"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

Е. Изварина
ЖИВИЧНАЯ ГОРЕЧЬ

      Сколько ни свете поэтов – столько же, по-видимому, и граней у «магического кристалла» работы со словом. Каждому своя – в ощущениях, в понимании, в изменчивости ли, в постоянстве... Уральский поэт Александр Шубин если поддается саморефлексии, то размышляет о взаимоотношениях мастера и его ремесла, о земном приложении сил, возможно, «небесных», малопознаваемых:

                  за шагом – шаг, за часом –
                                    час, годами
                  металл и воск, и дерево, и камень
                  идут через кураж,
                                    терпенье и верстак...


      Материя самой жизни, подчиняясь скорее законам природы, чем расчету и направленному воздействию, становится дыханием поэзии, силой слова. Силой слова – и новой жизнью языка, способного, как вдруг открывается, на большее, чем привычно полагаем. Лжи и всевозможным искажениям противостоит

                  ...собачье целебнонесущее право:
                  кротко лизнув сокровенным, как смерть, языком –
                  к жизни вернуть все, что было убито потравой,
                  то, что опять запоет, заболит глубоко.


      О глубинном, заветном, порой и самому себе запретном говорят стихи, и, как известно, мы слышим их лишь тогда, когда в чужом узнаем свое, в пережитом некогда кем-то – переживаемое нами здесь и сейчас. Стихи А. Шубина – вовсе не «чистая лирика». Однако песенность, музыкальность – их неотъемлемые качества, не изменяющие себе в драматически-повествовательном, историческом, философском контексте. Сильные чувства по сути своей музыкальны, что, впрочем, не противоречит ни накоплению житейской мудрости, ни твердой приверженности реалистическому письму... ни, в конце концов, мужеству согласиться: если что нам и предстоит, то –

                  ...жить каждый день взахлеб – накоротке
                  с космической иронией провинции
                  и умирать – на русском языке.



                  ***

                  Поезд уходит

                  Поезд уходит в полночную осень.
                  Черти грохочут
                              под каждым вагоном:
                  малый: – Догоним,
                              по-строгому спросим!
                  Старый: – Чуток – и догоним!
                  В каждом вагоне –
                              и с каждой скамейки
                  дни мои грустно таращатся в окна.
                  Я – как последняя проба ремейка –
                  в это же действие вогнут.
                  Перед глазами киношной келейкой –
                  черный квадратец,
                              подсвеченный детством:
                  кинопись жизни,
                              где склейка на склейке –
                  в общенародном контексте.
                  Поезд летит,
                              как в побеге растратчик –
                  перемежая тоскою дыханье.
                  Как же сладка из последней заначки
                  жизнь за прозрачною гранью.
                  Сириус белым горит, светофорит,
                  гонит в Аид, в пересуд бесконечный,
                  где – первым кругом,
                              огнями «love story» –
                  меченый, мельничный, Млечный.


                  ***

                  Слово

                  Ярился под ярмом бесправия,
                              бессилия
                  и душу, как дитя из пекла выносил.
                  И каждый божий день
                              мне даровал не крылья,
                  но слово – лишь оно мне и давало сил
                  жить по крестьянской вере
                              и традиции,
                  жить каждый день взахлеб –
                              накоротке
                  с космической иронией провинции
                  и умирать – на русском языке.


                  ***

                  Соврет

                  Еще до смерти музыканта
                  его душа гостит в раю,
                  и ей поют все птицы сада,
                  приняв по праву за свою.
                  А музыкант сидит бездумный
                  в прихожей ада – в кабаке,
                  упершись взором полоумным
                  в содом теней на потолке.
                  Худые выцветшие руки,
                  вчера взлетавшие легко,
                  лежат отставленной прислугой,
                  что задремала под хмельком.
                  И – за мгновение до краха,
                  земным на грош не дорожа,
                  он слышит сквозь припадок страха,
                  что возвращается душа:
                  какой-то простенький мотивчик,
                  полнейший вздор, шестнадцать нот –
                  но оживает он, счастливчик!
                  И – подпевая ей – соврет.


                  ***

                  Не говори

                  Не говори и ты «прощай»,
                  кручины не держи.
                  Моей, слетевшей невзначай,
                  слезой не дорожи.
                  Она сверкнула и ушла
                  в земных печалей тьму,
                  и сколько жизни унесла –
                  не ведать никому.


                  ***

                  Свиристель

                  Запахло весенней сосной.
                  Живичная горечь. Свирель:
                  чуть слышно поет свиристель –
                  один в поднебесье лесном.
                  Замерзших собратьев отпеть,
                  их песенки спеть – спешит.
                  Не страшно отставшему – жить,
                  а страшно – не умереть.


                  ***

                  Озеро

                  Плыть во сне исповедальном –
                  в темном озере лесном –
                  растворяя тайну в тайном
                  зазеркалье приписном.
                  Плыть вдоль дышащей границы
                  подноготной и небес,
                  где проблескивают лица
                  тех, чьей верою воскрес.
                  Плыть – парить, раскинув руки
                  над подводною тайгой,
                  невесомо, без натуги,
                  тенью облачно-нагой...
                  Плыть, впивая всею плотью
                  свет с истоком вдалеке,
                  привыкая вновь к свободе
                  и полету налегке.


                  ***

                  Ода чайнику

                  Здравствуй, чайник мой походный,
                  собеседничек охотный,
                  знатный времени транжир –
                  рад, что ты, как прежде, крепок,
                  и венчает блеск заклепок
                  твой начищенный мундир.
                  Как заклятое наследье
                  ты пришел, впитавши медью
                  судьбы лагерных широт.
                  Как по глобусу, гадаю
                  путь твой, пройденный до края
                  исторических щедрот.
                  Копоть смыть – не смоешь имя,
                  за кого ты шел в полымя
                  с гордо вздернутым рожком.
                  Не изноешь волчьей ночью
                  стон души чернорабочей,
                  что крестилась кипятком.
                  В век потравы и распада,
                  средь гламурного парада
                  ты один душой горяч:
                  искрою небесной мечен,
                  по-земному – человечен,
                  и по-божескому – зряч.


                  ***

                  Ночное озеро

                  Ночное озеро колеблется беззвучно.
                  Под гулким колоколом
                              звездной тишины
                  отчетливо слышны
                  и дальний плеск волны,
                  и чей-то смех,
                  и плач,
                  и жалобы уключин,
                  и женский голос –
                  чувственный, певучий,
                  и призрачный, как отблески луны...
                  И сердце – в тесноте
                              предчувственной истомы,
                  так всё до странности
                              здесь близко и знакомо,
                  как будто я проник в предел души,
                  где зыбкий свет, мерцая, ворожит,
                  и светлый лик глядит
                              и тайным знаньем дышит,
                  и матушка слова
                  печальной песни нижет,
                  и голос, словно зябнет, –
                  чуть дрожит...


                  ***

                  По живому

                  Тонкий лед прогибается с треском,
                  сполох молний под тяжестью шага:
                  по-над водами с верою детской,
                  по-над страхом –
                              с недетской отвагой.
                  Как припомню морозное чудо,
                  улыбаюсь я – на небо глядя,
                  даже, если целую иуду,
                  что жуёт втихомолку проклятья.
                  Верой греюсь, дышу и – шагаю.
                  Век страстной
                              прогибается с треском.
                  Не умею втихую по краю:
                  по-над бездною – с силою крестной.
                  По гранитам родимого дома,
                  что мне кровью отцовой завещан
                  и, что рвет на куски по живому
                  набегающей гибельной трещиной.


                  ***

                  Космонавтика

                  – Так из света сгущаясь,
                              восходит росток
                  и, земным отболев,
                              на небесном лепечет:
                  ведь не вечен –
                              по-божески хил потолок,
                  а смиреннейший причт
                              протопопу перечит.
                  И поэтому неотлагаем черед
                  и обратный отсчет
                              каждой сцеженной вещи.
                  Эта звездная ночь,
                              словно наш огород –
                  твой приход обожая,
                              безмолвно трепещет...
                  – Деда, проще! Скажи,
                              папка в небе – живой?
                  Как тогда – в первый раз –
                              телевизор покажет?
                  – Будем ждать,
                              что такие поступят в продажу,
                  чтобы знать,
                              как, шагнув за барьер световой,
                  твой папаня оттуда нам машет рукой,
                  мол, по меркам земным
                              там не страшно.


                  ***

                  Песня

                  Заунывную старую песню,
                  головою качаю – пою.
                  Все, что в ней – мне заране известно:
                  той же долей живу и терплю.
                  Сколько помню себя – столько знаю
                  я её... Песней душу целю!
                  Допою – и опять зачинаю:
                  головою качаю, пою.
                  Запою – словно искру раздую –
                  думу вольную да удалую
                  в сердце стылое я зароню!
                  Не могу никакую иную –
                  все про эту сторонку ржаную –
                  головою качаю – пою.


Источник: Изварина, Е. Живичная горечь: Александр Шубин (г. Озёрск) / Е. Изварина // Наука Урала. – 2011. – № 11. – С. 7.