"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

С. Савенков,
А. Чуносов

ПРОПАВШАЯ ПОДЛОДКА

      Недавно в Озерске военный комиссар Владимир Пичугин вручил Андрею Михайловичу Редкошееву орден Мужества, которым был посмертно награжден его сын HИКОЛАЙ Редкошеев - матрос-моторист, погибший на подводной лодке "К-129" в 1968 году в районе Гавайских островов. Приказ о награждении погибших моряков был издан лишь 22 октябре 1998 года президентом России Борисом Ельциным. И только сегодня, благодаря помощи сослуживцев Николая, награда наконец была вручена его отцу.

      Отписки

      Держу в руках письмо из в/ч 62693, Камчатская область, Вилючинск. Командование прислало ответ на просьбу Михаила Редкошеева, брата Николая, разъяснить факт гибели лодки и ее экипажа: "Командование и личный состав Краснознаменной эскадры Тихоокеанского флота помнит и чтит моряков-подводников "К-129", погибших при выполнении служебного долга весной 1968 года. Имена всех 98 членов экипажа увековечены на мемориальной доске поселка Рыбачий (Камчатка), установленной на площади Героев-подводников. Среди славных имен героев-подводников, представленных в музее ВМФ КТОФ и на мемориальном комплексе, есть фамилия Вашего брата - матроса Редкошеева Николая Андреевича. Вечная ему память. По существу заданных Вами вопросов сообщаю: ордена Мужества на моряков подводной лодки "К-129" на эскадру не поступали".

      Письмо датировано 2001 годом. Существует и ответ Министерства обороны. Выдержка из него:

      "...Орден Редкошеева Николая Андреевича в настоящее время находится в Главном управлении кадров Министерства обороны РФ, Москва".

      Ответ выслан 2 апреля 2004 года. А все это время в Озерске живет отец - Андрей Михайлович Редкошеев, которому недавно исполнилось 78 лет. Он здоров и бодр и в свои преклонные годы лихо управляет мотоциклом, выезжая в свой сад за КПП за картошкой и припасами-соленьями.

      На Дальнем Востоке

      Николай мечтал о море и после Озерского ПТУ устроился на Дальзавод во Владивостоке - там ремонтировались военные и гражданские суда. Тянул лямку матроса пассажирского катера. Его костюм перешел потом младшему брату Михаилу, когда Николая призвали на флот. Брюки были на десяток с лишним сантиметров длиннее, рукава пиджака свисали у Михаила, как у Пьеро. Михаил запомнил старшего брата - статного блондина высокого роста, жизнерадостного и с вечной улыбкой на лице. Кстати, когда прощались, Николай сказал: "Видимся мы с тобой, браток, в последний раз". Видимо, предчувствовал беду.

      Николая призвали весной и сразу после формирования команды в экипаже на "Второй речке" послали в учебную школу на остров Русский. На закрытой для посторонних глаз и ушей территории расположены два военно-морских учебных отряда, где полгода обучают молодых матросов профессиям моториста-машиниста и связиста. Бывал я и на острове Русский, в одной из школ. Гоняют там "по-черному", и я с благодарностью вспоминаю экипаж, где проучился всего три месяца, принял присягу и ушел на теплоходе "Ильич" служить дальше, на Камчатку.

      Не миновал и Николай камчатских берегов. После окончания учебного отряда его, возможно на том же "Ильиче", переправили на полуостров Камчатка, в поселок Рыбачий, где и расположена флотилия субмарин. Наш корабль был надводным, стоял на рейде, и мы в бинокли с интересом рассматривали подлодки, которые бесчисленным рядом стояли у пирса поселка Рыбачий, он же Вилючинск, на Камчатке. Как-то я насчитал несколько десятков "подводных китов". Побывали мы с экскурсией и на атомоходе - впечатляет! Но лодку Николая я при всем моем желании увидеть бы не сумел. К тому времени она более 20 лет лежала на глубине Тихого океана...

      Что произошло на борту подводной лодки, до сих пор неизвестно. Вероятный сценарий событий мог быть таким. Подводная лодка шла в режиме работы дизелей под "шнорхелем" под водой для подзарядки аккумуляторных батарей. Возможно, от технических неполадок в системе вентиляции образовалось скопление водорода и произошел взрыв, который и вызвал гибель подводной лодки. Во всяком случае, военные спутники США зафиксировали с орбиты яркую вспышку в океане, под самым боком у своих военных баз.

      "Рабочая лошадка"

      Взрыв действительно был зарегистрирован системой наблюдения США. Затем были зафиксированы дополнительные акустические и сейсмоудары, связанные, очевидно, с разрушением межотсечных переборок, а затем и прочного корпуса. Так что американцы проследили практически весь трагический путь подводной лодки от поверхности до глубины более пяти тысяч метров, куда она устремилась с невероятной скоростью. Как иголка...

      Однако возможна и другая версия происшедшего. Как предполагает опытный подводник контрадмирал Владимир Алексин, подводная лодка "К-129" могла быть протаранена американской атомной подводной лодкой "Swonffish" ("Меч-рыба"). Американские лодки тщательно отслеживали все маршруты наших подводных стратегических ядерных ракетоносцев, буквально преследовали их по пятам, и столкновение при столь плотном слежении является вполне вероятным.

      Сразу после пропажи "К-129" в марте 1968 года американская лодка "Swordfish" с серьезными повреждениями прибыла в японский порт Иокосука и была поставлена в режиме особой секретности на ремонт. К ее ремонту были допущены исключительно служащие ВМС США. В пользу этой версии говорит и быстрота, с которой американцы обнаружили нашу затонувшую дизель-электрическую подлодку. Подводная лодка США "Hullibut" с необитаемыми специальными поисковыми глубоководными аппаратами немедленно была направлена в район предполагаемой катастрофы, и лодка "К-129" была обнаружена значительно быстрее, чем в свое время затонувшие американские субмарины "Трешер" и "Скорпион".

      Выход дизельной ракетной подлодки "К-129" проекта "629-А" (по классификации НАТО - "Гольф-2") на боевую службу был неплановым. Собираясь в этот внезапный поход, командир подводной лодки капитан первого ранга Владимир Кобзарь был не в духе, ругаясь в сердцах на начальников. Ведь подводники только недавно вернулись из 60-суточной автономки, лодке требовался ремонт, многие ребята были в отпуске, и экипаж приходилось собирать в спешке, доукомплектовывая его моряками с других лодок (из 98 членов команды "К-129" почти половина - около 40 подводников - была из других экипажей). Но начальство было категорично, мотивируя свой приказ очередным обострением международной обстановки.

      Курс беды

      ...Под покровом темноты ранним утром 24 февраля 1968 года "К-129" покинула камчатскую бухту Крашенинникова и взяла курс в Тихий океан, к Гавайским островам. Но лодка не вышла на контрольный сеанс радиосвязи. Однако в штабе ВМФ еще надеялись, что все обойдется, такое не раз уже случалось. В ожидании прошли еще сутки, другие, третьи... Увы, "К-129" на связь так и не вышла. После этого по флоту была объявлена тревога, Два месяца "утюжили" район гибели подводной лодки более 30 кораблей, судов и подлодок Тихоокеанского флота, в воздух подняли авиацию, но все эти усилия результатов так и не принесли.

      Осенью 1968 года родным пропавших без вести моряков из экипажа "К-129" по городам и весям Советского Союза были разосланы скорбные извещения, где в графе "причина смерти" значилось: "признать умершим". И ни слова больше!

      Отец погибшего подводника озерчанин Андрей Михайлович Редкошеев вспоминает, что ему позвонили из военкомата и попросили приехать на Кыштымское КПП. Там молодой лейтенант, посланец Камчатской флотилии, с трудом выговорил фразу: "Пропали без вести. Весь экипаж". До начала перестройки, когда стали открываться "темные пятна" российской истории, ни о судьбе лодки, ни о его сыне Николае ничего не было слышно. Факт исчезновения субмарины военно-политическое руководство СССР решило скрыть как от своих сограждан, так и от противника, тихо исключив "К-129" из состава ВМФ. От своего народа скрыть удалось, причем почти на четверть века. А вот от супостата, который, как оказалось, не дремал, не получилось. Более того, в отличие от нас американцам удалось в ходе секретной операции найти на дне океана "К-129" и даже осуществить подъем ее носовой части...

      Что же нашли спецслужбы?

      По официальной версии американской стороны, их спецслужбам удалось поднять лишь носовую часть "К-129", где были обнаружены тела шести наших подводников. Троих из них: торпедиста матроса В. Костюшко, старшего гидроакустика матроса В. Лохова и старшего торпедиста матроса В. Носачева удалось опознать по документам. Тела всех шестерых поместили в контейнер. Затем с соблюдением советского военно-морского ритуала погребения 4 сентября 1974 года, под молитву капеллана на русском и английском языке и под гимны СССР и США, янки опустили контейнер в океан. Как это и принято на военном флоте. Видеопленку этой церемонии, папку с некоторыми документами, а также флаг ВМФ СССР, которым были покрыты тела наших подводников перед погребением их в море, в октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс передал президенту России Борису Ельцину во время встречи в Москве.

      В 1995 году в качестве очередного шага доброй воли американская сторона без лишнего шума передала России копию рассекреченного вахтенного журнала АПЛ ВМС США "Swordfish" с записями за март 1968 года. Если, конечно, записи не сфальсифицированы, то ничего такого, что могло бы хоть как-то пролить свет на трагедию "К-129", там, увы, не значится.

      И еще. Провалявшись после получения от американцев четыре года (!) в историко-архивном отделе при Генштабе ВС РФ, эти документы так и не стали общедоступными: их не перевели (!) на русский язык. Это к вопросу о стремлении наших чиновных структур и лиц к раскрытию тайны гибели "К-129". Ладно, что все-таки не забыли о простых матросах и офицерах, спустя четверть века наградили их. Посмертно...


Источник: Савенков С., Чуносов А. Пропавшая подлодка: [матросу подводнику Н. Редкошееву посмертно вручили орден Мужества] // Южноуральская панорама. - 2007. - 13 апреля. - С. 3.