"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

А. Дерновая

ЗА КАДРОМ, ИЛИ ВЮ ИЗ "ОВ"

      Признаюсь честно: для меня этот материал особенный. Мне очень хочется рассказать о своем коллеге, человеке незаурядном и, безусловно, талантливом, но вместе с тем очень скромном. Ведь участь его - все время оставаться за кадром. Однако сегодня справедливость восторжествует, и тот, о ком следовало рассказать уже давно, выйдет наконец из тени собственного объектива и покажет свое истинное лицо.

      А лицо у Виктора Юрьевича ОКУЛОВА грустное-грустное! При встречах мне всегда казалось, что у него что-то случилось. Но нет. Потом уж привыкла, поняла: ВЮ (обращение, которое предпочитает коллега) на самом деле такой. А позже выяснилось и другое.

      - У меня специфическое восприятие жизни, - говорит Виктор. - Но уж что есть! Я во всем вижу драму. Да, борьба противоположностей заложена во всем... Но я даже шутку, юмор воспринимаю сквозь свою призму. И хотелось бы показать окружающее более красивым, светлым, веселым, а не могу! Взгляд ловит совсем другое. И этот драматизм у меня проходит через все и вся. Даже тональность фотографий не получается сделать иной. Я так вижу...

      А по мне, потрясающе видит ВЮ то, что окружает нас! Я попала к нему в лабораторию как раз в тот момент, когда он готовился к выставке. Смотрю на его работы (такие необычно крупные! Мы-то в редакции видим совсем другие) и диву даюсь: как человек мог "выцепить", "словить" детали, которые вроде бы есть, но для нас их нет. Они просто не видны! Но вот приходит Мастер и "вытаскивает" на свет то, что скрыто от глаз обывателя.

      - Как это происходит? Могу объяснить примитивно: идешь по жизни и заостряешь свое внимание на том, что тебя удивляет. А дальше - дело техники... Правда, надо еще суметь показать то, что заинтересовало тебя. И здесь я самовыражаюсь. Любой вид искусства это форма самовыражения. Говорить на тему своих фотографий в последние годы не люблю. Смотрите, делайте выводы, в моих работах все сказано. Но чтобы "вытянуть" из жизни нечто удивительное, необходим талант, чутье, что ли.Человек должен быть одержим.

      - А ты одержим? - спрашиваю я, хотя ответ уже известен.

      - Думаю, да. Если на полном серьезе говорить, то настоящие, преданные делу фотографы даже гибнут.

      Тут он привел в пример трагический случай: Дима Бойко из Челябинска погиб на Камчатке, на леднике... Но, смею предположить, если бы представилась возможность побывать там нашему Окулову, он бы ее не упустил. Он даже здесь прошлой зимой чуть не отморозил пальцы, снимая пейзажи на берегу озера в самый ветреный день! "Зато отснял три пленки! - радуется Виктор и продолжает уже серьезно, - мне эта съемка оч-чень дорога, я ее берегу..."

      - Такое состояние, - резюмирует он, - я называю дуростью. Но ничего поделать с собой не могу! Грубо говоря, добыча ценного кадра (у меня, во всяком случае) - это колоссальный труд. Физический, моральный, эмоциональный. Бывает такое умственное напряжение, что потом даже голова несколько дней болит. Так случается, когда знаешь, что "зацепил" кадр и из негатива его можно "вытянуть". И не получается! Но с годами я понял одну вещь, а когда понял - расслабился, успокоился. Получается такая штука: ты сам пока не дозрел, чтобы довести этот кадр до ума! И даже не в техническом смысле - надо дозреть нутром, прочувствовать его в комплексе.

      Общаясь с ВЮ, взирая на жизнь, глядящую из рамок, я до конца осознала: фото - дело серьезное. Это не то, что понимается под словом "фотка": щелкнул - и порядок. Здесь все гораздо сложнее, тоньше, щепетильнее... Кстати, о щепетильности. Смотрю на необычнейшую (для меня, во всяком случае) работу Виктора: на ней запечатлен во время операции младенец, только что покинувший утробу матери. (Посчастливилось малышу! Кто еще может похвастаться собственным фото в таком раннем возрасте?)

      - Каково ощущение? - спрашиваю ВЮ, живого свидетеля величайшего таинства - рождения ребенка.

      - Ты знаешь, порой я ловлю себя на мысли, что у меня не все в порядке. Сколько операций я пересмотрел и даже не шевельнулось ничего! Ни кровь, ни что другое меня не шокирует: в этот момент я увлеченно работаю, в этот момент меня привлекает фактура материала...

      - А как быть с этической стороной? Ее ведь со счетов не сбросишь.

      - Долгие годы я вырабатывал в себе эти нормы, и теперь у меня автоматически "включается" тормоз. То есть, я уже не спрашиваю себя, можно или нельзя, и в определенных случаях миную изображения каких-то нюансов. Но все происходит на подсознательном уровне.

      Виктор очень интересный собеседник. С ним можно часами говорить о чем угодно! И на все у него есть своя точка зрения, причем сложившаяся не сейчас. Значит, человек думал, размышлял над многими вопросами, пытался, как говорится, "зрить в корень". Но в этот раз я хотела услышать побольше о нем самом. Мне было невдомек: как физик-ядерщик ПО "Маяк" смог достичь высокого профессионализма на совершенно ином поприще, весьма далеком от производства? Несомненно одно - фотография стала главным делом в жизни Виктора.

      - Сначала, - вспоминает он, - я работал с фотоаппаратом отца. Он назывался "Зоркий" и появился в доме в 1954 году. Надо сказать, что через мои руки за всю жизнь прошло очень много аппаратов, но любимых - всего три. Вот беру в руки, чувствую: холодный, значит, "не мой". Даже не знаю почему. И все, что, на мой взгляд, я делал классного, - все снималось моими любимыми фотоаппаратами. Так вот "Зоркий" - один из них. В то время (мне было 16) я сильно увлекался лыжами (можно сказать, болел, как вот сейчас фотографией) - прыгал с трамплина, потом и горными лыжами занялся... И даже были успехи. А вот увековечить мое мастерство как-то не получалось. Мне было обидно. Тогда отец говорит: "Слушай, ты здоровый мужик, тебе 16 лет. Вот фотоаппарат! Заряди пленку да снимай!"

      - Это стало отправной точкой?

      - Еще нет. Хотя уже тогда родителям приходилось меня "осаживать": отснятые пленки с приятелем печатали по нескольку раз! Фотографий дома были кипы! А вот серьезно занялся этим делом в двадцатилетнем возрасте. Мне на день рождения отец вдруг подарил фотоаппарат (по тем временам - последний писк моды) с лантановой оптикой, о главное - с рычажком для перевода кадра. Я просто обалдел! На следующий же день я выскочил на берег озера и снял свой первый пейзаж. Мне сразу же стало ясно, что именно такого аппарата мне не хватало, чтобы это сделать. В тот момент я и поймал ощущение счастья.

      - А снимок-то получился не зряшный?

      - Это первая художественная работа, которая заслужила мое внимание.

      Вскоре в городе создается фотоклуб "Контакт" (опять же в первых рядах, зачинщиками оказались Виктор Окулов и его коллега по искусству Владимир Чирков). Начались поездки в область, завязалась дружба с челябинским фотоклубом "Каменный пояс".

      - Пожалуй, это явилось стержнем лично моей творческой жизни, - говорит ВЮ. - И, наверное, городского клуба тоже. Проходили постоянные встречи с настоящими мастерами художественной фотографии, российскими и зарубежными. Мы наяву видели их, могли общаться и доверительно, и на профессиональном уровне. Именно с помощью областного фотоклуба я зарабатывал официальный статус сначала фотографа, потом фотохудожника. Через областную организацию в 1992 году стал членом Союза фотохудожников России. И первое признание я тоже получил там... Понятно, что такого положения добиться наскоком невозможно. Это труд, труд и еще раз труд.

      - Как ты выдерживаешь такой напряг?

      - Так ведь бывают и периоды спада. Паузы могут быть самые разные по протяженности. Но главное - выйти на следующий взлет и чтобы он оказался выше предыдущего. А попытаешься бросить - начинается "ломка". Но есть еще один очень важный вопрос. Серьезное занятие любым видом творчества требует больших жертв.

      - К примеру?

      - Семья. Ведь Юлька (так ласково ВЮ называет свою жену - женщину всей его жизни) из-за моей страсти к фотографии сильно страдает. Меня часто, особенно раньше, не бывало дома. Как-то у нее даже вырвалось: "Выбирай: или я, или фото". Но больше мы к этой теме не возвращались. И, честно говоря, я стал еще сильнее ее уважать.

      - Она ведь человек не творческий, как я знаю.

      - Ну, слушай, такие баночки варит! (поясню: всей редакцией мы наслаждаемся соленьями-вареньями, сделанными руками Юли. И облизываемся вплоть до следующего застолья, ожидая от Окуловых нового овощного "подарка"). Это ведь тоже искусство. Или простой пример: я чищу одну картошечку, а она пять! Юлька очень серьезно владеет кулинарным мастерством. Но самый большой талант, данный ей от природы, - это коммуникабельность. С плохим, хорошим, добрым или злым она все равно войдет в контакт.

      Меня всегда поражало какое-то рыцарское отношение Виктора к своей жене. Однолюб, он однолюб и во всем, не распыляется и не разменивается по мелочам.

      - Она села в поезд, в последний вагон, - рассказывает ВЮ свою историю любви, которая внезапно началась на Алтае, в туристической поездке. - А я на подножке ехал, ехал - потом соскочил... Это последнее, что помню. Дальше - провал. Так на меня подействовало расставание.

      Следующие два года, прожитые в разлуке, они писали друг другу письма. Каждый день.

      - Письма я храню до сих пор. Даже ей читать не даю (они ведь мне адресованы!). Продолжая нашу тему, могу сказать, что любовь - это тоже один из способов самовыражения. Вот если предназначаешь свое чувство кому-то - все нормально. А если это проявление твоих эгоистических потребностей, то и речи быть не может ни о каком счастье. Я, например, чувствую (знаю, что-то же чувствует Юлька): нам хватает друг друга. И мы серьезно относимся к совместной жизни, к обязанностям, которые ложатся на плечи каждого.

      Так же ответственно, но вместе с тем, трепетно Виктор относится к сыну и дочери.

      - Несмотря на всю жесткость и требовательность к ним, я считаю нормальным чмокнуть того или другого в щеку. Мы и с Юлькой не считаем зазорным при детях обняться, поцеловать друг друга. У нас всегда в семье все было искренне, без фальши.

      Вот такой Виктор Окулов. В его творчестве всегда чувство. И оно всегда без фальши. Даже взять его работу "Хозяин", ставшую визитной карточкой. Кто запечатлен на фото? Обычный каслинский мужик, дед. Но сколько в изображении чувства, сколько выразительности! Недаром эта работа с момента ее появления на свет (1986 год) прошла по многим фотовыставкам страны, получив не одного "лауреата". Недавно "Хозяин" понадобился в Финляндии: там создают фотоальбом, посвященный творчеству челябинских фотомастеров. А сейчас "каслинский дед" находится в Америке, в частной коллекции.

      - Два года выпрашивали у меня эту фотографию, - говорит Виктор. - И я не устоял...

      - Продал?

      - Подарил. Для меня она бесценна.

      О чем мечтает ВЮ из "ОВ"?

      - За три года наработан колоссальный материал. Теперь нужно время, чтобы начать потихоньку воплощать его в художественную форму - технически и интеллектуально. Хочется подвести итоги. Чтобы потом опять начать новый виток, но уже с новым качеством. У человека всегда есть выбор - остановиться или двигаться дальше...


Источник: Дерновая, А. За кадром, или ВЮ из "ОВ" : [фотокорреспондент "Озерского вестника Виктор Окулов"] / А. Дерновая // Озерский вестник. - 1998. - 7 ноября. - С. 22-23.