"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

О. Горст

ГЛАВНЫЙ ИЗ ГЛАВНЫХ: В.А. САПРЫКИН

      Сегодняшняя публикация - дань памяти одному из выдающихся строителей Озерска Василию Андреевичу САПРЫКИНУ, являвшемуся первым главным инженером Южно-Уральского управления строительства с 1945 по 1953 годы.

      Кто они, эти люди, чьим трудовым героизмом в первые послевоенные тяжелые годы был создан наш прекрасный город, уникальный производственный комбинат, носящий гордое имя "Маяк"? Эти вопросы все чаще возникают сегодня, в связи с предстоящим юбилеем Озерска и Южно-Уральского управления строительства. Тем более что тайны "сороковки" постепенно становятся достоянием гласности.

      Их было много, первопроходцев: ученых, крупнейших специалистов строительства и промышленности, опытных организаторов производства со всех концов страны; тысячи и тысячи тех, кого было принято называть "контингентом" - военных строителей, заключенных, спецпоселенцев, "указников" (условно осужденных) и т.д. Имена многих из них достойны доброй памяти. Но, увы, условия строжайшего режима и секретности категорически запрещали любую гласность. Может быть, в те годы это было оправданно. Но факт остается фактом: архивы с личными делами канули в лету. И лишь о немногих, в основном о людях из руководящего состава, мы сегодня с трудом находим отдельные, крайне скупые архивные данные.

      Об одном из них, зная мое глубокое уважение к этому человеку, меня попросили поделиться воспоминаниями ветераны строительства.

      Итак, инженер-полковник В.А. Сапрыкин. Это был человек внушительной и приятной внешности, высокого роста, сохранивший, несмотря на свой уже немолодой возраст (1890 г.р.), подтянутость и армейскую выправку. У него было мужественное, умное лицо, совсем седая голова, приятный тембр голоса. В его внешнем облике, в разговорной речи всегда чувствовалась внутренняя интеллигентность и, я бы сказал, благородство. Это не только мое личное мнение. Именно таким показался он мне при первой нашей встрече. Таким он остался у меня в памяти и до наших дней.

      А встреча эта была в начале марта 1946 года. В то время уже широко развернулось строительство железнодорожной ветки от станции Кыштым до будущей сортировочной станции, которую мы (из соображений секретности) назвали разъездом "А".

      Мне было поручено проектировать мост через р. Угрюмовку, которая во время разлива оказалась серьезной преградой для ввода в эксплуатацию этой железнодорожной ветки - основной "дороги жизни" для обеспечения строительства города и комбината.

      Когда основной чертеж моста был готов, Ф.А. Крупович (опытный инженер-путеец, начальник строительства ж/д ветки) попросил о встрече с Василием Андреевичем, чтобы согласовать детали. Сапрыкин согласился немедленно: "Приезжайте". Я хотел тут же передать подготовленные чертежи Круповичу, но тот отказался: "Нет. Сами будете докладывать Сапрыкину". Я охнул: "Как я буду докладывать самому Сапрыкину?!"

      Дело в том, что о главном инженере я к тому времени уже был достаточно наслышан как о руководителе самого высокого ранга. Честно говоря, я несколько "сдрейфил", но Крупович меня успокоил: "Ничего, все будет в порядке. Поехали!"

      Василий Андреевич, увидев нас, тут же встал, пожал нам обоим руки. Посмотрев основной чертеж и задав всего 2-3 вопроса, он молча взял карандаш и в верхнем углу ватмана начертал "Утверждаю" и расписался. (И подпись-то его красивую я как сейчас помню!) Процедура не заняла много времени.

      Круповичу же он сказал: "Остальное утвердите сами. Строительство моста возьмите под личной контроль".

      Выходя из кабинета Сапрыкина, я почувствовал себя крупным специалистом и с гордостью рассказывал потом об этой встрече своим друзьям.

      (Справка: тот мост с пролетным строением из металлических балок на опорах из деревянных свай был построен в сжатые сроки и прослужил около 12 лет, до того, как был заменен на железобетонный).

      Позднее я узнал, что В.А. Сапрыкин - инженер-путеец "старого образца", окончивший в 1915 году Санкт-Петербургский институт путей сообщения. Следует отметить, что довоенные инженеры-путейцы особо ценились как специалисты широкого профиля. Дороги и мосты, плотины и шлюзы, каналы и тоннели, а также промышленное и гражданское строительство - все это было сферой их деятельности, поэтому их авторитет в инженерных кругах был высок.

      Все сказанное в полной мере относится к Василию Андреевичу Сапрыкину. Но это, так сказать, только его "технический портрет". Если же добавить к этому его практический опыт, то, по-моему, достаточно назвать лишь несколько крупнейших строек, на которых он в разное время занимал руководящие должности. Например, мост через р. Днепр, Магнитогорский горно-металлургический комбинат, Челябинский металлургический комбинат (откуда он и прибыл в Озерск) и ряд других строек. Эти данные я почерпнул в отделе кадров "ЮУС". К великому сожалению, ничего более подробного из биографии Василия Андреевича мне сообщить не смогли...

      Если учесть, что наша стройка начиналась, когда на площадке не имелось ни одной проектной организации (они появились позднее), а правительство требовало срочно начать подготовительные работы для строительства главных объектов промплощадки и города, то станет ясным, какую ответственность пришлось взять на себя всему инженерному корпусу строителей в части собственного проектирования. Все железные и автомобильные дороги, объекты энергоснабжения, жилые поселки, бетонные заводы, карьеры нерудных материалов - все это проектировалось собственными силами и утверждалось В.А. Сапрыкиным.

      Его смелость в принятии многих ответственных технических решений, его требовательность и неутомимую энергию в этой работе трудно переоценить. Из источников, заслуживающих доверия, мне известно, что в первую мировую войну он был офицером в царской армии. Говорили также, что он был дворянского происхождения.

      Не миновали его репрессии в 1937 году. Некоторое время Сапрыкин работал в качестве заключенного в Норильске. В это время начальником горно-обогатительного комбината там был А.П. Завенягин, и, по-видимому, тогда же состоялось его знакомство с Сапрыкиным. Во всяком случае, работники Челябметаллургстроя говорили о том, что генерал-лейтенант А.П. Завенягин сыграл в свое время решающую роль в реабилитации Сапрыкина, помог восстановить его в звании и в назначении в 1941 году главным инженером ЧМС. Думаю, так оно и было. Думаю также, что эти факты из биографии нисколько и никогда не умаляли огромного уважения к Сапрыкину тех, кто знал этого мужественного человека. Скорее - наоборот... Примечательна деловитость, четкость и конкретность его руководства.

      Мне иногда приходилось принимать участие в совещаниях, которые он проводил. Приглашал он на них минимум участников, и, только тех, кто имел самое непосредственное отношение к обсуждаемому вопросу. Длинных совещаний он не терпел. Болтунов - тоже. Не любил излишнего бумаготворчества. В его работе всегда чувствовалось уважение к работе других, к их занятости.

      Однажды я был невольным свидетелем того, как Сапрыкин в своем кабинете по телефону отчитывал командира дорожно-строительного полка подполковника Ременникова за невыполнение в срок какого то задания. Это было сделано в высшей степени корректно, но так внушительно, что, я уверен, подполковник запомнил этот разговор надолго.

      Несмотря на свою высокую должность и огромный авторитет в самых высоких сферах, Сапрыкин этого никогда не подчеркивал и к подчиненным относился, как к равным. Это импонировало. И, признаюсь, многим из нас, тогда молодым, очень хотелось быть похожим на него!

      Хочется также отметить, что Сапрыкин и начальник строительства генерал М.М. Царевский, человек весьма эмоциональный и вспыльчивый, вместе составляли прекрасный и мощный тандем.

      Но, скажу к слову, мне всегда было как-то обидно, что Василий Андреевич не генерал. И думаю, что причина этого не только в формальных ограничениях табеля о рангах, а в чем-то совершенно другом, другом...

      На этом можно было бы и закончить свои воспоминания. Но хочется в заключение привести подлинные слова о Сапрыкине еще одного человека, которого я тоже очень уважаю и помню. Это пишет генерал Александр Николаевич Комаровский, который в военные годы был начальником Челябметаллургстроя:

      "С Василием Андреевичем мы подружились сразу. Его безоговорочный технический авторитет и личное обаяние наряду с большой работоспособностью и оперативностью вызывали всеобщую любовь. И я навсегда сохранил самые светлые воспоминания о годах работы с ним..." (см. "Записки строителя" Москва, 1972, стр.124).

      Думаю, что под этими словами с удовольствием поставили бы свою подпись многие из нас, те, кому далекие годы пришлось работать вместе с этим замечательным человеком - первым главным инженером Южно-Уральского управления строительства Василием Андреевичем Сапрыкиным.



Источник: Горст О. Главный из главных: [В.А. Сапрыкин] // Озерский вестник. - 1995. - 30 августа. - С. 2.