техников. Там с ребятами занимался Сергей Поздняков. А лет десять назад карт приказал долго жить: причина банальна - отсутствие финансирования.

      - И перспектива его развития в ближайшем будущем не просматривается, - без обиняков констатирует руководитель клуба Сергей Кирпичников. - Такой вывод я сделал после встреч с директором СЮТ, главой города и председателем спорткомитета. У них даже в планах нет развивать картинг. И дело не только в финансировании. Надо не просто экипировать ребят, но и заниматься с ними, вывозить на соревнования. А для этого нужны заинтересованные люди, энтузиасты. Таких и за большие деньги не найдешь. Они или есть, или их нет. Знаете, как работают энтузиасты? Они грузят картинги на собственные машины, туда же усаживают ребят с термосами - и в соседнюю область на гонки.

      Третье рождение озерского картинга случилось лет семь назад. Сын первооткрывателя карта в закрытом городе Андрей Герасимов не смирился с потерей привлекательного для пацанов вида спорта и подхватил отцовскую эстафету. Развитие картинга он переместил в: частные гаражи.

      Лишь спустя три года настырным гонщикам выделили место под трибуной стадиона. Его буквально выбил Владимир Мещеряков - настоящий автоспортсмен, ныне выступающий за Челябинск.

      - Мы благодарны ему за то, что сейчас имеем, - говорит Сергей Кирпичников. - Хотя помещение, в котором мы разместили мастерские, еще недавно было лыжной базой. Пришлось своими силами делать весь ремонт. Опять же на свои деньги: город не вложил ни копейки. Сделали верстаки, притащили ящики, провели свет, обшили стены панелями. Бензин в статье не значится.

      Сегодня федерация картинга зарегистрирована в спорткомитете как спортивно-технический клуб "Карт". Финансирование - практически нулевое.

      - За 2006 год нам выделили 22 тысячи рублей, - продолжает Сергей. - Тогда как лишь одна скромная (проживание в машинах на полигоне - без гостиницы) поездка на соревнования в Нижний Тагил обошлась в 15 тысяч. Это трехдневные затраты на восьмерых детей и столько же взрослых. Если и дают деньги, то только суточные по 100 рублей на человека и на стартовый взнос. Все остальное - бензин, масло, запчасти - за свой счет. Казалось бы, элементарно: картинг без горючего не поедет. Но вот что смешно и грустно: нет, оказывается, соответствующей статьи расходов в горспортсовете!

      В конце 2007 года специалист спорткомитета Озерска заявила Кирпичникову: "Почему вы ездите в чужие области, а не в Челябинске катаетесь?" Сергей как мог тактично объяснил, мол, озерские картингисты - составная часть федерации УрФО. И она, федерация, решает, куда ехать и где проводить кубки - в Перми, Полевском, Тагиле, Ревде, Реже, Пышме. А вот от очередной календарной гонки в Тюмени ребятам придется отказаться: слишком затратно, еще за предыдущие старты не рассчитались. Тот же председатель клуба Сергей Кирпичников занял денег на последнюю поездку команды в Тагил под честное слово высоких начальников, пообещавших, что финансирование будет. Теперь раздает долги и о Тюмени не мечтает.

      В этом месте легко пожать плечами, дескать, если этот спорт такой дорогой, то так ли уж надо им заниматься? Никто же не претендует, чтобы в каждом городе под трибунами стадионов стояли болиды "Формулы-1", а местное пацанье состояло сплошь из Шумахеров. А почему нет! Можно и на болиды в перспективе замахнуться. Ведь картингисты - не наездники, а мастера на все руки. Они каждый карт способны собрать и разобрать по винтику. А что может быть привлекательнее для подростка, чем возня с техникой?!

      К тому же не секрет: к сложной технике чаще всего тянутся ребята с нелегкой судьбой и трудным характером. Именно здесь они утверждаются, отходят душой, чувствуют не наигранное к себе уважение (как же - признали мастером и настоящим мужиком!). А если на тебе еще и экипировка настоящего гонщика, то какие там подвалы с подъездами! Есть и другая сторона вопроса. Картинг - прикладной военно-технический вид спорта. А в России год от года число пригодных к службе юношей катастрофически падает. Комментарии, как говорится, излишни.

      - И вот приходит к нам мама с просьбой принять в секцию своего неугомонного сына, - приводит пример Сергей. - Говорит, что только мы и наш клуб сможем отвлечь его от дворовой компании и пива, подготовить к армии. А я спрашиваю: "Есть у вас 20 тысяч рублей? Все карты, которые вы здесь видите, куплены или собраны на деньги родителей. Вот этот, под № 17, приобретен в кредит за 45 тысяч папой Валеры Денисова:" Такой подход к занятиям картингом не всех устраивает. Вот почему из клуба ушли около 30 "безлошадных" ребят. Хорошо, если они сумеют устроиться в другие секции. Но, скорее всего, им один путь - на улицу.

      А вот кто остается, прикипел, тот назад не повернет.

      - Есть такие, - соглашается Сергей, - занимаются до самой армии. И возвращаются, отслужив. Как, к примеру, Алексей Сухов и Иван Крапивин.

      Но, увы, преданные парни - единственное, чем может гордиться клуб. В основном же озерчане вынуждены терпеть насмешки от коллег-картингистов. Но отнюдь не из-за недостатка профессионализма.

      - Приезжаем, допустим, в Полевской, - делится Кирпичников, - прошли все старты, строимся на награждение. И тут председатель федерации объявляет с подковыркой: давайте, мол, поприветствуем представителей города-героя Озерска. Они не только на свои средства приехали, но и в своей форме. Тут, конечно, все смотрят на нас, видят разномастно одетую команду, не в пример тем же тюменцам, где все экипированы как полагается...

Ударная сила - подростки

      На встречу с корреспондентами пришли самые преданные члены команды клуба "Карт". Сергей Теплых - отличный механик. Сам участвует в гонках и детские картинги готовит к стартам на добровольной основе. Вместе с ним в секции занималась и дочь Кристина. Но для нее подходящего "аппарата" не нашлось. В секции есть еще один механик - Артем Айбидуллин. Энтузиаст и пропагандист технических видов спорта, он помогает клубу в свое свободное время и без какой-либо оплаты.

      Нашими собеседниками были дети от девяти (как Андрюша Левтин) и до пятнадцати лет: в картинг, как в фигурное катание, приходят едва ли не с младенчества. Иван Попченко ездит не так давно, но уже выступает в классе "союзные юноши". Данила Денисов - самый маленький. Ездит зимой и летом, показывает прекрасные результаты. Илья Кирпичников - лидер в классе "союзные юноши". Новые члены команды - Андрей Левтин, Олег Корболин, Андрей Токарев.

      Ребята откровенно сожалели, что не могут привлечь своих сверстников к занятиям картингом из-за отсутствия средств и техники. По той же самой причине озерчане выступают на соревнованиях практически без тренировок. Смешно, но в богатом городе нет своего картодрома или хотя бы площадки для тренинга. Вот и приходится команде ЗАТО на стартах вдвое сложнее, чем соперникам из других городов. Несмотря на это, в июне прошлого года команда СТК "Карт" выиграла кубок Свердловской областной организации РОСТО ДОСААФ по картингу.

      Ударная сила клуба - это подростки. И приходится им несладко. Честь Озерска на зимних соревнованиях защищают Илья Кирпичников, Данила Денисов и Иван Попченко. Ребята поднимаются в четыре утра, едут в другой город, где катаются при температуре минус 25 градусов.

      Эх, этому бы энтузиазму, граничащему с самопожертвованием, да поддержку городских и спортивных властей! То-то гремел бы закрытый город, славя себя не только первенцем атомпрома и надежно запломбированной плотиной 11-го радиоактивного водоема, но и отчаянными парнишками на таких смешных, забавных, но очень крутых автомобильчиках.

      Говорят картингисты Озерска.

      Иван Попченко: - К картингу меня приобщил прошлым летом друг. Сначала я ему помогал. Потом мне выделили машину, и я стал участвовать в соревнованиях. Но на первом же зимнем старте выступил неудачно: забуксовал и был снят с соревнований. Потому что по правилам помогать спортсмену запрещено. Своего карта у меня нет. Пока только рама и двигатель.

      Илья Кирпичников: - А у меня два карта - зимний и летний. Уже есть достижения. В Нижнем Тагиле занял первое место.

      Андрей Левтин: - Однажды в Челябинске мне папа взял карт напрокат. Механик удивился, как я катаюсь, спросил: "Ты, наверное, занимаешься?" После этого я попросил папу записать меня в секцию. Пока катаюсь и обслуживаю учебный карт. Своего нет.

      Олег Корболин: - Как узнал о таком виде спорта, сразу пришел. Сказали: буду на соревнования ездить. Меня это заинтриговало. Первый раз съездил в Копейск. Понравилось. Попросил маму взять кредит на покупку картинга. Она согласилась.

      Валерий Денисов, помощник и единомышленник руководителя клуба: - Сначала я сам активно занимался. А когда сын подрос, я его, шестилетнего, усадил за руль. Сейчас Даниле восемь. Вскоре понял: два карта мне не потянуть. Не по карману. Пришлось сделать выбор в пользу Данилы.


Источник: Ярцев, Г. Карты на вираже : [секция картинга в Озерске] / Г. Ярцев, В. Рискин // Челябинский рабочий. - 2008. - 19 февраля. - С. 7.